Виктор ПОТАПОВ: страховым компаниям требуется время
Недавно две страховые компании – «Спасские ворота» и «МЕСКО» – передали Юго-Восточному округу две современные пожарные машины. Средства нашлись в фонде резервно-предупредительных мероприятий, который образуется при страховании жилья. Первая из компаний на слуху, о второй знают меньше, хотя на страховом жилищном рынке она занимает лидирующее положение.Мы обратились к генеральному директору «МЕСКО» Виктору Потапову с просьбой рассказать о компании.
– А что, кстати, означает «МЕСКО»?
– Международная страховая компания, добавьте – профсоюзов. Основной учредитель – Всеобщая конфедерация профсоюзов, учредителями также выступают национальные профцентры стран СНГ, Международные отраслевые профсоюзы. Главное направление нашей работы – страхование от несчастных случаев, страхование имущества предприятий. Крупной компанией нас не назовешь, но то, что мы существуем с 1993 года, говорит о многом. Устойчивы, надежны – в этом, пожалуй, главные наши достоинства.
– Виктор Альбертович, тогда объясните, зачем «МЕСКО» жилищный рынок? Больших дивидендов он не принесет.
– Так ведь социальная сфера для нас наиболее важная. Участие в крупной социальной программе города – вопрос нашего престижа, если хотите, имиджа. Но, конечно, не забываем о коммерческих интересах. Ведь выиграв конкурс на участие в программе льготного страхования жилья, мы заслужили право именоваться компанией, уполномоченной правительством Москвы. А это дорогого стоит – речь идет о доверии людей. Что может быть важнее для коммерческой организации? Застрахует семья жилье, потом, глядишь, имущество, машину, дачу.
– Есть ли какая-то специфика в обслуживании районов, в которых вы работаете? Насколько я знаю, это часть Юго-Восточного округа, район «Таганский» Центрального округа.
– И еще один объект – высотное здание на Котельнической набережной. Трудные районы. После центра города на юго-востоке – самый изношенный жилищный фонд, иными словами, здесь выше риск повреждения жилья. С другой стороны, нам достались, как говорили раньше, «рабочие окраины»: Капотня, Текстильщики, Люблино, Печатники, Нижегородка. Из новых – Марьино. Кстати, чем выше «образовательный ценз», тем выше и страховая культура. Пришлось поработать с людьми, чтобы убедить их заключить с нами договор, пробудить у них чувство ответственности.
– На вашей территории находится завод «Москвич», работники которого сейчас не получают зарплату. Наверно, еще и из-за этого они не очень охотно идут на увеличение своих жилищно-коммунальных платежей?
– Здесь очень сложная зависимость. Состоятельные граждане, как ни удивительно, как раз более беспечны, чем малоимущие. Бывает, сталкиваешься и вовсе с неадекватной реакцией: квартиру купили за сотни тысяч долларов, а потратиться на небольшой страховой взнос не хотят. Особый менталитет у наших заслуженных деятелей культуры и искусства. Люди привыкли все получать от государства. И до сих пор так мыслят: случись что – им кто-то отремонтирует, а то и купит новое жилье. Не купит.
А вот малообеспеченные лучше понимают, что квартира — их единственное богатство. Кстати, именно жители Текстильщиков первыми после проведенной нами работы и заключили наибольшее количество договоров.
– Каков процент застрахованных вашей компанией квартир?
– 34.
– Ого! Ведь в среднем по Москве 28 процентов. Как добились?
– Очень важна постоянная информация в местных газетах, по кабельному телевидению. Недавно в окружной газете поместили, например, образец нового страхового свидетельства, с пояснениями о заключении нового договора. И реклама, и урок. Но все же наиболее эффективен индивидуальный подход, разговор с каждым человеком. Это происходит в основном на собраниях жильцов, которые организуют ДЕЗы, управы. Такие встречи бывают не реже двух раз в год. Да, приходят в основном недовольные – у кого-то течет, кого-то залило, а у ремонтных служб нет средств, чтобы восстановить жилье. Недовольные – это хорошо. Они быстрее поймут, что будь квартира застрахована, помочь им могла бы и страховая компания.
– На одном «негативе» программу не выполнишь.
– Безусловно. Мы подумали: а почему бы не привлечь к нашей работе старших по подъездам, домам, предварительно, конечно, подробно рассказав им об услуге, убедив их в преимуществах и выгодах жилищного страхования? А они о том поведают соседям. Желающих работать с нами оказалось на удивление много. Поэтому сейчас мы приглашаем примерно раз в квартал в основном старших по домам, рассказываем обо всех новинках, особенностях жилищного страхования.
– А ДЕЗы помогают?
– Где как. Если руководитель дирекции патриот своего района, тогда он понимает, что мы делаем с ним одно дело. Яркий пример — директор ДЕЗа «Марьино» Маргарита Васильевна Ромадина, искренне болеющая за интересы жителей своего района. Дирекции организуют встречи с жителями, находят надежных подрядчиков, которые отремонтируют поврежденное жилье на те деньги, что мы выплачиваем пострадавшим. Работники ДЕЗов часто сами разъясняют, насколько важно жилищное страхование. Подключают даже диспетчерские. Звонит, скажем, человек с жалобой, а диспетчер тут же задает ему вопрос: «А вы застраховали свою квартиру? Ведь в этом случае все издержки на ремонт будут вам компенсированы». Если надо, диспетчер квалифицированно объяснит, где и как оформить договор.
– Но вы все же не сказали, какой интерес у ДЕЗов?
– В том числе и материальный. За проведенную работу ДЕЗы от страховой компании получают комиссионное вознаграждение. И хотя наш резерв предупредительных мероприятий не так велик (10 процентов от суммы страховых взносов), но все же и это помощь хозяйствам.
– А как вы выбираете цели, на которые тратите деньги из резервного фонда?
– Заключая с нами договор, человек думает не только о том, как облегчить бремя своей беды, но и просто оберегает свое жилище. Ведь его взносы идут в том числе и на то, чтобы аварий в домах было меньше. Есть утвержденный список, на что можно расходовать деньги фонда, но он не догма. Здесь есть место и творчеству. Это может быть ремонт различных коммуникаций, которые обеспечивают бесперебойную работу инженерных систем, установка металлических дверей в подвалы и на чердаки, которые преградили бы путь бомжам. Асфальтирование дорожек на подходе к дому, чтобы пожарная машина быстрее добралась к нужному месту.
Или, скажем, прочистка дренажной системы. Если она забита, то вода, особенно при сильных ливнях, устремляется в подвал. Я сам живу в доме, где подобное происходило неоднократно, знаю, чем это грозит: выходят из строя коммуникации, а там может прорвать трубу в квартире. Это как раз страховой случай.
– Сохранится ли с введением 25-й главы нового Налогового кодекса этот фонд?
– Однозначно: нам он становится невыгоден! Но ведь в страховании жилья такой резерв необходим: средства из него направляются на профилактические мероприятия в округе. Отказываться от него нельзя, а вот облагать его налогом на прибыль – простите, глупость. Что облагается налогом? Средства, которые мы собираем у граждан и им же возвращаем. Сумма, которая не является прибылью. Ведь мы ровным счетом ничего не зарабатываем на ней – как, впрочем, на жилищном страховании вообще. Я считаю, было бы правильнее, если бы в Налоговом кодексе была добавлена строка об этом резерве, как это было в прежнем законодательстве, хотя бы по видам страхования, в которых структуру тарифной ставки утверждает правительство.
Остается надеяться, что Департамент страхового надзора проникнется проблемами страховых компаний и внесет соответствующие предложения в рабочую группу по подготовке изменений в Налоговый кодекс. Ну а мы со своей стороны как направляли средства на нужды жителей города, так и будем, хотя в других видах страхования, мы просто были вынуждены отказаться от этого резерва.
– Оправдались ли ваши надежды на то, что жилищное страхование подняло авторитет компании среди населения, и стали ли люди чаще прибегать к другим, уже коммерческим видам страхования?
– Я бы сказал: начали оправдываться. Москвичи медленно, но все же возвращаются к прежним хорошим, но забытым традициям. Речь идет о классических видах страхования – домашнего имущества, загородных построек, от несчастного случая и других, которыми они охотно пользовались в доперестроечное время, а потом, сталкиваясь с тем, что их не раз обманывали, от этого отказались. Теперь доверие понемногу восстанавливается. Но говорить о резкой перемене в сознании людей пока еще рано. Страхование по существу только разворачивается.
– Сейчас соотношение выплат города и страховых компаний в случае наступления страхового случая – 70 к 30. Большая часть падает на бюджет. Год назад это соотношение было еще более щадящим по отношению к компаниям. А сейчас собираются изменить его и снова в пользу бюджета: 50 на 50. Ваше отношение к этому?
– Не думайте, что я так уж резко буду возражать против увеличения доли выплат со стороны страховщиков. Но не надо спешить. По-моему, решение, которое собираются принять, преждевременное. Ведь я уже сказал: страховая активность людей только пробуждается. В ряде европейских стран, кстати, первые пять лет страховая компания освобождается от налогов вообще. Мы же не успели один раз повысить долю страховщиков, как уже снова резко поднимаем ее. А это значит, что данный вид страхования надо покрывать за счет других. Не хотелось бы этого. Ведь это увеличит расходы тех же граждан. Не исключаю, что когда-нибудь доля бюджета составит всего 10 процентов, все остальное – мы. Но надо дать страховым компаниям время, чтобы они накопили резервы, и только после этого менять «правила игры». Это в интересах и государства, и населения.
О нашем собеседнике:
Потапов Виктор Альбертович. Родился в 1969 году в Москве. В 1993-м окончил Московский государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза, в 1996 году — с красным дипломом Финансовую академию при правительстве РФ, а еще через два года получил диплом Академии народного хозяйства по курсу «Страхование». В системе страхования с 1997 года. С 1998 возглавляет Международную страховую компанию профсоюзов «МЕСКО».