Народ интересуется
– Летом был принят закон о продлении срока действия Фонда содействия реформированию ЖКХ. Сейчас много говорят о том, что он будет финансировать только переселение из аварийного жилья. Затраты на капремонт полностью придется нести жителям. Неужели этот так?
Наталья Кислова, Московская область
Светлана Разворотнева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по жилищной политике и ЖКХ:
– Тот факт, что деньги выделяются на полное решение задачи по переселению из ветхого и аварийного жилья, сам по себе положительный. Поставлена задача – переселить всех жителей из всех домов, которые признаны аварийными на 1 января 2012 г. Какие именно дома вошли в этот перечень, во многом зависит от руководителей субъектов Федерации. К сожалению, известно очень много случаев, когда они не включали в перечень строения, действительно требующие переселения, по той причине, что у них не было денег на софинансирование. Сейчас Минфин закладывает финансирование в пропорции: от региона – 50–70% общей суммы, из федерального бюджета – только 30%. Для большинства субъектов России эта сумма абсолютно неподъемная. По нашим прогнозам эта программа выполнена не будет.
Бурно обсуждается закон о капитальном ремонте. Предполагается, что гражданам, до сегодняшнего дня платившим 5% от сметы, завтра придется финансировать уже 100% стоимости капремонта. Мы говорим, что это невозможно. Обязательно должен быть переходный период. Учитывая состояние жилищного фонда в стране, необходимо предусмотреть и финансирование федерального бюджета.
Сейчас внесены поправки к закону о Фонде содействия реформированию ЖКХ. Предполагается, что фонд будет осуществлять свою деятельность по трем направлениям: переселение из ветхого и аварийного жилья, капремонт и софинансирование программ по модернизации ЖКХ.
– Кто в Москве отвечает за достоверность информации о том, сколько многоквартирных домов являются аварийными и сколько строений нуждается в капитальном ремонте?
Николай Ревин, заместитель начальника Мосжилинспекции:
– Мосжилинспекция в соответствии с Законом г. Москвы № 21 от 7 апреля 2004 г. «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы» раз в 5 лет проводит мониторинг всего жилищного фонда независимо от формы собственности. На каждое жилое строение есть заключение о состоянии несущих конструкций, инженерных коммуникаций. На основании этой информации при наличии финансирования планируется проведение капремонта.
– В районах Москвы проходят публичные слушания по вопросам межевания; сноса и реконструкции жилых домов; сноса и установки «ракушек», автостоянок, гаражей; строительства и реконструкции автомагистралей. Каким образом я, обычный житель, могу повлиять на принятие решений по этим вопросам в своих интересах? Как правильно «участвовать» в таких публичных слушаниях?
Антон Кривицкий
Методические рекомендации на этот счет дают эксперты Общемосковского движения “Жилищная солидарность”:
– Публичные слушания – очень слабый инструмент, поскольку состав участников никак не определен и обычно вызывает нарекания, а мнение граждан, даже ясно выраженное и не искаженное в протоколе, имеет лишь рекомендательное значение. Но в отсутствие реальных инструментов самоуправления даже такой инструмент следует использовать для получения информации и для решения официально поставленного вопроса в пользу жителей. Как правило, вопросы, по которым проводятся публичные слушания, затрагивают земельные права граждан.
Как только получена информация о предполагаемом назначении слушаний, следует письменно обратиться к инициаторам (обычно это управа; муниципальное собрание лишь вправе участвовать в организации слушаний) и потребовать заблаговременного предоставления той информации, без которой слушания не могут считаться нормально организованными.
Что касается земли, такой информацией является схема «красных линий» (границы земель микрорайона), действовавшая на период застройки микрорайона или самая ранняя из последующих. Это особенно важно в случаях строительства или реконструкции автомагистралей. Для каждого дома – документы о «старом» (времен строительства дома) землеотводе: советского образца госакты о выделении земли, «кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством РФ порядке… в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Это цитата из статьи 47 Федерального закона № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».
Статьи 45 и 47 этого закона приравнивают эти документы к ныне действующим кадастровым паспортам. Если эти документы существуют, то в силу закона (статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ») собственники помещений в доме являются собственниками соответствующего земельного участка без дополнительной регистрации.
Автостоянка, детская площадка, элементы озеленения входят в состав общего имущества. Внутри красных линий проезд или проход к многоквартирному дому не относится к улично-дорожной сети и к землям общего пользования и является обязательным элементом земельного участка дома, а сквозной внутриквартальный проезд может быть включен в состав земельного участка многоквартирного дома. При этом его общедоступность обеспечивается сервитутом. В собственности и в распоряжении города могут быть только участки при капитальных объектах, являющихся собственностью города, и участки, оставшиеся свободными после удовлетворения требований закона к размерам и функциям участков всех домов.
Любое изменение границ участков возможно либо с согласия собственников (уменьшение площади – только с единогласного согласия), либо по решению суда. Для такого решения суда возможны два основания. Если до вступления в силу Федерального закона №221-ФЗ рядом с вашим домом построен другой дом, и его участок не документирован либо «налагается» на ваш. Это непорядок, но уже поздно предъявлять претензии – требуется перемежевание, но только в пределах «наложения» участков. Если же непорядок возник позже, то его надо исправлять. Если часть вашего участка изымается ради государственной нужды, например, строительства магистрали, но – только если нет другого варианта, да еще и с предварительной компенсацией.
В обоих случаях, если к вашему участку примыкает государственная земля, вы имеете право на компенсацию за счет этой земли.
Все это непосредственно следует из федерального законодательства.
Вы можете подсказать организаторам слушаний, где искать требуемые «старые» документы: в БТИ или в Центральном архиве города Москвы (ул. Профсоюзная, д. 80). Правление жилищного кооператива может найти эти документы в своем архиве.
Чтобы узнать официальную точку зрения о ситуации с землей, следует ознакомиться с Публичной кадастровой картой http://maps.rosreestr.ru/Portal/
Очень возможно, что на ней ваш дом показан без земельного участка. Тем не менее, вы вправе распоряжаться землей возле вашего дома по своему усмотрению. Однако, если существуют «старые» документы, равноценные кадастровому паспорту, то отсутствие нынешней кадастровой регистрации не лишает вас права собственности на землю. Если «старых» документов не существует, то действуют пункты 66-68 Постановления пленума Верховного и Высшего арбитражного судов от 29.04.2010 №10/22. Они запрещают органам государственной власти распоряжаться землей без согласия собственников, которым эта земля может принадлежать в силу закона.
Возможно иное: ваш дом показан с маленьким участком, в который не входят ни автостоянка, ни детская площадка. Это так называемые «минимальный», либо немного больший «нормативный» земельный участок. И первый, и, возможно, второй варианты – не то, что предусмотрено федеральным законодательством. Это межевание проводила, как правило, Москомархитектура. Однако она была вправе проводить «свое» межевание только в двух случаях: убедившись, что «старого» землеотвода не существует; в таком случае межевать следовало в соответствии с нормативами, действовавшими на период строительства дома, и предъявить эти нормативы на обязательных публичных слушаниях по межеванию; и если по «старым» документам имеет место «наложение» участков.
Все другие случаи, в том числе передвижка «старых» красных линий ближе к жилым домам без решения суда, – это незаконное перемежевание, изъятие части вашего земельного участка. Соответственно ваши права, определяемые «старым» землеотводом либо указанным выше постановлением ВС и ВАС, остаются в силе.
Требование восстановить ваши земельные права и (или) предоставить компенсацию – это не «жлобство», а справедливое требование. Если речь идет о строительстве или реконструкции, то это требование – также и дополнительное давление, заставляющее власть искать другие, безболезненные для жителей решения проблем.