Вот какой рассеянный…
Иные мошенники настолько изобретательны и дерзки, что могут с легкостью оборачивать в свою пользу даже собственные недостатки. Точнее, мнимые недостатки, изобрести и изобразить которые на пользу «делу» для талантливого афериста не проблема.
Забывчивый бедолага
«Паспорт? Кто его знает, потерял где-то месяца три назад… – плюгавый лысеющий человечек с недоумением пожал плечами и почесал в затылке, силясь вспомнить. – Точно, потерял, еще восстанавливать пришлось. Свидетельство о праве собственности на квартиру? Это что еще такое? Ах, да… так его почитай как полгода уже нет… куда-то запропастилось…».
Полина вслушивалась в эту сбивчивую речь, трясясь от негодования: ишь ты, какой рассеянный выискался, и документы-то потерял, и квартиры-то беднягу лишили, причем, разумеется, без его ведома! А о том, что сам же эту квартиру и продал, забыл? Как, впрочем, и о том, что должен съехать из ставшего чужим жилища – тоже забыл по рассеянности?
Обведя взглядом присутствовавших на этом странном судебном заседании, Полина вздохнула, с трудом сдерживая раздражение. Судя по их сочувственным кивкам, «бедняге» верили – такой беззащитный с виду, не приспособленный к жизни человек просто не мог бессовестно врать! Зато вполне мог «посеять» сначала документы на квартиру, потом – паспорт, а напоследок и вовсе узреть на пороге незнакомую нахалку.
И Полина в красках вспомнила тот окаянный день, когда решила заехать в недавно купленную ею «двушку». Нахалкой новая хозяйка не была, явилась в квартиру после окончания всех расчетов, с оформленными документами, рассчитывая получить ключи от квартиры. Кто же знал, что продавца жилья, вот этого самого рассеянного гражданина, вдруг постигнет амнезия…
Провалы в памяти
«А вы, собственно, кто? И с какой стати тут хозяйничать собираетесь, в моей-то квартире? – бывший собственник воззрился на Полину с таким изумлением, будто это не он в свое время показывал ей квартиру, договаривался о цене, подписывал договор. – Какой еще договор, какие деньги? Ничего я не получал и ничего не продавал, а вас и знать не знаю!».
Тогда продавец «двушки» совершенно не походил на робкого непутевого растеряшу, что предстал теперь в зале суда. Напротив, он кипел от возмущения, размахивал руками, сетовал на каких-то аферистов, а потом, даже не пожелав взглянуть на документы, и вовсе вытеснил Полину в коридор. Дверь с треском захлопнулась, оставив законную хозяйку жилища в состоянии глубочайшего недоумения.
Из сбивчивого монолога продавца, явно страдавшего провалами памяти, Полина ровным счетом ничего не поняла. Выходило, что этот гражданин в свое время таинственным образом утратил паспорт и бумаги на квартиру. То ли потерял, то ли стал жертвой воров, сейчас, по прошествии времени, и не разберешь…
Разумеется, владелец квартиры сразу все благополучно восстановил, забыв о досадном недоразумении. Только вот прежние документы, очевидно, попали к мошенникам. Нечистые на руку ловкачи и продали Полине жилье – значит, это их стоит искать, с ними нужно разбираться, а к порядочным людям цепляться нечего!
Кто кого обманул?
Полина обратилась в суд, требуя устранения препятствий в пользовании теперь уже ее квартирой. Возмущение забывчивого «бедолаги» покупательницу не убедило: разыграно, конечно, безупречно, только вот она прекрасно помнила, как этот самый человек ставил свой автограф под договором купли-продажи. Значит, мошенником был он – вот уж угораздило нарваться!
К величайшему изумлению Полины, в суде лгунишка предстал стеснительным недотепой, которого якобы обвели вокруг пальца. Чуть не плача, он умолял признать договор купли-продажи, заключенный по утраченным им документам, недействительным. Сообразил даже настоять на экспертизе, подтвердившей: подпись под договором купли-продажи «растеряше» не принадлежит. Нотариуса, заверявшего соглашение, разыскать не удалось…
«Оставьте меня в покое, я – немолодой больной человек! – ломая руки, стенал он, взывая к Полине. – Одумайтесь, откажитесь от своих претензий! Наверняка сделку провернули по моему старому паспорту, переклеили фотографию. Это я еще в полицию не обратился, надо было бы о мошенничестве заявить да под статью вас подвести…».
Ответ на висевший в воздухе вопрос – кто же кого обманул на самом деле? – был для суда очевидным. Сделку купли-продажи расторгли, вернув квартиру «бедолаге», а Полине посоветовали обратиться в полицию и настоять на поиске мошенников, продавших чужую квартиру. Да, женщина может считаться добросовестным приобретателем – только вот жилье ей все равно не достанется.
Знакомая история
«Что, и вас прокатили?» – окликнул взволнованный голос Полину, потерянно сидевшую в коридоре здания суда. Подняв заплаканные глаза, она увидела перед собой высокого мужчину средних лет с портфелем в руках. Незнакомец, оказавшийся адвокатом, уселся рядом и поведал свою историю о гражданине, страдавшем провалами в памяти…
Год назад молодые супруги, которые теперь были клиентами этого специалиста по квартирным вопросам, задумали купить жилье. Самонадеянные и практичные, они сэкономили на проверке найденной «двушки» – прочитали в Интернете, что это любому под силу, решили не тратиться. И, видимо, упустили нечто важное, потому что… въехать в купленную квартиру не смогли.
«Продавец на подписание договора купли-продажи явился, только вот спешил сильно, оставил какого-то своего помощника и отбыл в неизвестном направлении. Покупателей это не смутило, – усмехнулся адвокат. – Все бумаги оформили, договорились, что скоро будут квартиру принимать. А когда приехали, выяснилось, что продавец жилья их не помнит, квартиру не продавал, ничего не подписывал. Знакомая история, не так ли?».
Полина не верила своим ушам: выходило, что семейную пару обманули почти так же. Только вот ссылался забывчивый гражданин не на потерю документов и мифических мошенников. Как оказалось, в день подписания сделки продавец был мертвецки пьян, что подтверждалось показаниями соседей и участкового, приезжавшего утихомиривать дебошира. Чудеса, да и только!
Актер
Узнав от коллег о ситуации Полины, адвокат поразился схожести фактов. А после выяснил, что в деле фигурирует один и тот же человек – тот самый забывчивый продавец квартиры. В случае с Полиной ему достаточно было «потерять» документы, подписать договор, что называется, как курица лапой, прибегнуть к помощи «своего» нотариуса – а после талантливо разыгрывать амнезию.
Обманывая супругов, «актер» действовал более изобретательно: показавшись покупателям квартиры в день оформления сделки, он от души надрался, затеяв громкую стычку с соседями. Разумеется, без помощников в этом деле не обошлось – одни «обрабатывали» покупателей, завершая бумажную волокиту, другие умело руководили действиями продавца-буяна.
На следующий день скандалист «не помнил» ни покупателей квартиры, ни самого факта продажи. Оспаривая договор в суде, он ссылался на то, что не мог понимать значение своих действий и руководить ими. Сделку в итоге расторгли, квартира вернулась прежнему владельцу, а супруги получили стоявшую в договоре сумму – разумеется, сильно заниженную в свое время по слезной просьбе продавца.
Так хитроумный мошенник и его подельники обогатились как минимум дважды. Сначала заработали на разнице между реальной и записанной в соглашении суммой сделки, а потом самым беспардонным образом обобрали Полину – ей-то даже часть денег не вернули! Наделенный актерскими талантами аферист не побоялся явиться в суд, где дважды отстоял права на квартиру.
Объединив усилия, адвокат, его клиенты и Полина обратились в полицию. Правоохранительные органы заинтересовались деятельностью чрезмерно рассеянного гражданина, успевшего «засветиться» еще в нескольких подозрительных делах. Только вот на то, что обманутым покупателям вернут деньги, рассчитывать пока не приходится…
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Жертвами подобного рода мошеннических схем нередко становятся покупатели, недостаточно хорошо проверяющие как приобретаемые квартиры, так и их собственников. Зачастую внимание к подозрительным деталям, простой разговор с соседями и проверка «истории» квартиры способны уберечь от опрометчивых шагов.
В подобных ситуациях главная задача собственника квартиры – и по совместительству афериста – убедить покупателей заключить договор купли-продажи как можно быстрее, ничего не проверяя, и вписать в документ явно заниженную сумму сделки. После оформления договора покупателей, как правило, даже на порог квартиры не пускают.
Пытаясь признать сделку купли-продажи недействительной, нечистые на руку собственники нередко упирают на то, что пребывали в состоянии алкогольного опьянения. Очень выгодно в данном случае ссылаться на свидетельства соседей, участковых, сотрудников ГИБДД, видевших продавца в сильном подпитии в день совершения сделки. В качестве причины помутнения рассудка может выступать и тяжелое психическое состояние, обычно подтверждаемое соответствующими справками.
Нельзя исключать и намеренного сокрытия важных фактов, которые впоследствии могут стать поводами для признания сделки недействительной. Например, собственник не получает разрешение супруги на продажу квартиры, но умудряется уговорить покупателей передать часть денег до регистрации перехода права собственности – которой без разрешения «второй половины» просто не будет.
Таким образом, стоит досконально проверять информацию о квартире, полномочия и личность продавца. Желательно, чтобы продавец лично присутствовал при оформлении сделки – с самого начала и до завершения всей процедуры. И, разумеется, нельзя поддаваться на уговоры искусственно занизить стоимость квартиры в договоре.