И пол подмести, и ветерана послушать
Накануне праздника Победы ребята из Молодежной службы милосердия Московского центра занятости молодежи «Перспектива» по давно сложившейся традиции провели очередную генеральную уборку в квартирах ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. На одной из них побывали наши корреспонденты.
Ирина Михайловна Михайлова узнала о юных социальных работниках, помогающих одиноким пожилым людям, пять лет назад – именно тогда появилась эта службы милосердия. Сначала волонтеры приходили к ее соседке, а потом и она пригласила к себе первую помощницу, поскольку с возрастом дали о себе знать травмы, полученные на торфозаготовках в годы Великой Отечественной войны.
Война стала для Ирины чередой переездов. Отец работал в столичной Академии наук, и когда началась война, семью отправили под Уфу, где прожили полтора года. Там Ира пошла в школу, но вместо уроков частенько приходилось помогать взрослым на лесоповале: обрубала ветки деревьев. Потом семью вывезли в Алма-Ату, лето Ирина трудилась в колхозе. Затем был Фрунзе: грузили ящики с консервами в вагоны, уходящие на фронт. А после – те самые торфозаготовки, именно там девочка получила травму, давшую о себе знать много позже.
Вместе с каким-то парнишкой она таскала торфяные блоки, складывала их для просушки. «Эта такая тяжесть, – вспоминает Ирина Михайловна. – Вдвоем едва поднимали, согнувшись до земли».
Еще Ирина Михайловна пела в госпиталях для раненных солдат, читала им стихи Ольги Берггольц. В годы войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, поэт работала на радио, почти ежедневно обращаясь к жителям блокадного города. Лучшие ее произведения, посвященные защитникам Ленинграда – «Февральский дневник», «Ленинградская поэма» – питерцы переписывали и передавали друг другу. Такую вот тетрадку и Ирине привезла в эвакуацию ее тетя, сумевшая выбраться из осажденного города.
Семья Ирины вернулась в Москву в декабре 43-го. Девочку направили на разборку библиотеки, вывезенной в качестве репарации из Германии. «Сотни книг тогда были скинуты в Петровских казармах в Лефортово, – вспоминает Ирина Михайловна. – Те, что были изданы до 1922 года, мы сортировали по жанрам, а из тех, что вышли позже, приходилось «выбраковывать» так называемые «агитки»: в каждой обязательно были портреты фашистских лидеров. Мне потом еще долго в ночных кошмарах снились Гитлер, Геббельс, другие с этих фото…».
Родители девочки хотели, чтобы дочь поступила в Менделеевский (как тогда называли химико-технологический институт имени Д. Менделеева). Но в начале мая 45-го Ирина, отстояв ночь в очереди, достала билеты во МХАТ на «Три сестры». Этот спектакль и определил ее судьбу – она просто заболела театром. Поступила в ГИТИС на театроведческий факультет, окончив, работала в Управлении культуры, а потом четверть века преподавала в Музыкальном училище.
«Прекрасно помню этот день, 8 мая, – продолжает рассказ Ирина Михайловна. – После спектакля, я, словно на крыльях, вернулась домой, долго не могла уснуть и тут слышу, как из всех комнат нашей коммуналки высыпали соседи. Мы все побежали на улицу, там и узнали, что война кончилась. Люди так радовались, обнимали, целовали друг друга! Незабываемый момент… Сегодня, в свои восемьдесят четыре, до сих пор считаю этот день самым счастливым».
Друзья и помощники
О самых ярких событиях своей жизни Ирина Михайловна с удовольствием делится со своими юными помощниками из службы милосердия «Перспектива» – за несколько лет подружилась со многими. Говорит, что успевает прикипеть душой к ребятам. Так помнит, как ей помогал хороший парнишка, но, к сожалению, после того, как поступил в Бауманку, посещать свою подопечную перестал. Обидно… Сейчас помогает Анастасия Ракитянская, первокурсница медицинского колледжа. «Золотая девочка», – называет ее пенсионерка, – все делает по дому и легко, и быстро, такая улыбчивая, такая сердобольная…»
Настя бывает у Ирины Михайловны, чтобы убраться в квартире, трижды в неделю. Хватает времени и на то, чтобы прогуляться с бабушкой, составить компанию в магазин, аптеку. «Ирина Михайловна – такая рассказчица! – признается Настя. – Ведь она дружила со многими великими артистами – Пляттом, Руфиной Нифотновой, сыгравшей комиссаршу в «Оптимистической трагедии». У нее в доме бывали многие! Поэтому, когда, например, протираешь стол на кухне, стараешься сделать это предельно осторожно – ведь за ним когда-то сидел Плятт… – признается помощница.
Настя опекает еще двух одиноких пенсионерок. Пока мы беседовали с Ириной Михайловной, она успела навести порядок на кухне, вымыть холодильник и окно.
По обоюдному согласию
Такое общение со свидетелями Великой Отечественной войны, по мнению руководителя Молодежной службы милосердия Елены Раскиной, очень нужно сегодняшним школьникам, работающим в Центре «Перспектива». Ребята от 14 до 18 лет не только помогают одиноким ветеранам войны с уборкой, но и узнают от них много нового. Есть и возможность немного подзаработать.
Сегодня в Москве проживают десятки тысяч ветеранов Великой Отечественной войны и труда, многие из них нуждаются в помощи и поддержке. В начале 2005 года, накануне 60-летия Победы, Комитет общественных связей и Московский центр занятости молодежи «Перспектива» поддержали идею молодых москвичей о создании Молодежной службы милосердия. Старшеклассники, учащиеся профессиональных училищ и колледжей стали оказывать посильную помощь ветеранам войны и труда, инвалидам. Ребята регулярно делают уборку, сопровождают пожилых людей на прогулке. Несколько раз в год проводятся специальные акции – в квартирах ветеранов моются и утепляются окна. Сами они ежегодно приглашаются в качестве почетных гостей на патриотическую акцию «Колокола памяти», на многочисленные слеты трудовых объединений молодежи, где делятся с детьми своими воспоминаниями о той войне.