За бюджетные деньги спрос особый!
В № 39 «КР» была опубликована статья Ильи Горелова «Кто в доме хозяин?» Речь в ней шла о взаимоотношениях ЖСК на самоуправлении с инженерными службами при оформлении бюджетных субсидий управляющим организациям. В частности, о том, что якобы ГУ ИСы требуют с жилищных объединений необоснованно большой объем документов, да еще с персональными данными жителей. Автор раскритиковал работу инженерных служб, опираясь исключительно на «слова некоторых председателей». Разберемся, прав ли он…
Автор пишет, что ставят-де ЖСК на одну ступень с коммерческими УК, спрашивают, как с профессионалов, не учитывая, что председателями работают там обычные жители.
Никто и нигде не ставит жилищные объединения на одну ступень с коммерческими УК, это просто невозможно сделать, поскольку в законодательстве РФ закреплено, что ЖСК и ТСЖ являются некоммерческими добровольными организациями, а отсюда и все вытекающие отличия, как юридического, так и финансового характера. Да, действительно, ЖСК возглавляют выбранные за активную жизненную позицию люди. Но тут есть один интересный вопрос. Я за свою практику (а она у меня не маленькая) не встретил ни одного ЖСК, в котором бы председатель и бухгалтер не получали заработную плату. Называют ее, правда, по-разному, где – зарплата, где – вознаграждение. А коль есть оплата труда, то и спрос должен быть как с полноценного профессионала. Пожалуй, могу согласиться лишь с тем, что ревизор не должен быть профи. И то для пользы дела лучше бы это был человек, имеющий за плечами как минимум курсы экономистов. Ну уж, если говорить о бухгалтере, то тут даже вступать в полемику не стоит: если есть организация, то будьте любезны вести бухгалтерию по всем правилам.
Что делать, если не хватает квалификации? Читаем ЖК РФ ст.161 ч.2.2 «…товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности…». Выход простой – нанимаете специалиста, он работает и получает заработную плату.
Председатели правлений ЖСК, на которых ссылается в своей статье автор, сетуют: документов, порой дублирующих, ГУ ИС требует столько, что домом заниматься некогда!
Почему Вы считаете, что город обязан нести расходы за собственника? Уж не любимая ли это наша привычка к халяве? Мы ведь не требуем, чтобы за нас город доплачивал, когда мы покупаем продукты, билеты, автомобили и прочие материальные ценности и услуги. Так же следует добавить, что предоставление субсидии из городского бюджета на содержание и текущий ремонт – это беспрецедентная мера поддержки жителей (нанимателей жилого помещения и собственников, имеющих одну собственность). Причем эта субсидия предоставляется только в Москве.
Заглянем в постановление правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. №299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации», Приложение №1 «Временный порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме». В части 3 документа четко сформулировано: «Договор на предоставление бюджетной субсидии заключается в порядке и на условиях, определяемых правительством Москвы». Это как раз вопросов не вызывает, поскольку средства предоставляются именно из бюджета города. Вы ведь кредит в банке берете на условиях банка, а не своих собственных условиях.
Зачем же дублировать документы? Но ведь к любому вновь заключаемому договору должны быть приложены документы, подтверждающие легитимность организации (учредительные документы) и обоснованность заявки на заключение такого договора. Субсидия – это часть средств на содержание и ремонт. И ее расходование невозможно отделить от расходования остальных средств на различные виды работ, связанные с содержанием общего имущества многоквартирного дома. Любые выполненные работы и предоставленные услуги оплачиваются на основании актов выполненных работ, следовательно, это документ строгой отчетности, и он обязан храниться в бухгалтерии организации. Какая проблема сделать копии? И если в некоторых ЖСК подготовка документов по отчету о расходовании бюджетных средств занимает ежедневно 4-6 часов, то либо не все в порядке с документацией, либо работают непрофессионалы.
На вопрос автора – почему инженерные службы проверяют жилищные объединения, а не исполнителей, ответ напрашивается сам собой. Во-первых, субсидия предоставляется именно объединению, а не исполнителю, во-вторых, именно объединение выбирает и заключает договор с исполнителем по тем или иным видам работ и услуг. Значит, по каким-либо причинам оплата услуг без предоставления оных устраивает правление ЖСК.
Хочется отметить, что во «Временном порядке» четко определен список документов, необходимых для заключения договора на предоставление субсидии из бюджета г. Москвы. Ни о каком протоколе о выборе способа управления там речи не идет. Скорее всего, ГУ ИС запросил протокол, в котором чаще всего правлением определено, что ЖСК выступает как самостоятельная управляющая организация. А такой документ как раз и подтверждает право ЖСК на получение субсидии.
Очевидно, что в понимании некоторых председателей правлений ЖСК, ТСЖ не укладывается то, что работа как Контрольно-счетной палаты, так и ГУ ИСов должна быть основана на абсолютно одинаковых условиях для всех получателей бюджетных средств. В ином случае это создает предпосылки необъективной оценки действий по целевому расходованию бюджетных средств и, как следствие, некачественную работу организаций. И мне не понятны ничем не подтвержденные обвинения автора к инженерным службам районов, в которых он утверждает, что «инженерная служба не считается ни с какими правовыми актами – что городскими, что федеральными». И приводит в пример случай с ГУ «ИС района Чертаново Южное», которое запросило «лишние» документы.
Однако, в запросе инженерной службы района как раз фигурируют документы, указанные в перечне для заключения договора на получение субсидии из бюджета города, а именно: копии документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение (копии свидетельств о собственности, договоров купли-продажи, иных документов), которые представляются на каждого собственника. Это необходимо для того, чтобы определить – единственная ли собственность у человека или нет. В случае, если собственность в городе Москве не единственная, то субсидия на такого жителя не предоставляется. В случае, если ГУ ИС все же каким-либо способом допустил несанкционированное раскрытие персональных данных, то человек, которому нанесен этим ущерб, имеет право обратиться в суд.
Как правильно заметил автор, в договор двух организаций не имеет права вмешиваться ни одна третья сторона. Это-де коммерческая тайна. Однако о какой коммерческой тайне идет речь? В ст. 161 ч. 10 Жилищного кодекса РФ читаем: «Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным правительством РФ». Этот стандарт утвержден постановлением правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 г. «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Выходит, если правление ТСЖ, ЖСК считает такие данные коммерческой тайной, то либо оно непрофессионально, либо этому правлению есть что скрывать, и чем больше неразберихи в документах, тем проще прикрывать какие-либо махинации с бюджетом многоквартирных домов.