Общежития должны исчезнуть?
В столице общежития, от которых отказались предприятия, некогда их содержавшие, переводятся на городской баланс. Это дает возможность людям заключить договор социального найма и даже приватизировать общие «квадраты». Но далеко не все готовы проявить самостоятельность. О причинах затянувшегося прощания с «общагами» мы беседуем с начальником Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Южном округе Ольгой Елисеевой.
Наравне со всеми
– Еще года два назад в жилищный фонд города переводились общежития лишь квартирного типа. В этом случае они становились обычными многоквартирными домами, где жилье оформлялось в социальный наем. Что изменилось с тех пор?
– Раньше не предусматривалось заключение договора социального найма в зданиях коридорного и гостиничного типов. Теперь картина другая. С учетом изменений в федеральном законодательстве, во всех домах, принадлежащих столице, стали оформляться договорные отношения. Коснулось это всех жителей общежитий, созданных до введения в действие Жилищного кодекса РФ, а именно до 1 марта 2005 года. Получив такой документ на руки, граждане становятся по-настоящему полноправными москвичами, то есть у них появляются права и обязанности, которые имеют все горожане. В частности, они могут приватизировать свое жилье, продать его, подарить или завещать. В прежнее время человек, имея в паспорте штамп с отметкой – «общ», получал право только проживать в предоставленном помещении.
– Ольга Николаевна, много ли в округе общежитий, переданных городу?
– У нас 23 таких дома. С гражданами, проживающими в них, проводится работа по оформлению договора соцнайма. С 300 семьями из 1700 такой договор уже заключен. К сожалению, цифры говорят сами за себя: люди не очень активно подключаются к этому процессу.
Успей стать собственником
– Но ведь есть примеры, когда жильцы ведомственных общежитий, того же АМО ЗИЛ, просят, чтобы город взял их под свою опеку. В чем причина промедления?
– Вряд ли можно найти однозначный ответ на этот вопрос. Парадокс заключается в том, что когда дома длительное время имели статус общежитий, их жители очень хотели заключить договор социального найма. Многие писали письма с жалобами, поскольку намеревались приватизировать имеющееся у них жилье. Но когда была создана благоприятная ситуация, и вожделенные двери открылись, выяснилось, что желающих оформить договор немного.
Конечно, лимитированных сроков по общежитиям у нас нет. Но не стоит забывать, что 1 марта 2013 года завершается процесс приватизации жилья. А ведь договор соцнайма расширяет права жителей. Он дает возможность оформить собственность на имеющуюся жилплощадь и распоряжаться ею по своему усмотрению.
Кроме того, большая часть зданий бывших общежитий расположена в районах, граничащих с центром столицы. Стоимость комнаты в коммунальной квартире на рынке недвижимости высокая. Если семья обладает такими «квадратами», то может их продать и приобрести на вырученные средства квартиру в одном из спальных районов Москвы. Это же очевидные плюсы.
Понять и принять
– Не спешат заключать договор, наверное, семьи из строений гостиничного и коридорного типов. Они не знают, чего им ждать от этого шага.
– Независимо от того, какого типа здания бывших общежитий, московские власти уже взяли на себя бремя по их содержанию. Город просто обязан не оставить жителей брошенных домов наедине с коммунальными проблемами. Но чтобы развивать отношения в правовом поле, необходимо переоформить все имеющиеся документы на комнаты или квартиры. Без этого дальнейших шагов по нормальной эксплуатации и ремонту строений невозможно сделать.
И еще один момент. Фактически общежития коридорного или гостиничного типа – это большие коммунальные квартиры. Чего-то необычного здесь нет. В бытность работы в жилищном управлении на Юго-Западе столицы мне встречались коммунальные квартиры с 10–13 комнатами в жилых домах. Людям, скорее всего, тяжело дается понимание и принятие того, что они будут жить в тех же комнатах, но по договору социального найма. Многие надеялись, что их переселят из общежития в отдельную квартиру. Однако действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилой площади во внеочередном порядке гражданам, проживающим в общежитиях.
Договор для очередника
– В общежитиях много очередников. Если человек состоит на жилищном учете, он может участвовать в городских жилищных программах?
– Да, конечно. Если очередь подошла, и семья включена в план текущего года, то можно получить квартиру по договору социального найма. Очередники могут ускорить процесс улучшения жилищных условий за счет участия в возмездных программах: социальная ипотека, купля-продажа с рассрочкой платежа, городская субсидия на приобретение или строительство жилья.
Между прочим, среди очередников, проживающих в бывших общежитиях, популярна ипотека. Сейчас квартиры по этой программе предоставляются в московском районе Некрасовка. А субсидии эти семьи не берут. Видимо, срабатывают стереотипы прошлых лет, когда была надежда на благодетеля – директора предприятия. Сегодня, скажу откровенно, нужно больше самостоятельности проявлять.
Другие очередники ЮАО более активны в решении квартирного вопроса. Возмездные программы у них пользуются спросом. Охотно получают субсидию на покупку жилья многодетные семьи. Как правило, это молодые мамы и папы, чьи родители в своей очереди отстояли по 20 лет. Они торопятся жить и надеются на себя, сами решают, где приобрести квартиру, тем более, если город предлагает денежную помощь. Еще наши очередники едут в бездотационные дома, которые построены в Подольске.
– Может ли подписание договора соцнайма повлечь за собой снятие с жилищной очереди?
– В настоящий момент среди жителей общежитий, переведенных на баланс города, очередников – 760 семей. При условии, если на каждого члена семьи приходится менее 18 кв. м площади жилого помещения, они останутся на жилищном учете и после заключения договора социального найма. Более того, без такого договора невозможна ни приватизация, ни улучшение жилищных условий. Пока не будут приведены правоотношения в соответствие с федеральным законодательством, гражданин не сможет участвовать ни в одной из городских программ.
Чтобы жить в комфорте
– Не секрет, что некоторые жители, стремясь облегчить свой быт, сделали перепланировку. Как теперь им поступать?
–Перепланировки, действительно, встречаются. Чаще всего люди занимались переустройствам «гостинок». В комнатах этих общежитий была выделена ниша под плиту. К примеру, в доме 26 на улице Хавской жильцы оборудовали санузел рядом с мини-кухней. Все переделки при оформлении договора соцнайма приводятся в соответствие с законом. В итоге граждане становятся полноправными хозяевами жилья.
– Здания бывших общежитий давно не ремонтировались. Сможет ли город привести их в пригодный вид?
– Совершенно точно могу сказать, что общежитий, которые находятся в аварийном состоянии, на территории Южного округа нет. Есть здания, которые плохо содержались ведомствами, и где нужно делать ремонт. Например, бывшее общежитие по улице Дубининской, 57 в фонд города было переведено в прошлом году. Отремонтировать дом, конечно, еще не успели. Нужно составлять смету на проводимые работы, делать определенные замеры и т.д. Времени прошло мало.
Однако городские власти нацелены на то, чтобы сделать жизнь всех москвичей удобной и комфортной. Они должны жить в достойных условиях, в том числе и в бывших общежитиях. Каким бы крепким и замечательным дом ни был, если его не ремонтировать в течение нескольких десятков лет, он придет в упадок. Как только строение переходит в фонд города, идут определенные дотации на ремонт и содержание. Сейчас дома, возведенные до 1991 года, включают в программу проведения капитального ремонта.
Не стоит забывать и об инициативе самих жителей. Как только жилье будет приватизировано, появятся собственники, которые смогут влиять на управление своим домом. Могут быть созданы ТСЖ, которые станут сами распоряжаться средствами, отпущенными на содержание и ремонт здания.
Этапы большой работы
– Одновременно с заключением договоров проводится инвентаризация городских общежитий. Есть ли случаи, когда жилплощадь занимают незаконно?
– Специалисты окружного управления инспектируют каждый из 23 домов. Сегодня проходит первый из трех этапов большой работы. Считаю, что общежитие – порождение прошлого века, атавизм, который должен исчезнуть. Это не значит, что город немедленно закроет все имеющиеся общежития. Они, конечно, нужны. Но только для сезонных работников. При этом люди во вновь созданных общежитиях должны жить в нормальных человеческих условиях. Повторения опыта прошлых лет не должно быть.
– В чем же заключаются эти этапы?
– На первом этапе наши сотрудники проверяют списки граждан, проживающих в помещениях. Также выясняют, у всех ли есть законные основания для этого. Ведь кто-то приехал работать на предприятие и трудился там несколько десятков лет. А кто-то самовольно или по разрешению прежнего коменданта вселился и занимает комнату или две. В жилищное управление часто обращаются граждане и жалуются на то, что их соседи въехали незаконно. Чтобы мы могли выявить подобные случаи, нужно заключить договор соцнайма с теми, у кого основания для этого есть. Когда все данные будут на руках, начнется второй этап – это выселение незаконно проживающих. Далее последует третий этап – распределение освободившейся жилплощади среди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Все оговорено в статье 59 Жилищного кодекса РФ.
– Что же нужно сделать, чтобы в паспорте жителей бывших общежитий наконец-то появился нормальный адрес?
– Прежде всего, заключить договор социального найма. Для этого необходимо предоставить в жилищное управление трудовую книжку, которая подтвердит факт работы в ведомстве, имевшем общежитие. Граждане должны подать документы личного характера: паспорт, свидетельства о рождении детей. Копию финансово-лицевого счета и выписку из домовой книги специалисты запрашивают сами. Обращаться нужно в Южное жилищное управление по адресу: ул. Болотниковская, 8, корп. 1, каб. 5, 6. Режим работы: понедельник – четверг с 8.00 до 17.00, в пятницу до 15.45, перерыв на обед – с 12.15 до 13.00.