Место проживания – «гадюшник», в который превратилась квартира за пять лет
В редакцию позвонил читатель с просьбой помочь ему добиться от местных властей решения о капитальном ремонте своей квартиры. «Я не могу больше жить среди крыс и фекалий!» – пожаловался он. Как выяснилось, в квартире уже несколько лет нет света – из-за протечек сгнила вся проводка.«Может быть, это к лучшему, если бы свет был, не избежать пожара», – объяснил хозяин «нехорошей квартиры» Виктор Ершов. Перекошенная мебель, прогнивший паркет, свисающие клочьями обои. На черных стенах пышно цветут грибки. Единственное место его обитания – кухня, по совместительству спальня-гостиная. Там стоит кровать, полусгнившая газовая плита. Есть даже одна работающая розетка.
Когда девять лет назад Ершов въезжал в квартиру 185 дома 19 на улице Смольной, он и представить себе не мог, во что она может спустя годы превратиться. Первое время все было нормально. Но в 1996 году случился потоп: в квартире этажом выше стала протекать канализационная труба.
– Нужно было зачеканить раструб, – вспоминает Виктор. – Я со слесарным делом знаком, но идти в чужую квартиру не имею права, к тому же с этими соседями не ладил. Подал заявку в РЭУ № 21, но безуспешно.
Тогда Ершов для сбора постоянно льющихся с потолка фекалий приспособил детскую ванночку. В сутки их набиралось три.
Работники из РЭУ пришли только через год. Состояние жилья было такое, что, наверное, в шоке от увиденного, наскоро заштопав канализацию, они «забыли» составить акт о ремонте и общем состоянии квартиры.
А дальше ситуация только ухудшалась. Вдобавок ко всем напастям, едва только наступала оттепель, с уличного козырька по образовавшимся щелям вода стекала в квартиру. Средняя температура в помещении зимой не превышала +12 градусов. А соседство с подвалом сделало квартиру местом паломничества крыс: грызуны прогрызли между стеной и полом огромную дыру.
Прошло почти пять лет. Почему же только сейчас хозяин забил тревогу? По словам Виктора, помешала болезнь, которая на два года практически приковала его к постели. Все это время ему пришлось жить у дочери. Так что заниматься бумажной волокитой, ходить по инстанциям и что-то доказывать он не мог. Как только удалось встать на ноги, вернулся домой. Но за это время квартира просто сгнила.
– Шкафы, паркет, вещи – «восстановлению не подлежат», – жалуется хозяин. – О ремонте за мой счет не может быть и речи. Но и акта о том давнем, так называемом ремонте у меня до сих пор нет.
Отчаявшись, Виктор Николаевич обратился в Мосжилинспекцию. Ситуацию комментирует заместитель начальника жилищной инспекции города Москвы Михаил Першунькин.
– Квартира запущена. В этом отчасти виноваты ДЕЗ и РЭУ. Они видели ее состояние, но никаких действий не предпринимали. Хотя давно должны были выдать предписание о приведении квартиры в порядок. Но все-таки основная вина здесь лежит на жителе. В течение многих лет Виктор Николаевич не проводил косметического ремонта, а по правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда каждый собственник или наниматель обязан делать его не реже 1 раза в 5 лет, следить за исправностью электропроводки и сантехники. Сейчас, по прошествии пяти лет, ему будет сложно доказать, что вина за разрушение нормальных условий проживания лежит на других. Рассчитывать на то, что квартиру отремонтируют за счет города, в данном случае тоже не стоит. Мы беремся исправить только вред, причиненный протечкой с козырька подъезда. Но приступать к нему бессмысленно до тех пор, пока сам жилец не проявит хотя бы интерес к общему ремонту квартиры. По-человечески я ему сочувствую, поэтому, если у него материальные проблемы и он не может провести ремонт за свой счет, то пусть обратится в управу и попросит материальную помощь.
Не хочется плохо думать о людях, но есть среди них, к сожалению, и такие, кто специально доводит свою жилплощадь до невозможного состояния, чтобы потом их квартиру признали непригодной для проживания и город выделил им другую. Рассчитывать на то, что это помещение признают непригодным к проживанию, не стоит. Акт, который подготовили наши работники, лежит у меня на столе и он полностью подтверждает такой вывод.
Ясно одно: пока дело сдвинется с мертвой точки, пройдет еще немало времени. А как же быть в этой ситуации другим жителям дома? Гниющая квартира с проржавевшей газовой плитой представляет для них определенную опасность. Стоит ли ждать, пока она превратится в реальность? Слово – за коммунальщиками.