08:37:01
22 ноября 2024 г.

За горячую воду переплачиваем вдвое

Плата за тепло и воду – основные составляющие наших квартирных расходов. И потому при очередном их повышении мы прежде всего обращаем внимание на расход того и другого. Частая реакция: «Неужели я столько потребляю? Дурят нашего брата…» Но есть реальный и объективный способ проверить расходы энергоресурсов: счетчики. Однако по разным причинам в наш обиход они не вошли. И вот недавно принято постановление правительства Москвы № 77 от 10 февраля 2004 г. «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную и горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы», согласно которому приборы учета должны широко войти в практику ЖКХ, появиться в каждом доме.
Как же отныне мы будем рассчитываться за горячую и холодную воду? Уменьшатся или увеличатся наши расходы? Что предстоит сделать, чтобы счетчики появились не только в домах, но и в каждой квартире? Об этом рассказывает эксперт общественного Совета по жилищной политике Московской городской Думы Герман ХАРЧЕНКО.
Суть постановления в том, что на первом этапе все дома оснастят приборами учета воды, на втором – квартиры, и тогда деньги за воду и тепло будут брать не по спорным нормативам, вызывающим нарекания, а за реальное количество воды и тепла.
В настоящее время такие приборы имеются примерно в половине московских домов и в 400 тысячах квартир, но они практически не используются, так как не было методики расчетов с населением по их показателям. Кроме того, что это вело к искажению истинного количества потребления энергоресурсов, омертвлялся огромный капитал. Ведь на протяжении последних 4-5 лет застройщиков обязывали устанавливать такие счетчики во всех домах и квартирах, хотя пользы от них не было никакой. Рабочими приборами они не стали.
Некоторые преимущества были лишь у ТСЖ и ЖСК, которые, преодолевая сопротивление ведомств, все же рассчитывались по их показаниям. Но только по домовым приборам! Потом делили на всех. Но даже при уравниловке люди платили меньше. А если бы показатели снимали еще в каждой квартире, то появился бы и стимул для экономии. Расходы снизились бы значительно больше. Но с жильцами просто не хотели разговаривать. «Нет методики…»
Теперь такая методика появилась.
Сразу замечу, что речь идет только об экономии горячей воды. Что касается холодной, то принятые сейчас за норму 384 литра в сутки на человека (вода на приготовление пищи, санитарно-гигиенические нужды, на уборку мест общего пользования, общедомовые потери воды) увы, реально расходуются. Как показало обследование в ряде домов, главная составляющая – неэкономное расходование воды жильцами. Беречь ее мы еще не научились. Что есть, то есть.
Чтобы понять, что даст потребителям переход на теплосчетчики, поясню, как происходят расчеты в настоящее время. В квиточках, которые рассылают нам ДЕЗ и ЕИРЦ, есть графа: «горячая вода». Но на деле мы платим не за саму воду, а за ее подогрев, не за кубические метры, а за гигакалории. При этом не учитывается стоимость холодной воды, пошедшей на подогрев. И вот, после последнего повышения получилось, что холодная вода (на человека в месяц) стала стоить… дороже горячей! Понятно, что это абсурд. Такого просто быть не может. В результате люди переплачивают за горячую воду по меньшей мере, вдвое.
Постановлением правительства, о котором идет речь, утверждены две новые методики: порядок организации учета и потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным счетчикам, и вторая – принцип распределения между абонентом (домом) и потребителями (жильцами) объемов и стоимости той и другой воды – также на основе показаний приборов. Так что разговоры: «не знаем, мол, как считать», теперь надо забыть раз и навсегда. Методики есть!
Конечно, платить станем меньше, ибо рассчитываться будем за реальное потребление воды. Но это еще не все. Если в каждой квартире появятся счетчики, люди будут нет-нет, но все же поглядывать на их показатели, а, значит, учиться бережнее обращаться с ресурсами. Так, как это происходит с электроэнергией и как принято – по отношению к той же воде – во всех развитых странах. Экономят!
Выиграет не только семейный бюджет, но и городской. Ведь сейчас коммунальные расходы дотируются правительством Москвы. Деньги эти поступают ресурсоснабжающим организациям. Снизится потребление – не будет дотаций. А это миллиарды рублей!
Вторая цель постановления – задействовать сами счетчики. Речь идет о двух видах из них: отдельно на холодную и отдельно на горячую воду. И если на холодную они в части домов и даже квартир существуют, то на горячую практически их нет.
Срок определен такой: к сентябрю 2005 года приборы на ту и другую воду должны появиться на всех домах. За счет кого расходы? Названы такие источники: бюджет, сами ресурсоснабжающие организации (Мосгортепло и Мосводоканал), обслуживающие жилищные организации (ДЕЗы) и, наконец, частные фирмы, которые в дальнейшем будут их обслуживать (а значит, заинтересованы в их установке). В обслуживание, заметим, входит проверка приборов, ремонт, снятие с них показаний. Конечно, рассчитываться за такое обслуживание придется населению. Сумму сейчас трудно назвать, но, думаю, что она будет сравнима с той, что мы сейчас платим за поддержание в рабочем состоянии кодовых замков.
Но это – дома. Теперь о счетчиках в квартирах – ведь только они будут настоящим стимулом к энергосбережению. Те, что установлены на входах в строение и в ЦТП, к экономии не ведут. Они лишь показывают, сколько воды и тепла потребляет тот или иной дом. Другое дело – квартира. Жарко, подкрутил кран на батарее – меньше тепла. Льется струйка из крана… Сейчас не обращаем на это внимание. Но не то будет при наличии прибора. Поставят – немедленно вызовем слесаря. Ведь «капают» наши деньги.
Прежде всего, надо задействовать счетчики, что уже установлены в жилищах. В основном, это новые дома. Понятно, что появились они там не бесплатно: их стоимость строители включали в инвестиционный проект. В старых домах жители сами должны приобретать такие приборы. Стоимость их разная, но, видимо (если иметь в виду счетчики на горячую и на холодную воду), она не превысит двух-четырех тысяч рублей. Не считая, конечно, установки. Отечественные обойдутся вдвое дешевле. Впрочем, не пугайтесь цифр. Как показывает опыт Зеленограда, где программа уже реализуется, первоначальные расходы быстро окупаются. Конечно, обязывать население ставить счетчики никто не будет. Но, если нет квартирного прибора – не обессудьте. Придется довольствоваться «среднедушевой» суммой, которая расходуется на весь дом, а потом делится на каждую квартиру.
Утешает то, что те жильцы, которые все же захотят поставить у себя приборы, не должны сами этим заниматься: то есть искать организацию, выяснять ее надежность и т. д. Они должны лишь подать заявление в свою обслуживающую организацию, и та предпримет все необходимые меры.
Контрольные показания будут сниматься не реже одного раза в полгода. Понятно, что ежемесячно следить за показаниями станет сам владелец квартиры. Так, как он это делает сейчас с электроэнергией. Правда, если он захочет «схимичить» – сознательно занизит показания, причинит повреждения прибору, то ему грозит весьма солидный штраф: с него взяли бы как за воду, которая беспрестанно лилась из кранов с максимальным напором круглые сутки. Понятно, что рисковать не стоит …
Итак, препятствий к реальному подсчету энергоресурсов вроде бы нет. Но вот что смущает: заработает ли все-таки постановление? Вышло оно 10 февраля, но большая часть мероприятий, предусмотренная им (заключение договоров между поставщиками тепла и воды с ДЕЗами, проверка квартирных домовых приборов – там, где они имеются, разработка методики оплаты через ЕИРЦ и т. д.) должны быть завершены к 1 марта. Что у нас сейчас? Март близится к концу. Но ни одно из мероприятий не выполнено. А ведь они взаимосвязаны. И всегда можно отговориться: не выполнено то-то и то-то. Как же мы перейдем к следующему этапу?
Готовили постановление Мосводоканал и Мосгортепло. Невольно думаешь: не поставлены ли ими нереальные сроки именно потому, чтобы не выполнить его вообще? Будем откровенны: оно для них невыгодно. Ведь экономия воды и тепла – им в убыток. Зачем же форсировать его?
Очень хотелось бы ошибиться в таком предположении.
И все же… Когда же мы будем рассчитываться по приборам? Ответа на этот вопрос нет. Чтобы постановление заработало, не осталось декларативным, следовало жестко обозначить в нем ответственность городских отраслевых структур (Управления топливно-энергетического хозяйства, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства) за выполнение каждого пункта.

Илья Глебов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация