Не обязанность – привилегия
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса россиян по поводу введения обязательной школьной формы.
Результаты опроса меня удивили: каждый пятый проголосовал «за». При том, что, прожив уже довольно долгую жизнь, я ни разу (не считая разве что первоклассников) не встречала школьников, которым бы нравилась школьная форма. Помню мышиного цвета мальчишечьи костюмы, ловко превращавшие даже самых ярких в серую массу. А коричневые, «весело» сочетающиеся с черными фартуками платья, казавшиеся воплощением печального сиротства?.. Менялись времена, слегка – цвета и детали, и снова модельеры утверждали, что теперь станет красиво и удобно, но упорно не менялась суть: если большинству униформа до чертиков надоедала (попробуйте-ка 10 лет ходить в платье одного фасона!), то тех, кто не вписывался в среднестатистические параметры, она по-просту уродовала.
Конечно, в 1992 году наступил разгул. Обалдевшие от нежданной свободы школьницы приходили на уроки в переливающихся люрексом лосинах, прозрачных кофточках, мини-мини-юбках… Но и у взрослых тогда, признаемся, сносило крышу от перемен.
Сменялись поколения учителей, школьные программы… вот только школы в массе своей не сильно изменились качественно. Да-да, есть отдельные прекрасные школы и отдельные замечательные учителя, и везет тем, кому удается с ними встретиться, но многим так и не удалось встроить свою индивидуальность в этот конвейер.
Проблема эта вечна. Бетховен писал с ошибками, Дюма-отец был чрезвычайно слаб в математике… Понятно, что процесс обучения для них был не сладок. Если говорить о сегодняшнем дне, то достаточно полно выразила свое отношение к школе режиссер Гай-Германика в одноименном вызвавшем столько споров сериале. Форма, конечно, не главное, что угнетает юных бунтарей, когда их пытаются усреднить и заставить быть «как все», но она символизирует уравниловку, призывает «не высовываться»… А когда ж стремиться к вершинам, как не в отрочестве?
Да, кстати, за школьную форму проголосовали в основном женщины от 45 лет и старше, имеющие детей и внуков, и это многое объясняет. А вот против (всего-то 18 процентов) – в основном молодежь, которая еще не начала заботиться о стирке и глажке больше, чем о душевном комфорте.
Ну, а если все-таки задумываться о введении школьной формы, то, наверное, начинать надо с другого. Тут я полностью согласна с заведующей лабораторией психологии одаренных детей МГППУ (Московский городской психо-педагогический университет) Викторией Юркевич: «Школьная форма нужна в тех учебных заведениях, которые гордятся своим именем. Иметь школьную форму должно быть честью, и ее введение должно быть показателем определенных успехов школы. Такая форма будет носиться с радостью. …Своя форма должна быть не обязанностью, а привилегией». Осталась мелочь – сделать так, чтоб нашими школами можно было гордиться.