21:36:17
17 ноября 2024 г.

От социального жилья Москва не откажется

У россиян должны быть равные возможности для приобретения жилья, и в то же время тот, кто социально не защищен, может рассчитывать на государственную поддержку. Это – один из главных принципов демократического общества, который лежит и в основе жилищной политики. Разработчик и «проводник» ее в Москве – Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Он – основной инвестор и главный заказчик в строительстве жилья по городскому заказу. Другие направления его деятельности: развитие жилищного самоуправления, льготное жилищное страхование, ипотечное кредитование, ликвидация общежитий, паспортизация жилья, предоставление квартир приоритетным категориям очередников, программа «Молодой семье – доступное жилье и т. д.
На прошлой неделе собрался хозяйственно-экономический актив департамента, чтобы подвести итоги работы за год, наметить задачи на будущее.
Что сделано, что не удалось, что надо сделать. Обо всем этом в своем выступлении рассказал его руководитель Петр САПРЫКИН.

Взят 800-тысячник
Прежде всего – итоги 2003 года. Программа реализации жилой площади в целом выполнена.
В минувшем году достигнута рекордная цифра объемов переселения, к которой не удавалось даже близко подойти за предыдущие годы выполнения программы ликвидации «пятиэтажек». Впервые был преодолен 800-тысячный рубеж – по площади отселяемых домов, а это больше, чем отселялось в 1999 и 2000 годах вместе взятых.
Возросшие объемы переселения умножили и проблемы, которые при этом возникают. Это, прежде всего, неготовность площади к заселению, а также строительные недоделки, которые не позволяют людям вовремя сменить место жительства. Другое серьезное затруднение – затяжные судебные тяжбы. Так, на начало текущего года в судах находилось почти 400 дел. Причины исков разные: от недовольства местом расположения нового дома до требования предоставить квартиры большей площади, а то и несколько, причем со значительным превышением действующих норм. Здесь мы не уступим ни шагу. И закон на нашей стороне.
В прошлом году мы перешли к новому принципу формирования программы жилищного строительства по городскому заказу. Один из основных ее аспектов – строительство коммерческого жилья в инвестиционно привлекательных местах на конкурсной основе. При этом Москва получала свою долю в денежном выражении, что позволило обеспечить финансирование строительства жилья по городскому заказу.

Самое нужное окно
Просто ли встать на очередь или оформить собственность на квартиру? К сожалению, нет. Для этого надо принести вместе с заявлением и документами, удостоверяющими личность, еще от 6 до 12 справок и выписок. На один их сбор уйдет не меньше месяца. Как облегчить людям эту процедуру? Четыре года назад отказались от справки из РЭУ об отсутствии задолженности по квартплате, справки с места работы о доходах. Не требуется и документ о наличии у членов семьи заявителя иной жилой площади.
Режим «одного окна» ускорил и систематизировал процесс «дебюрократизации» оформительских процедур. Начать решили с наиболее востребованных операций – постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и приватизации жилья.
Методику отрабатывали в Зеленограде, где еще в начале 2003 года было открыто «одно окно» в окружном управлении департамента. Его электронная база связана с ЕИРЦ округа. Кроме того, благодаря налаженному электронному обмену с Мосрегистрацией, управление получает всю необходимую информацию, заверенную электронной цифровой подписью.
В этом году нужно распространить опыт Зеленограда на всю Москву. И постепенно перейти на безбумажный документооборот. Необходимое условие успешной работы наших подразделений в режиме «одного окна» – разделение функций приема заявлений и последующей их обработки нашим сотрудником. Пока такого нет.
Недопустимо, когда людям говорят: «Либо вы оформляете документы по-новому (и добавляют: «Но это долго!»), либо все делаете сами». То есть, по-прежнему собирайте все справки. С таким отношением мы столкнулись в жилищных отделах Покровское-Стрешнево, Строгино, Щукино. А в Северном Тушине просто выдают на руки список документов: «Без этого не поставим на учет».
А вот результаты недавней проверки в Северо-Восточном и Южном округах. В Марьиной Роще, Марфине, Отрадном заявления принимают только по понедельникам с 15 до 18 часов, хотя в информационных материалах этих отделов написано: «Работаем ежедневно». Кому верить?
Орехово-Борисово – Северное и Южное. В жилотделах висят объявления, что для постановки на учет необходимо представить заявление, а также некие документы «личного характера». Рядом объяснение, что это справки из Мосрегистрации о сделках за последние 5 лет, сведения о незарегистрированных членах семьи, и тому подобные бумаги.
Мы должны понять: работа в системе «одного окна» – не какая-то городская кампания, которая сегодня есть, а завтра – забыли. Это принципиальный поворот во взаимоотношениях городской власти и граждан. Бремя бюрократических согласований, получение справок должны быть возложены на чиновника, а не на гражданина. Необходимо назначить в каждом окружном управлении ответственного сотрудника, который постоянно бы отслеживал работу наших служб по новой системе. И начальники управлений должны контролировать этот процесс.

Мы вас слышим
В минувшем году у жилищников появилось новое звено — «телефон доверия». Со 2 июня, когда он начал работать, зафиксировано 14,5 тыс. звонков граждан. Это хороший показатель – значит, нужны людям. Но из общего количества обращений – только 50 приходится на жалобы. Нормально, что большая их часть поступает из самых больших округов – Южного и Северного. Ненормально другое: по количеству поступающих вопросов по сносу пятиэтажек и аварийных домов с отрывом лидируют тот же Северный округ и Юго-Западный. А вот Южный округ, наоборот, получает наименьшее число «черных шаров» от граждан (кроме, конечно, Зеленограда). О чем это говорит? Это свидетельствует о том, что в жилищных управлениях Северного и Юго-Западного округов слабо налажена связь с населением. А ведь успех всей нашей деятельности во многом опирается на активную и постоянную информационно-разъяснительную работу.

От проекта до объекта
Еще одно слабое звено: оформление необходимых документов для передачи под заселение жилых домов, построенных по городским жилищным программам. Строительные организации и префектуры, которым это поручено, работают несогласованно. В результате – срыв сроков отселения отдельных жилых домов, сносимых в 2003 году. Говорим об этом из года в год, но ничего не меняется.
Важнейшая проблема – работа с проектировщиками. Департамент, как заказчик строительства жилья, обязан настойчивее добиваться увеличения количества площади, предназначенной для городских нужд. Более эффективно надо использовать имеющуюся инфраструктуру и земельные участки при возведении объектов соцкультбыта – детских садов и школ, инженерно-технических сооружений. Число мест в школах следует расширять с помощью пристроек блоков к уже существующим корпусам. Иначе мы вновь будем возвращаться к ситуации, которую получили в этом году в Юго-Восточном округе, где придется сносить три дома, чтобы построить школу.
Комплексом архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы адресные перечни строительства жилья по городскому заказу формируются, к сожалению, по остаточному принципу. Включаются, в частности, адреса домов, по которым имеются различные обременения: компенсация собственникам и арендаторам, большое отселение жителей, необходимость строительства инженерных коммуникаций. Все это приводит к значительному удорожанию строительства. Невыгодна такая ситуация и инвесторам. Поэтому многие адреса исключаются из перечня домов, выставленных на конкурс.
Подразделения Москомархитектуры не обеспечивают в установленные сроки разработку предпроектной и проектной документации. При этом площади жилых домов и их этажность уступают аналогичным объектам коммерческого жилья.
Строительные организации нарушают ритмичность ввода жилья в течение года. В результате департамент в первом полугодии 2003-го года был вынужден направлять практически всю площадь на цели переселения. Не снимаем вины с себя: департаментом не в полной мере обеспечивался контроль за соблюдением выполнения условий инвестиционных контрактов на строительство домов, где имелась доля города.
Чтобы ускорить процесс переселения, мы предлагаем обязать инвесторов представлять в департамент протоколы поквартирного распределения на жилые дома не позднее 3 месяцев с момента проведения Государственной комиссии конкурсов по инвестированию строительства и реконструкции жилых объектов.

Кто даст совет?
Информационная работа в окружных управлениях департамента по программе «Молодой семье – доступное жилье» поставлена крайне неудовлетворительно. Мы нередко сталкивались со случаями, когда наши сотрудники в жилищных отделах не могли дать квалифицированного совета людям по выбору устраивающего их варианта. Случаи такой некомпетентности надо свести к нулю. Поэтому в ближайшее время вся разъяснительная работа с молодыми семьями будет передана в наш ГУП «Агентство по реализации жилищного займа и субсидий». Первичный прием граждан по указанной программе будет вестись только там.
Серьезная проблема – выявившееся несовершенство правовой базы в случаях деприватизации жилой площади. Предлагаю внести в закон города Москвы «О передаче в собственность города Москвы приватизированных жилых помещений» дополнение, дающее четкое определение обязательств, обременения жилых помещений и порядка деприватизации – в случае принятия правительством Москвы (как органом исполнительной власти субъекта РФ) постановления о переселении домов в связи с их реконструкцией.
В прошлом году остро встала проблема заселения выморочных жилых помещений. С введением в действие третьей части ГК РФ такое имущество стало оформляться в собственность РФ. Указанная норма полностью сломала ранее действовавший механизм. По нашей инициативе был разработан и подписан агентский договор с Минимуществом, дающий городу право реализовывать выморочные комнаты и доли в праве от имени РФ. В этом году мы надеемся полностью решить эту проблему – подписать аналогичный договор по реализации всех выморочных квартир.

Сделать жилье доступным
Один из путей решения жилищной проблемы – ипотека. Мэр города Ю.М. Лужков уделяет приоритетное внимание ее развитию в Москве, что в перспективе позволит каждому москвичу приобрести жилье тех потребительских качеств, которые ему необходимы. Но процесс сдерживается, в основном, из-за несовершенства российского законодательства, высокого уровня инфляции и высоких процентных ставок по кредитам. Как сделать ипотеку доступной? Необходима поддержка государства (прежде всего законодательная), более лояльный подход к нуждающимся в получении кредита со стороны банков. В то же время органы исполнительной власти города должны активнее участвовать в формировании «законодательной инициативы» для всего комплекса задач в этой сфере.
В настоящее время совместно с Московским ипотечным агентством и Банком Москвы завершается работа по созданию схем кредитования граждан с использованием таких механизмов, как безвозмездные субсидии, за cчет имеющегося в собственности жилья и накопительных схем.

Ключ к реформе
Реформа городского жилищно-коммунального хозяйства – еще одна важнейшая тема, имеющая непосредственное отношение к нашей работе. Участие жителей в этом процессе – ключ к реформе ЖКХ.
Причины, по которым не развивается жилищное самоуправление в городе, известны. Это отсутствие управленческих и эксплуатационных предприятий, которые пришли бы на смену муниципальным, отсутствие условий для гарантированного от инфляции накопления домовладельцами средств, предназначенных на капитальный ремонт. Нет и механизма прямого перечисления бюджетных дотаций на счета ТСЖ. Для товариществ фактически закрыт путь получения доходов от использования нежилых помещений. Долгое время остается нерешенным вопрос землепользования и межевания кварталов. И, наконец, нельзя не сказать о том, что ТСЖ поставлены в неравные условия в финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с ДЕЗами.
Конкретный пример. ТСЖ «Чародейка-2» (Юго-Западный округ). Товарищество вышло с предложением взять свой дом, а также соседние три, расположенные на одном земельном участке, на самообслуживание. Но дирекция района Южное Бутово всячески препятствовала этому. Вмешался наш департамент. Выяснилось, что в одном из домов имеется нежилое помещение, где размещена диспетчерская служба дирекции (которая обслуживает только эти дома!). При передаче строений в управление товариществу ДЕЗ лишился бы помещения и доходов, получаемых от эксплуатации части жилищного фонда.
В конце прошлого года департамент обратился к префекту ЮЗАО с просьбой поддержать инициативу ТСЖ и разработать мероприятия по поэтапной передаче жилых домов товариществу. Но дело так и не сдвинулось с места. Такие примеры есть и в других округах. При этом от представителей территориальных органов исполнительной власти мы часто слышим: жители, мол, не хотят управлять своим имуществом. Но им просто не дают!
Мы должны направить все усилия на то, чтобы стронуть этот тяжелый, огромный воз инертности с места. Власть должна поддерживать инициативы граждан. Важнейшая наша цель – сделать хозяевами в доме именно жильцов. Они лучше других знают насущные проблемы дома, более чем другие заинтересованы в их скорейшем разрешении.
Хочу подчеркнуть главное: повышение качества жизни в нашем городе принципиально связано с жилищным комфортом москвичей, достижением европейского уровня их обеспеченности «квадратными метрами». При этом Москва не собирается отказываться от бесплатного предоставления жилья социально незащищенным очередникам. Все перечисленное – наша с вами работа, наши задачи. Надо приложить максимум сил, чтобы выполнить их как можно лучше.

Печатается в изложении

ИТОГИ В ЦИФРАХ

Для очередников и «переселенцев» было направлено более 1,7 млн. кв. метров общей площади. Таких объемов департамент жилищной политики и город еще не знали. Из них:
– около 420 тыс. кв. м – для очередников по месту жительства и месту работы,
– почти 1021 тыс. кв. м – на переселение,
– более 261 тыс. кв. м – для участников программы «Молодой семье – доступное жилье».
За счет этого улучшили жилищные условия более 8 тыс. семей очередников приоритетных категорий. Переселено в 2003 году около 20 тыс. семей. С момента утверждения московской программы «Молодой семье – доступное жилье» было передано очередникам более 3300 квартир.

О пятиэтажках, ветхих и аварийных домах: полностью отселено 264 жилых строения площадью 809 тыс. кв. метров. Кроме того, частично отселены 37 домов.

331 квартира была передана на нужды выпускников детских домов и детей-инвалидов.

За счет всего объема поступившей в прошлом году жилой площади улучшили жилищные условия 41,8 тыс. семей – очередники и «переселенцы» по различным основаниям. Всего улучшили жилищные условия 62,4 тыс. семей москвичей.

За 2003 год ликвидировано коммунальное заселение 4156 квартир.

Для предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилища из городского бюджета было выделено 1,1 млрд. рублей. Благодаря этому 1,4 тыс. семей очередников приобрели жилье. Вложили собственных средств – в размере 260 млн. рублей.

Ежегодно принимаются на учет 10-15 тыс. семей. Сейчас рассматривается около 60 тыс. заявлений о приватизации жилых помещений. За истекшие десять лет приватизировано около 60 проц. жилищного фонда, или более 1,5 млн. квартир. В 2003 году оформлено и выдано более 50 тыс. договоров передачи жилой площади в собственность граждан.

К концу 2003 года застраховано более 1 млн. 200 тыс. квартир. 100 млн. рублей – таков размер помощи на восстановление жилья после аварий и пожаров, оказанной в этом году. Двум семьям, чьи жилые помещения после пожаров были признаны непригодными для проживания, были предоставлены новые квартиры.

Оформлены права собственности города на 35 тыс. квартир в домах-новостройках 2003 года, возводившихся за счет бюджетных средств. Это почти в четыре раза больше, чем в 2002 году.

За 2003 год сформировано 774 кондоминиума, создано 147 ТСЖ и 489 жилищных товариществ в форме территориальных общин и домовых комитетов.

Подготовлен пакет нормативных правовых актов и документов для внедрения паспортов на объектах нового строительства. В прошлом году выдано более 16 тыс. таких паспортов в 107 домах, что в пять раз больше, чем за два предшествовавших года вместе взятых. Начата работа над проектом городского закона «О паспорте на квартиру».

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация