О бедном туристе замолвите слово
Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы разработал новый дизайн уличных указателей, а также архитектурно-художественную концепцию размещения табличек с названиями улиц и номеров домов в целом.
К дизайну, как положено, подошли творчески: типовые таблички предполагается делать нескольких видов. «Золотыми» указателями в стиле «Старый город» собираются осчастливить пешеходные улицы центра. Световые коробки с синей окантовкой и надписями черным или синим шрифтом, в зависимости от расположения, предназначены для «Срединной зоны города 1» (многоэтажные дома центра), «Средней зоны города 2» (уже не центр, но, видимо, еще не окраина) и «Современного города» (отдаленного от центра). Ноу-хау уже критикуют вовсю. Внесу и я свои пять копеек.
Даже мне, в Москве родившейся, частенько приходится искать дорогу. Есть, конечно, старый проверенный способ – обратиться к прохожим. Но это сейчас работает, только если есть время на увлекательную игру в психолога: вычленить по неуловимым приметам из толпы «местного». В общем, внятный указатель явно не помешал бы. Но на перекрестке запросто можно увидеть стрелку, указывающую на ближайшую «стоматологию» или «Азбуку вкуса», и остаться в полном неведении о названии близлежащих улиц. Еще хотелось бы, оказавшись возле угла дома, сразу увидеть его номер. Но заветное число может оказаться (и обычно оказывается) на противоположном конце, подъездов этак через шесть, где-нибудь в тени деревьев. А уж о том, чтоб разглядеть название улицы и номер дома вечером, приходится только мечтать.
Однажды в Питере, гуляя, я заблудилась. Выбраться из переплета самостоятельно стало делом чести, но чем больше сворачивала, пытаясь мыслить логически, тем более незнакомая и пустынная местность оказывалась перед глазами. И вдруг, волшебным образом, передо мной вырос щит с картой и стрелочкой: «Вы находитесь здесь». Как же я была ему благодарна!
То есть в данной ситуации меня прежде всего волнует не шрифт и цветовая гамма, а достаточное число внятных, отовсюду видных, читаемых указателей. Чтобы по ним, не вступая в переговоры с прохожими, можно было выйти к нужному месту. Каким образом тут может помочь позонное шрифтовое деление, не ведаю.
Если даже москвичу трудно ориентироваться, что уж говорить о туристах? Им в лучшем случае предлагается транскрипция русских названий. Архитектор Михаил Хазанов считает, что «в Москве очень слабо развита сеть дорожных и уличных указателей. Было бы целесообразно повесить указатели с названием улицы на каждом доме, а не только вначале и в конце улицы, и на двух языках: мы же мировая столица. Нам в целом надо ориентироваться на мировой опыт. Например, в европейских городах задолго до поворота уличные знаки и указатели предупреждают автомобилистов. Названия улиц и сейчас достаточно деликатны, но, на мой взгляд, у нас должен быть свой цветовой бренд, как алый цвет в Лондоне или как темно-зеленый в Париже».