Завещание князя Куракина
Москва сегодня – это лес новостроек и десятки восстанавливаемых старинных усадеб. Среди них возрождаются к жизни такие памятники старины, которые, без преувеличения, ранее знала вся страна.Автор «истории о царе Петре»
В любом путеводителе по Москве, издания до 1917 года, среди достопримечательностей столицы непременно упоминается богадельня Куракина, с обязательной добавкой – первая в России!
На дворянской Новой Басманной, когда-то тихой и спокойной улице, совсем неподалеку от зеленого, в купах душистых лип Садового кольца (когда-то все оно было густо засажено) стояла видная барская усадьба. На ее фронтоне крупной лепки родовой герб – это был дом князей Куракиных. Сегодня в этом доме с табличкой «Памятник архитектуры» размещена великолепная техническая библиотека Министерства путей сообщения.
Владелец усадьбы, князь Борис Иванович Куракин – весьма приметная фигура эпохи Петра I. Благодаря написанной им «Гистории о царе Петре», обширным дневникам, нынешние исследователи многое почерпнули об этом периоде русской истории. Князь обладал не только острым пером. Он проявил полководческий талант в битве под Полтавой, умело командуя гвардией Петра – Семеновским полком. Затем успешно руководил российской дипломатией. Умер Борис Иванович вскоре после Петра – в 1727 году.
Перед смертью он завещал большие деньги на постройку в Москве заведения для старых и увечных воинов, он же пожелал возвести при этом домовой храм в честь Святого Николая Угодника.
И блеск, и нищета
Для приюта было испрошено место вблизи княжеской усадьбы. Практически рядом с владениями благодетеля имелась вполне подходящая пустошь размером 50 на 40 сажен (сажень равна 2,13 м). Недобрая и капризная императрица Анна Иоанновна, тем не менее, на княжеский почин откликнулась и пустошь возле Житного двора (сегодня здесь здание МПС) под богадельню благословила.
Именно здесь, выполняя волю отца, выстроил обер-шталмейстер и тайный советник Александр Борисович Куракин в 1742-1745 гг. капитальное здание приюта (ныне дом 4) с храмом Николая Чудотворца, на освящении которого присутствовала сама императрица, теперь уже Елизавета Петровна. В странноприимном доме, «назначенном содержать отставных солдат», немощных и больных, в разные годы проживало до 200 человек.
И в наше время не просто одевать, обогревать и обихаживать долгие годы столько людей, а тогда – тем более. Вот почему Куракинский приют был известен и почитаем как одно из самых солидных благотворительных учреждений России. Построенное «покоем» здание охватывало весь двор и было украшено красивой домовой церковью. Храм этот благополучно простоял почти 200 лет и был снесен в 1935 году.
В наше время здесь располагались многолюдные коммуналки. Затем, когда здание окончательно обветшало, в нем заложили окна-двери и оставили «впусте». А обширный двор, отгороженный от улицы массивной решеткой, превратился в многолетнюю свалку. Мимо этого заброшенного уголка хотелось пробежать как можно скорее – столько было в нем печали.
Долгие годы город не знал, что же с ним делать. Но вот родилась идея построить в центре дом национальностей – эдакий своеобразный комплекс культурных традиций, встреч, выставок, концертов многочисленных диаспор, живущих бок о бок в столице. В октябре 1998 мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление «О создании государственного учреждения Московский дом национальностей». Поискали место и остановились на Куракинском приюте.
Здание буквально возродили: восстановили стенную кладку, поставили колонны, переложили оконные проемы, вывезли многолетние мусорные напластования. Обновленная, «с иголочки» усадьба стала просторнее, уютнее – на стародавний этот уголок города было приятно посмотреть.
И вот 18 октября 2003 года мэр Москвы в присутствии многочисленных гостей торжественно открыл двери Московского дома национальностей. Так возродилась московская старина. Кстати, учреждениями такого рода могут похвастаться немногие мировые столицы.
Историк-архивист Юлиан ТОЛСТОВ