Очереднику в долг. Без отдачи…
О том, что у очередников существует возможность улучшить жилищные условия с помощью предоставляемой городом безвозмездной субсидии, сегодня говорится и пишется много. Более того, эта форма решения квартирного вопроса настолько популярна, что год от года желающих реализовать субсидию, добавив часть своих средств, становится все больше.Как все начиналось? Сегодня об истории программы вспоминает депутат Государственной Думы, один из авторов идеи безвозмездного субсидирования столичных очередников Галина ХОВАНСКАЯ.
Путь от идеи до ее воплощения
Идея бесплатного субсидирования очередников родилась еще в 1991-1992 годах. Тогда государство прекратило предоставлять квартиры очередникам. Именно в тот период и родилась идея: а что если начать выделять деньги на приобретение московскими очередниками жилья?
Впервые мы, авторы проекта, эту идею озвучили перед американскими экспертами еще до того, как появилась новая Московская Дума. Тогда американцы заметили: «Безумные вы люди. Сидите в экономической яме. О выделении каких денег вы говорите?»
Мы же как разработчики программы, исходили из того, что государство взяло на себя обязательства по предоставлению бесплатного жилья лишь для очередников. А это, если переводить в денежный эквивалент, практически, обязательства по предоставлению стопроцентной безвозмездной субсидии.
Получалось, что мы предлагали схему выгодную и для государства, и для очередника. Государство должно было предоставить людям определенный процент от стоимости квартиры, а уже от конкретной семьи зависело: как именно она решит свою жилищную проблему.
Как, кому и сколько?
Возникали вопросы: как, кому и сколько следовало выплачивать денег. На первом этапе было решено, что чем дольше человек стоит в очереди, тем большая субсидия ему положена.
Двенадцать лет назад большинство из нас работало в государственных учреждениях, справку о своей зарплате получало честную. О возможности получения «серой» зарплаты в конверте многие тогда не подозревали. Поэтому вторым критерием стала привязка к уровню дохода семьи. Чем ниже доход, тем больше размер субсидии.
Первый шаг от иждивенчества
Самое удивительное, что спустя некоторое время те же американские эксперты содействовали выпуску первого нормативного документа на федеральном уровне и разработке первой таблицы для расчета безвозмездной субсидии.
После того, как появилась федеральная законодательная база, в столице стало легче «пробивать» программу субсидирования очередников.
Первый документ правительства РФ, касающийся субсидирования очередников, был несовершенен. Но, тем не менее, дал возможность ставить вопрос о выплате субсидий из городского бюджета нашим московским очередникам.
Когда впервые удалось эту поправку пробить, в строчке городского бюджета напротив программы субсидирования стоял ноль. Но уже через год на реализацию программы были выделены первые деньги. Фактически с 1997 года эта программа начала развиваться.
Схемы субсидирования
Первая схема субсидирования, существовавшая в Москве, до сих пор работает на федеральном уровне. Она предполагала максимальный размер субсидий – 70 процентов от стоимости квартиры и зависела от двух параметров: уровня доходов и количества лет, проведенных в очереди.
Тогда не существовало дифференциации между «льготниками» и семьями, ожидавшими квартиру от города на общих основаниях.
Прошли годы. И стало ясно, что ситуация сложилась «диковатая». Реально мы помогали не учителям, врачам, социальным работникам и другому служивому люду, а тем, кто приносил часто «липовую» справку о том, что у него 1 МРОТ на человека. Это стало побудительным мотивом для изменения московского законодательства. Так появилось действующее и сегодня постановление Московской Думы об ином порядке расчета субсидий.
Была отменена привязка к уровню дохода семьи очередников. Отныне получение субсидии зависит от года постановки на учет и от того, к какой категории относится семья: льготной или к «общим основаниям». Соответственно были разработаны две таблицы. Кроме того, максимальный размер субсидии был увеличен с 70 до 90 процентов.
Но и после выхода постановления об ином порядке расчета субсидий при реализации программы появлялись подводные камни. Например, было время, когда субсидия увеличилась до 90%, но перестали индексировать стоимость квадратного метра.
Тогда очередники совершенно обоснованно возмутились: «Вы нас обманываете, потому что ваши 90% равны 70% стоимости квартиры на рынке». После этого мы, депутаты, стали тщательно следить за тем, как, с какой периодичностью индексируется стоимость квадратного метра.
На первом этапе приходилось уговаривать очередников: возьмите деньги, подберите себе квартиру. Сейчас ситуация прямо противоположная. Катастрофически не хватает бюджетных средств на предоставление субсидий всем желающим. К сожалению, в 2004 году в бюджете на реализацию этой программы заложена прошлогодняя цифра без учета инфляции. Не учтено и то, что стоимость квадратного метра социального жилья в районах массовой застройки растет. Деньги же выделяются по рыночному эквиваленту, а не по себестоимости квадратного метра.
Что реально дала программа субсидирования жителям столицы? Почему очередники поверили в эту программу?
Наверное, потому, что программа предоставила человеку возможность выбора жилья. По закону не существует привязки к конкретному дому, городу. Очередники могут реализовать субсидию в любом городе РФ, купить квартиру в доме любой категории.
Задача законодателей – предоставить человеку различные возможности улучшения жилищных условий. Задача государства – помочь. Задача самого очередника – проявить активность.