На выставке проектов для Большой Москвы
Выставка лучших проектов международного конкурса по разработке Концепции развития Московской агломерации работает в эти дни в павильоне на Пушкинской набережной в Парке культуры и отдыха имени М. Горького. Свое видение Большой Москвы на 30-50 лет вперед представили ведущие урбанисты и архитекторы мира. Из 70 творческих коллективов на финишную прямую вышли девять: три российские команды и шесть иностранных. Сегодня мы расскажем об особенностях каждого проекта.
Модель с «магнитами»
«ОМА» – Office for Metropolitan Archietecture, Роттердам, Нидерланды
Концепция голландцев включает три главные составляющие: использование идеальной полицентрической четырехъядерной модели, формирование градостроительных инструментов для работы с существующей застройкой на присоединенной территории, совершенствование правовых основ управления агломерацией. Для того, чтобы снять нагрузку со старых районов города, развитие агломерации переориентировано в направлении новых, четырех так называемых «магнитов» или транспортных узлов.
В самой Москве и вокруг нее определяется ограниченное количество тщательно сформулированных проектов в контексте существующего и запланированного развития. Двойная (электрическая) инфраструктурная сеть соединит эти проекты, формирующиеся, главным образом, на базе уже действующей транспортной системы, а также предлагаемой железной дороги и новых автотрасс.
Перемещение министерств и государственных агентств, по мнению разработчиков, может послужить катализатором для деловой и экономической активности, что упрочит репутацию Москвы, как города мирового значения.
Соединят пять поясов
ФГБУ «ЦНИИП Градостроительства» РААСН, Москва
Авторы проекта хотят сделать Москву городом комфортным для жизни на основе трех базовых принципов: децентрализации (изменение моноцентричной модели на полицентричную), регенерации (новое использование центральной части города), благоустройства (улучшение городской среды для москвичей).
Предлагается концепция пяти поясов в новой Москве для разработки дифференцированной градостроительной политики. Первый и пятый – рекреационные, второй – высокоплотная смешанная застройка, третий – низко- и среднеплотная застройка и четвертый, в районе Центральной кольцевой автодороги, – для логистики. Все пояса будут соединены высокоскоростным транспортом.
Для радости жизни
Antoine Grumbach et Associes, Париж, Франция
В Московской агломерации французы выделяют три пояса развития, делают акцент на формирование новых городских центров и сочетание инноваций и традиционной идентичности.
Девиз команды: новое качество городской среды для радости жизни в единой Москве. Здесь должны быть высокие стандарты качества: город в лесу, лес в городе, креативные подходы к использованию промышленных зон и пространства железнодорожных путей. Москва-река рассматривается как ось экологического развития.
Транспортная ось развития – Новая московская линия. Предлагается развивать высокотехнологичные кластеры, создавать сеть интермодального экологически чистого и скоростного транспорта. Скоростное подземное метро идет от площади Трех вокзалов через Кремль, Киевский вокзал, Московский государственный университет на новые территории, время в пути займет 15–20 минут.
Авторы проекта выступают за создание непрерывности между Москвой и новыми территориями, формирование комплекса экологических кластеров: Коммунарка – Сосенки, Десна, Троицк – Красная Пахра, Чириково, Рыжово.
Кластеры в природной среде
ООО «Архитектурно-дизайнерская мастерская А.А. Чернихова», Москва
Развитие Московской агломерации разработчики предлагают за счет создания альтернативных центров притяжения трудовых ресурсов на базе городов второго и третьего порядка. Будет сформирован единый центр управления агломерацией, определены оптимальная и эффективная структура природного каркаса, транспортная стратегия. В частности, предлагается исключить транзитные перевозки через Москву.
Новые территории станут полигоном для реализации социальных программ и отработки механизмов государственно-частного партнерства. Планируется создать кластеры – правительственный, образовательный, коммуникационно-инновационный, медицинский, спортивный. Реализовать двухконтурную улично-дорожную сеть, построить перехватывающие парковки и пересадочные узлы (Коммунарка, Большой Сити, промзона «ЗИЛ»). Экообъекты создаются в ткани урбанизированных территорий.
В сетке непрерывности
Studio Ass Secchi Vigano, Милан, Италия
Авторы проекта исповедуют идею «городского великолепия», идущую из периода итальянского неоклассицизма. Это когда обществу удается отобразить себя и свои главные ценности в пространственном порядке.
Москве не нужны новые внешние полюса или города-спутники. Необходима непрерывность, соединяющая новую экспансию с существующим городом. Включение территорий, ранее воспринимающихся как города-спутники, в столичное пространство. Сетка – главный гибкий инструмент, организующий новое городское пространство.
С опорой на наследие
Urban Design Associates, Питтсбург, США
Цель американских разработчиков – сделать Москву городом мирового класса. В градостроительстве их девиз: «Город в окружении леса, и лес в окружении города». Они проповедуют строительство будущего с опорой на историческое наследие и вдохновляются лозунгом «ДНК старой Москвы». Предлагают для Московской агломерации сбалансированное размещение населения, мест приложения труда и жилья. Экологический каркас – как основу для устойчивого развития, комплексную систему скоростного железнодорожного транспорта, продление линий метро.
Новая Москва, по мнению авторов проекта, – это центр концентрации роста новой России, где разместятся федеральный центр с госучреждениями, международный финансовый центр, вузы, НИИ и медицинские центры, логистический кластер аэропорта «Внуково».
Старая Москва останется очагом русской культуры, Кремль – символом государственности, где будут проводиться различные торжественные мероприятия. Промышленные объекты заменят жильем, микрорайоны модернизируют, восстановят архитектурное наследие.
Вспомнить все забытое
ООО Архитектурное бюро «Остоженка», Москва
Основные ресурсы, по мнению московских архитекторов, – внутри самой столицы. Это развитие транспортного каркаса, использование возможностей Москвы-реки и «забытых» территорий.
Москва-река должна стать доступной «везде и для всех» и выступать в качестве связующего градостроительного звена. Именно на ее берегах предложено разместить федеральный и парламентский центры. Площадкой для последнего названо Зарядье (на месте бывшей гостиницы «Россия») с включением зданий Воспитательного дома. Кроме того, в этом историческом месте разработчики видят просторную эспланаду, понижающуюся к реке.
Промзоны вдоль Москвы-реки (так называемый постиндустриальный пояс), подэстакадное пространство и другие неиспользуемые сейчас территории авторы проекта назвали «забытым городом», площадь которого оценили примерно в 21 тыс. га и предложили активно осваивать.
Новые территории предполагается использовать для отдыха, лечения и восстановления. Например, одно из предложений – организация бальнеологического курорта на базе подземного минерального «московского моря». А в Коммунарке, вместо федерального центра, эта команда наметила разместить Музей жертв политических репрессий.
Параллель в зоне расширения
«L`AUC», Париж
Девиз авторов проекта – реурбанизировать столицу. Новая Москва имеет право на жизнь, только если будет обеспечена неразрывная органичная и эффективная связь между старым городом и территориями расширения.
В качестве одной из главных идей названа «московская параллель»: линейный город в зоне расширения столицы, вдоль железнодорожной ветки между Домодедово и Внуково с остановкой в Коммунарке.
Среди других идей – интегрированная Москва (свобода передвижений, работа ближе к дому), таежная агломерация (жить рядом с природой), городской стиль жизни в «постиндустриальном поясе», главные улицы, соединяющие центр и периферию, и жилищное строительство.
Федеральный центр предложено разместить в Коммунарке, а на юге Троицка – университетский кампус. Еще одно предложение – создание на присоединенных территориях «Москолливуда» – тематического парка развлечений.
Умный метрополь
Ricardo Bofill, Барселона, Испания
Эта команда выдвинула концепцию трансформации Москвы в умный метрополь – компактный полифункциональный линейный город с кластерами и протяженным парком.
В составе будущего нового города на присоединенных к Москве территориях авторы проекта видят три основных кластера: финансовый, инновационный и федеральный в Коммунарке. В последнем, по расчетам испанцев, будет построено около 2,3 млн кв. м офисных помещений. При этом 30% площади всей застройки должно быть отведено под жилье.
Все три «магнита развития» предполагается объединить протяженным криволинейным парком, идущим вплоть до заповедника «Лосиный остров».
В качестве основы транспортной системы Большой Москвы предлагается BRT (BusRapidTransport) – сеть скоростных автобусов, двигающихся по выделенным линиям.