Что нового? Воруют…
На одном из совещаний руководитель почтенной конторы, занимающейся созданием ТСЖ, сообщил: «По нашим наблюдениям, приблизительно 80 процентов руководителей ТСЖ через какое-то время после избрания начинают «грести под себя». Попросту обирать свой дом».Так ли это? Проверить трудно. Наверняка цифра завышена. Но такие случаи есть – факт. И это тревожно: подрывается сама идея жилищного самоуправления. Что же могут сделать жильцы? О своем видении проблемы рассказывает руководитель общественного объединения по защите прав жителей «Жилище – малая Родина» Герман ИВАНЦОВ.
Колдовство печати
Прямой путь к злоупотреблениям – это бесконтрольность. К сожалению, это верно, когда речь идет и о товариществах, и о жилищных кооперативах. А совесть? – спросите вы, а долг перед соседями? Все так. Но, видимо, такова наша российская действительность, что у людей, в руках которых оказывается печать, – пусть вполне интеллигентных, до этого вполне безупречных – вдруг просыпается «охотничий инстинкт», начинает меняться психология. Не у всех, конечно, но примеры есть.
Но почему бесконтрольность? Ведь должны быть проверки, отчеты. Должны… Ревизионные комиссии со временем забывают о своих функциях и распадаются. Собрания? К сожалению, они проводятся крайне редко. Не соберешь жильцов. Не найдешь помещения. Всем этим и пользуются проходимцы, волей случая оказавшиеся во главе домовых жилищных объединений.
Раздолье проходимцам
В доме кооператива на проспекте Вернадского есть пристройка. В ней расположен банк, а деньги за аренду поступают в бюджет города. Но жильцы знали, что строилась она за их счет, то есть принадлежит ЖСК. Да вот беда – документы (дому более четверти века) затерялись. Кто тогда думал о собственности?
Доказать принадлежность пристройки кооперативу взялся вновь избранный председатель – кстати, профессор одного из московских вузов. И для ведения дел нанял адвокатскую контору. Та запросила несколько десятков тысяч долларов. Но дело того стоило. Докажи юристы, что помещение – собственность кооператива, можно было бы извлечь из него куда большую прибыль.
Деньги фирме были переведены: сняли со счетов ЖСК, часть собрали по квартирам. Но через какое-то время фирма исчезла: ее руководитель уехал за границу. Этот самый «юрист» оказался сыном председателя ЖСК. Более того, сама фирма, как выяснилось, была создана под будущий гонорар.
Нередко бывает и другое: в результате больших усилий товарищество или кооператив добиваются передачи им нежилых помещений. По закону о товариществах, деньги, вырученные от использования помещений, могут расходоваться исключительно на нужды дома. Но фактически часть их оседает на руках тех, кто распоряжается финансами: у руководителей ТСЖ или ЖСК.
Такая же история с рекламой, размещенной на доме – за нее можно получить немалую сумму, особенно, если речь идет о центре города. И недавно ко мне обратились жильцы одного из домов на Тверской: «Сдается место на крыше за одну цену, а в кассу товарищества поступает намного меньшая. Где разница? Председатель ТСЖ отказывается обсуждать с нами этот вопрос».
Еще пример. Создана территориальная община на базе ЖСК, принадлежащего одному из самых уважаемых театров Москвы. Выяснилось, что ее руководитель, договорившись с инвесторами, сдал им участок земли, которым как раз и распоряжается община. Там был построен дом. Но денег община так и не получила.
Финансовые злоупотребления, возникающие в домах, проходят мимо прокуратуры, отделов по борьбе с экономическими преступлениями. Те, видимо, считают, что дом – все равно, как семья. Ругаются, мол, соседи между собой, а кто прав, кто виноват, – пусть сами разбираются. А проходимцы чувствуют себя безнаказанными.
Учиться надо
И все же жильцы могут предупреждать хищения. Главное условие: они не должны быть равнодушны ко всему, что делается за дверями их квартир. И второе: необходим элементарный жилищный ликбез для москвичей. Сейчас есть немало курсов, рассчитанных на председателей товариществ или других жилищных объединений. Считается, что знания по ведению домового хозяйства нужны только им. Нет, они нужны всем жильцам. Формы, в которые можно облечь просветительскую работу, могут быть самые разнообразные: телевизионные передачи, курсы, «круглые столы» с участием работников ДЕЗов, районных управ.
Не захотят учиться? Но посмотрите, с каким жаром обсуждается сейчас реформа ЖКХ! Люди стараются разобраться во всех хитросплетениях жилищно-коммунального хозяйства: ведь это их расходы. Думаю, что для них будет небезразлична и экономика всего дома.
Вся власть – домкомам!
Выскажу и такую мысль: не рано ли еще передавать общее долевое имущество в собственность гражданам? ТСЖ – высшая форма объединений жителей, к ней еще надо прийти, а сперва поучиться в «начальной школе». Такая школа для ТСЖ – домкомы. Не обладая имущественными правами, такие комитеты вполне могут участвовать в жизни дома, влиять на нее. Только надо дать им большие права.
И уже подготовлен проект постановления правительства, согласно которому домкомы отныне смогут контролировать ДЕЗы, их финансовую деятельность, подписывать акты ремонтных работ, благоустройства территории, оценивать готовность строения к зиме. Без этого ни один документ не будет принят к оплате.
Но достаточно ли этого? Домкомам надо дать функции ТСЖ, наделить правами социального заказчика, заключать от своего имени договоры на обслуживание. Конечно, для этого недостаточно «освобожденного председателя», нужен человек, который постоянно и квалифицированно занимается делами дома. Найти таких работников из самих же жильцов всегда можно. Это пенсионеры, имеющие опыт хозяйственной или юридической работы, еще полные сил. Женщины, которых – увы! – теперь нередко насильно отправляют на пенсию, а то и просто увольняют, не дав им реализовать свои возможности.
Но понятно: надо отказаться от прежнего стереотипа общественной работы – рассчитывать только на энтузиазм граждан. У таких людей должна быть достойная зарплата. Потянет ли это бюджет города? Если подойти по-государственному – должен! Ибо польза, которую принесет такой председатель, окупится во много раз. Дом, которым тщательно и повседневно занимается заинтересованный человек, лучше и сохранится. А это прямая экономия городского бюджета.
И здесь мы возвращаемся к нашей теме. Не станет ли руководитель домкома «тянуть одеяло» на себя? Хоть он и не распоряжается собственностью, но корысть «дырочку найдет». Скажем, он может выторговать – за счет дома – какие-то работы в своей квартире. Жильцы, не будьте равнодушными обывателями! Таких руководителей надо немедленно переизбирать. Для этого не надо даже ждать, когда будет доказан факт злоупотребления. Плохое обслуживание дома – уже «звоночек». Если не улучшается его содержание, эксплуатация, то есть, председатель домкома манкирует своими прямыми обязанностями, то с большой вероятностью можно сказать: здесь дело нечисто. Свои полномочия он использует, скорее всего, в личных целях.
Лучше «тет на тет»
Как выяснить мнение жителей? Собрания не проводятся. Но есть хорошая замена им – раз в год поквартирный обход. Думаю, такой обход даже эффективнее собраний. Там голосами можно манипулировать, создавать противоборствующие группы. Когда же человек высказывает мнение один на один, он более искренен, более объективен. В опросном листе должна быть графа, в которой он мог бы записать свои претензии. И решить: подтверждает он или нет полномочия человека, который от его имени заключает договор с обслуживающими организациями, или нет. А желающих занять его место – если это оплачиваемая должность – найдется немало.
Итак, подытожу: не научились честному распоряжению собственностью – не надо ее и давать. Домкомы – это та оптимальная форма объединений, которая вдохнет новую жизнь в жилищно-коммунальную реформу. Только вместе с большими правами, которые им следует дать, надо усилить контроль за их работой со стороны жителей. Если они будут по-прежнему равнодушны, инертны ко всему, что делается в доме, – ничего не получится.