«Сдается комната в общежитии»
При том, что реальный спрос на арендуемое жилье значительно превышает предложение, все столбы увешаны объявлениями о том, что сдается (совсем дешево!) комната или квартира. Кое-где поперек листочков с объявлениями комментарий обманутого бедолаги большими, сердитыми буквами – вранье, мол, все это. Конечно, в более резких выражениях.
О мошенниках, которые предлагают жилье в аренду, а на самом деле берут с клиентов деньги за информацию (к тому же недостоверную) о том, по каким адресам можно снять комнату или квартиру, наслышаны уже все. Дураку понятно, что дешевого жилья в столице давно уже нет. Если сулят почти дармовой приют – жди обмана.
Похоже, и сами злоумышленники почувствовали, что с этого «огорода» они сняли почти весь урожай, надо придумывать что-то новенькое. И вот уже множатся по городу объявления «сдается комната в общежитии». Тут, вроде бы, невысокая стоимость оправдана – все-таки не квартира. К тому же, представление об общежитиях у многих еще «советское»: как о государственном заведении, в котором уж точно не обманут. Это, мол, не частная лавочка! Вот на этом и ловят нас, лопоухих, мошенники.
На заработки
Оксана приехала в Москву из Белоруссии, чтобы подзаработать да приодеться модно и красиво. Какой девушке в двадцать с небольшим не хочется выглядеть, как модели в телевизоре, ну, или хотя бы, как героини любимых сериалов? В провинции ни денег больших не заработаешь, как ни крутись, ни супермодных нарядов не купишь, какие водятся в столичных бутиках.
Летом у соседей гостила дальняя родственница из Москвы. Однажды Оксана разговорилась с ней, что да как. «Да вот у меня с собой случайно оказалась газета объявлений – посмотри сама», – предложила ей женщина. У Оксаны глаза разбежались – работы море, и в основном в долларах платить обещают. Стала пересчитывать, сколько же это будет в «зайчиках», и загорелась поехать на заработки.
Как ни отговаривала мать, после Нового года собралась и поехала на свой страх и риск. Остановилась у подружки в студенческом общежитии. Правда, та предупредила, что тут строго – гостям долго не разрешают задерживаться. Дня три – и привет. Ну, в крайнем случае, можно на неделю договориться. «Я хочу комнату где-нибудь снять», – сказала Оксана подруге. «Да что ты! – воскликнула та. – Это очень дорого. Даже если устроишься работать, то как раз все будет уходить на жилье, еду и дорогу. По бутикам не разгуляешься».
Энтузиазма у Оксаны после этого разговора поубавилось, но не уезжать же назад, не попытав счастья. На следующий день они вышли пораньше. Подруга отправилась на лекции, а Оксана – на поиски жилья и работы. Купила в киоске кипу газет с объявлениями и телефонную карточку. Устроилась поудобней возле телефона-автомата в метро – радио почти в ухо орет всякие рекламы, но зато тепло.
Звонки в серьезные фирмы, занимающиеся арендой, привели девушку в состояние шока. Во-первых, ценами на жилье, во-вторых, расценками на услуги. У нее и денег-то таких не было. Попробовала позвонить по поводу вакансий – тоже мало утешительного. То московская регистрация требуется, то куча справок, то квалификация не та, то еще что-нибудь. А где готовы были взять с распростертыми объятьями, там как-то очень туманно говорили об оплате.
Выйдя на улицу, Оксана готова была разрыдаться от огорчения. Но тут ее взгляд упал на объявление. «Вам нужна недорогая комната в общежитии? Тогда позвоните по телефону… Спросить Александра Григорьевича». Не теряя времени даром, Оксана побежала звонить.
Александр Григорьевич оказался на месте. Он любезно объяснил ей, как доехать до общежития и сказал, что будет ждать ее к двум часам. Ровно в два Оксана уже стучала в кабинет коменданта общежития. «Я вам звонила по поводу комнаты», – сказала она мужчине, сидевшему за столом. «Проходите, садитесь, – сказал тот. – Проживание у нас стоит полторы тысячи рублей в месяц. Если вас это устраивает, то сейчас внесите мне эту сумму, а завтра уже можете поселяться – я все оформлю».
После звонков в фирмы по аренде жилья, плата за комнату в общежитии показалась Оксане просто божеской. Она тут же выложила требуемую сумму. Мужчина пересчитал купюры, что-то записал в большой амбарной книге и велел девушке приходить завтра утром.
На следующий день Оксана с сумками наперевес доказывала пожилому дядечке на вахте общежития, что она с сегодняшнего дня проживает здесь, что уже внесла плату за месяц вперед. Неприступный вахтер сказал, что сейчас пригласит коменданта для выяснения. К Оксане вышла женщина, назвавшаяся комендантом общежития. «А где же Александр Григорьевич? – растерялась девушка. – Я ему вчера заплатила за проживание. Он сказал, что сегодня можно поселяться…»
«Не знаю, кому вы там платили, а у нас мест нет», – заявила женщина и дала понять, что разговор окончен.
«Не нужна мне ваша Москва, – рыдала вечером на плече у подруги Оксана. – На каждом шагу обман. Завтра же уеду домой».
Подруга советовала заявить в милицию, чтобы хоть полторы тысячи назад вернули.
«Как же, вернут! – сказала Оксана. – И денег не вернут, да еще и меня задержат за то, что без регистрации в Москве нахожусь».
На то и расчет был у мошенников, что приезжий человек вряд ли пойдет в милицию искать справедливости.
Эксперимент
Мы тоже решили позвонить по нескольким объявлениям, предлагающим комнаты в общежитиях. Набираем номер, на другом конце провода отвечает молодая девушка. На все вопросы она предлагает приехать в фирму и вести разговор на месте.
«Ну, скажите хотя бы, есть ли у вас варианты рядом с метро ВДНХ»? – настаиваем мы. «Конечно, есть, – говорит она. – У нас по всему городу есть общежития. Очень дешевые комнаты, разнообразные варианты». «А на какой именно улице возле ВДНХ»? – не сдаемся мы. «Вам скажи адрес, так вы пойдете и сами устроитесь»! – возмущается девушка и, не прощаясь, кладет трубку.
«Это общежитие?» – спрашиваем мы, дозвонившись по следующему номеру. Отвечают, что агентство «Недвижимость люкс». Комнаты в общежитии? Да, пожалуйста, любые, на выбор: от тысячи рублей в месяц до трех тысяч. Надо только подъехать в офис у метро «Курская», внести залог в размере 2 150 рублей и можно ехать смотреть вариант по адресу, предложенному агентством.
По другому номеру тоже отвечает «Недвижимость люкс», правда, другая девушка. По ее версии, места остались только в одном общежитии у метро «Октябрьское поле», поэтому стоит поторопиться. Тысяча пятьсот рублей в месяц за проживание. Залоговая сумма такая же, как и в первом случае, две тысячи сто пятьдесят рублей.
Проверяем по справочникам и в Интернете – ну, нет такого агентства в Москве! Перезваниваем еще раз, чтобы уточнить, как давно существует агентство «Недвижимость люкс». «Семь лет на рынке недвижимости», – на голубом глазу отвечают на другом конце провода. «А почему, – интересуемся, – его нет ни в одном справочнике?» «Наверное, плохо ищете», – было нам ответом.
Еще несколько телефонных номеров принадлежали агентству недвижимости «Ваш город» у метро «Китай-Город». По одному из них предложили комнаты в общежитии по стоимости 700 рублей в месяц, если проживание вдвоем в комнате, и за тысячу рублей в месяц, если комната на одного. По другому номеру были только варианты аренды стоимостью в тысячу рублей.
А по третьему, спросив, в каком районе нам необходимо жилье, предложили помимо комнат в общежитии и вовсе шикарный вариант. «У нас есть комната в трехкомнатной квартире за две тысячи рублей в месяц, – сказала девушка. – Хозяин там не проживает, две другие комнаты закрыты». Когда мы изъявили желание зайти на следующий день, девушка назвалась Аллой Рублевской, велела подойти к ней и сказать, что у нас бронь «Мантулинская, 24/19».
Тут впору было упасть со стула, потому что звонили мы из редакции, которая находится как раз по адресу: улица Мантулинская, 24. В этом здании нет ни одной квартиры – только учреждения. А дома под номером 24/19 вообще не существует.
Это навело нас на мысль проверить, а зафиксировано ли где-нибудь и это агентство. Но и «Вашего города» в справочной литературе найти не удалось. По одному из телефонных номеров интересуемся, как давно существует агентство. «Ну, я не знаю, сколько, но давно, – ответила девушка. – Я, например, здесь семь лет работаю». «А почему в справочниках нет вашего агентства?» – настаиваем мы. «Не знаю, – голос в трубке звучит уже не так уверенно. – Попробуйте посмотреть в Интернете». «В Интернете тоже нет», – делимся мы своими изысканиями. «Некогда мне с вами разговаривать», – сердито ответила девушка и положила трубку.
Так называемый «залог» в «Вашем городе» берут в размере 1 970 рублей.
Признаться честно, мы не стали рисковать своими деньгами.
КСТАТИ
Одному из наших сотрудников год назад довелось две недели жить в общежитии строительной организации в Пушкине. Сутки обладания очень скромным «койкоместом» обходились ему в 91 рубль. Подсчитайте, сколько выходит в месяц. А ведь это даже не Москва, а всего лишь Подмосковье!