Владимир Васильев: «За реформами прежде всего стоят люди»
Депутат Владимир Васильев пятнадцать лет отработал директором школы-интерната № 45. В перестроечные годы он познал сполна, что значит руководить сложным хозяйством. Тогда и изучил досконально системы его жизнеобеспечения, решая трудные жилищно-коммунальные проблемы.В Думе, занимаясь проблемами городского хозяйства, социальной политики, он понял, как тесно переплетаются друг с другом социальные и хозяйственные вопросы. С этого и началась наша беседа с председателем Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и коммунальной реформе Владимиром Васильевым.
– Проблемы социальной политики перемещаются сейчас в жилищно-коммунальную сферу. Когда мы говорим о реформе, то не надо забывать о том, что за решением технических вопросов, обновлением машин и оборудования, за всеми реформами прежде всего стоят люди, в большинстве своем социально незащищенные граждане, пенсионеры, инвалиды. Важно не просто рассуждать о том, что реформа необходима. Информация должна быть точной. А заявления типа: «платите 100 процентов за коммунальные услуги, тогда у нас все наладится» по меньшей мере смешны.
– Кстати, вы, как законопослушный гражданин, готовы к 100-процентной оплате?
– Я готов оплачивать коммунальные услуги полностью. Но моя семья не попадает в категорию, установленную для 100-процентной оплаты. У нас нет такого дохода. А дом, в котором мы живем, кооперативный и плата за услуги там несколько выше, чем в муниципальном. И порядок тоже выше. Я считаю, что кооперативные дома – наиболее жизнеспособная форма домоуправления и содержания жилищного фонда.
– Может быть, эту форму надо просто усовершенствовать и получится то же ТСЖ?
– Возможно. Ведь не случайно жильцы кооперативных домов не идут на создание у себя других форм собственности.
– Владимир Алексеевич, вы уже высказывались против шоковой терапии, то есть резкого повышения цен на коммунальные услуги. Ответьте, пожалуйста, почему этот путь неприемлем?
– Сильнее обострятся социальные проблемы, появится еще больше бомжей и беспризорников. Может даже произойти социальный взрыв. Реформа подразумевает совокупность одновременных действий. Если повышать плату за жилье, то надо одновременно улучшать качество предоставляемых услуг. Свет, вода и тепло у всех, конечно, есть. А обслуживание и ремонт соответствуют тем затратам, которые мы с вами отдаем на эти нужды.
Реформа должна коснуться и строительной отрасли. Допустим, дом сдается, а лет через пять в нем начинают промерзать межпанельные швы. Кто ответит за этот брак? Строители и эксплуатирующие организации? Ко мне на прием приходят люди, у которых квартиры признаны непригодными для проживания. Они стоят в очереди по 10 – 15 лет, каждый год им за счет города производят ремонт. Со строителей же спроса нет. Они дом сдали, акт подписали — и все.
А город не может сразу предоставить новое жилье таким гражданам. Подобные издержки надо учитывать при реформировании жилищно-коммунальной сферы. Еще одно «узкое место» – отсутствие планово-предупредительного ремонта. Во многих домах они не проводились по 10 – 15 лет. И сегодня там требуются немалые средства.
– Значит, проводя реформу, вернее подступаясь к реформированию жилищно-коммунального хозяйства, надо учитывать и возраст жилых домов, и качество строительства, и уровень эксплуатации?
– Конечно. Отсюда многие проблемы с созданием ТСЖ и кондоминиумов. Естественно, создать подобные формы собственности в новых домах легче, чем в тех, где лет 30 не менялись трубы. Поэтому все и говорят: нет-нет, пусть уж за все отвечает ДЕЗ. А тот, в свою очередь, заявляет: так вы же нас недофинансируете, какое может быть качество ремонта?
Наверное, надо начать с создания в сфере жилищно-коммунального обслуживания частных фирм. Ведь реформа подразумевает прежде всего создание рыночных отношений. А какой же рынок без выбора, без конкуренции? Монополия в лице Дирекции единого заказчика, ГУПов вовсе не способствует его развитию.
Частному предпринимательству здесь просто не дают развиваться. Конечно, работа частных компаний должна контролироваться государством, и они обязаны проходить отбор на конкурсной основе. Думаю, что тогда качество услуг поднимется.
– А государственные унитарные предприятия, созданные в этой сфере, помогают в продвижении рыночных реформ?
– Двойственность их природы (они, с одной стороны, государственные, с другой, – коммерческие) имеет свои плюсы и минусы. Кстати, деньги, которые поступают на счета эксплуатирующих организаций, немаленькие и вроде их должно бы хватать. Но, как выяснилось, город им, как и граждане, тоже недоплачивает. Вот я сейчас пытаюсь понять, действительно ли им не хватает денег, или они так работают.
Вспоминаю недавний звонок жителей одного московского дома. Уже месяц в лифте одного из подъездов не горит лампочка. Не такие уж это большие затраты – заменить лампочку. Но эта маленькая работа растягивается на большой срок. Я понимаю, когда произошла настоящая авария, сгорел лифт, тогда действительно трудно в один день найти средства на его замену. Но когда один из диспетчеров «Мослифта» заявляет, что у них нет лампочек, это уже полное безобразие. Работники этой организации не заинтересованы в скорейшем выполнении работы. Зарплату они свою и так получат, а жалоба граждан до их руководства дойдет нескоро.
– В общем работают по старинке. Наверно, в этой связи надо подумать и об изменении кадровой политики жилищно-коммунального хозяйства. Реформу должны проводить люди, заинтересованные в ней.
– Во-первых, должна быть определена четкая позиция государства и города: чего они хотят. И на кого в проведении реформы необходимо опираться. Во всем мире существует так называемый средний класс, люди, получающие довольно большую зарплату. Не имея такого среднего класса в России, мы ничего не сделаем, некому платить пресловутые 100 процентов за жилкомуслуги.
Далее. Определив, чего мы добиваемся, надо разрабатывать нормативно-правовую базу. И очень важна жесткая политика ресурсосбережения. Кстати, некоторые «продвинутые» граждане сами хотят установить водяные счетчики, тепловые и спрашивают, что от этого изменится? Да ничего, говорят им, как платили по квитанции, так и будете платить, никто ваш счетчик смотреть не будет. Хотя я считаю, что все счетчики должны устанавливаться уже при строительстве дома.
Я недавно был на заседании энергетической комиссии. Там меня заинтересовало предложение ввести социальную норму потребления электричества (с учетом всех современных электроприборов, имеющихся в семье). Допустим, 70 киловатт на человека в месяц. А что свыше нормы – оплачивать по другой цене. Ведь некоторые граждане дошли до того, что станки в квартирах ставят, а платят те же копейки. Хотя подчеркну, дефицита в электроэнергии у нас нет. Но должен быть стимул ее экономить. Бережливого хозяина надо стимулировать рублем.
– Но тут мы опять вернулись к тому, с чего начали разговор. В экономии света, тепла и прочего сегодня пока заинтересованы только те, кто платит 100 процентов за коммунальные услуги. Выходит, что жилищно-коммунальная реформа – дело долгое…
– Конечно, коммунальная реформа не должна сводиться только к стопроцентной оплате услуг. Необходимо, чтобы улучшилось их качество, а это возможно только при создании рынка. Люди же должны понимать, что предложенная стопроцентная оплата – это только один из способов, позволяющих сделать услуги качественными. Но реформу нужно строить, основываясь на платежеспособности населения. Этого сейчас нет.
Значит, требуется наладить систему адресной помощи и обратить внимание на качество целевого и тарифного регулирования платежей, как на местном и федеральном уровне.
О нашем собеседнике:
Владимир Алексеевич Васильев родился в 1954 году. Продолжая семейную традицию, окончил Московский государственный педагогический институт. Вскоре получил второе высшее образование и в 29 лет стал директором школы-интерната № 45 для детей с тяжелыми нарушениями речи. Сейчас завершает экономическое образование и работает над кандидатской диссертацией.
С 1997 года депутат Московской городской Думы. Возглавляет Комиссию по городскому хозяйству и коммунальной реформе, занимается вопросами социальной политики, образования, проблемами детей-сирот и инвалидов.
Удостоен звания заслуженного учителя России, награжден медалями.
Женат, двое взрослых сыновей.