ДЕЗ без бюджетных денег?
Прошло всего три месяца, как Москва объявила о переводе жилищного и коммунального сектора городской экономики на условия экономически обоснованных тарифов и услуг. О том, как организуется эта работа, и первых результатах проведения реформы рассказывает и. о. заместителя начальника Управления городского заказа правительства Москвы Ольга Миначенкова.— Ольга Олеговна, согласны ли вы с тем, что проблема реструктуризации отрасли, напрямую отражающая интересы каждого москвича, уже обретает общественно-политическую значимость?
— Вы правы. Значимость процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства трудно переоценить. Он затрагивает каждого москвича, каждую семью и тесно связан со становлением и развитием местного самоуправления.
— Многие жители недовольны работой ДЕЗа, но тем не менее, подавляющее большинство домов обслуживается именно ими. Может, говорить о рынке жилищно-коммунальных услуг в Москве пока преждевременно?
— Дирекции получают финансирование из бюджета города на эксплуатацию домов и обслуживают около 90% жилищного фонда, заключая договоры на выполнение работ по эксплуатации и ремонту с многочисленными подрядными организациями.
Но не все ДЕЗы работают плохо. Кроме того, в городе есть и негосударственные управляющие компании, в том числе и ТСЖ. Их, правда, пока не так много, как хотелось бы.
— В чем, на ваш взгляд, причина?
— Недостаточное развитие системы привлечения негосударственных компаний, в том числе ТСЖ, к управлению муниципальным жилищным фондом обуславливается, прежде всего, существующей системой бюджетного финансирования ДЕЗов как балансодержателей площади города. В этих условиях ДЕЗ обслуживает жилищный фонд с минимальными затратами, исходя из плановых ставок расхода, работает в условиях постоянного недофинансирования и, соответственно, с низким качеством. А позиция большинства жителей, еще не осознавших последствий такого недофинансирования, — лишь бы заплатить меньше. С другой стороны, подрядные организации вынуждены оказывать услуги ДЕЗам по заниженным ценам. Это не стимулировало объединения жителей к переходу на прямые поставки жилищных услуг, потому что услуга, оказанная напрямую, минуя ДЕЗ, была более дорогой. В таких условиях частные компании не могли конкурировать с ДЕЗами, что способствовало сохранению монополии на услуги управления имуществом.
— Наверное, в таких условиях будет достаточно проблематично создавать рыночные отношения между поставщиками и потребителями жилищно-коммунальных услуг?
— Сегодня прорабатывается вопрос о реорганизации ДЕЗов и прекращении их финансирования из бюджета города. Правительство Москвы считает, что бюджетные средства должны направляться непосредственно жителям и их объединениям. Тогда будут созданы одинаковые условия для всех управляющих компаний, ведь цены у разных организаций за одинаковые услуги станут примерно равны, а «подпорки» из бюджетных денег не будет ни у кого. Дирекциям единого заказчика, находясь в условиях конкуренции, придется стать равноправными участниками рынка управленческих услуг. И жители сами будут выбирать качество и уровень сервиса: получше и подороже или похуже и подешевле.
— Какие шаги уже сделаны?
— Понятно, что рынок жилищно-коммунальных услуг невозможен без рынка спроса, который формируют объединения граждан в жилищной сфере: ЖСК, ТСЖ, территориальная община. Именно они могут выступить заказчиком услуг и формировать этот рынок снизу.
— Как это происходит организационно?
— Еще в 1998 году впервые в Центральном округе города была разработана соответствующая окружная программа, а в 2000 году — городская. В настоящее время идет серьезная работа по ее реализации, доработке, корректировке с учетом поставленной мэром задачи ускорения реформирования ЖКХ. В прошлом году при правительстве Москвы создан и начал работу Координационный совет по развитию самоуправления в жилищной сфере. В совет входят представители администрации города и общественных организаций. На его заседаниях рассматриваются вопросы самоуправления именно в контексте реформы ЖКХ и мероприятия по выполнению поставленных реформой задач.
— Москвичам не хватает информации о проведении в столице реформы ЖКХ, из-за чего они сдержанно, а иногда и откровенно негативно относятся к идее создания рынка коммунальных услуг, считая, что государство опять перекладывает свои проблемы на плечи граждан.
— В этом году в ведении Управления городского заказа создано государственное учреждение «Центр реформы в ЖКХ». Одно из приоритетных направлений его деятельности — широкомасштабное информирование москвичей по тематике реформы и развитию самоуправления в жилищной сфере, выявление возникающих в ходе реформирования проблем, их анализ и преодоление. Считаю, что без обратной связи населения с администрацией реформа ЖКХ не сможет осуществиться, и ГУП «Центр реформы в ЖКХ» как раз и будет способствовать ее установлению.
— На ваш взгляд, какое направление в этой работе должно стать магистральным?
— Стимулирование самоорганизации жителей, создание условий для эффективной деятельности жилищных объединений различных организационно-правовых форм.
— Мне кажется, что у нас пока мало ТСЖ потому, что люди в реальной действительности оказываются бессильными преодолеть правовые и чиновничьи преграды.
— Практика показала, что такие жилищные объединения, как ТСЖ, ЖСК, в своей деятельности сталкиваются с определенными юридическими проблемами. Ни Конституция, ни иные правовые акты РФ не регулируют решение определенных вопросов жилищных объединений в организационно-правовых формах ТСЖ, ЖСК. Это сдерживает массовую поддержку населением товариществ.
— Как быть?
— Сейчас обсуждается вопрос о создании коммерческих структур в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с привлечением в их уставные капиталы как собственников, так и нанимателей жилья. Законодательная база, регулирующая создание и деятельность АО и ООО, достаточно хорошо проработана на федеральном уровне. Эти общества будут представлять интересы физических лиц (собственников, нанимателей) перед юридическими лицами — поставщиками услуг.
— Вопрос, который волнует всех: расчеты за жилищно-коммунальные услуги. Что скажете?
— Начиная с 1994 года в Москве проводится работа по изменению системы расчетов с потребителями услуг, вводятся в действие и совершенствуются экономические и правовые механизмы. С нанимателями жилых помещений стали заключаться договоры найма, а с владельцами и собственниками помещений — договоры на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного и нежилого фонда, на поставку коммунальных услуг.
— Все-таки договорная система между потребителями и поставщиками услуг ЖКХ – дело достаточно новое. Сознание населения готово к таким взаимоотношениям?
— Проблем хватает, поскольку многие граждане противятся заключению таких договоров, а жилищные организации не проявляют должной настойчивости и ответственности.
— Мы много говорим о новых тарифах, хотя далеко не все москвичи стали оплачивать услуги ЖКХ по их фактической стоимости. Как изменилась статистика за последние три месяца?
— Если в 2001 году полную оплату производили 6 процентов жителей города, то с введением добровольных ставок этот показатель увеличился и по состоянию на 15 марта 2002 года составил 8,5 процента.
Все жители ознакомились с реальными платежами за жилищно-коммунальные услуги и смогли оценить сумму доплаты из бюджета города каждой семье.
— Реальные платежи – это сколько?
— Стоимость услуг в расчете на 1 кв. м площади в месяц сегодня составляет почти 26 рублей без учета капитального ремонта. До 1 января 2002 года население оплачивало около трети их стоимости, а две трети стоимости дотировались из бюджета.
— Другими словами, основная задача – самоокупаемость коммунальной сферы, надеюсь, не только за счет налогоплательщиков?
— Главное — обеспечить жилищные права граждан, то есть создать условия для достойной жизни, привлечь жителей и их объединения к управлению своими домами. При этом предоставляются возможности выбора способа управления имуществом (жильем), самостоятельного определения управляющих и эксплуатирующих организаций, контроля количества, качества и своевременности предоставляемых услуг. Мэр Москвы Юрий Лужков неоднократно говорил о том, что объединения граждан в жилищной сфере должны стать ключевым звеном реформы, и тогда она приобретет социальную направленность и будет поддержана населением.
В 2001 году за жилищно-коммунальные услуги полностью платили 6 процентов жителей города. С введением добровольных ставок этот показатель увеличился и по состоянию на 15 марта 2002 года составил 8,5 процента
За качество услуги должна отвечать та организация, которая ее поставляет, потому необходимо выработать единые правила работы внутри городской структуры
Руководитель проекта Татьяна Данилина