Павел Спирин: «Мы придумали круговорот можно вообще не стоять в очереди, главное – ее занять»
В течение долгих лет советской власти слово «очередник» намертво ассоциировалось с понятием «бесплатное жилье». Времена изменились, и теперь многие готовы не ждать подарка от государства, а вложить в новую квартиру собственные деньги. Те, кто состоит на учете, может сделать это на весьма льготных условиях, считает директор Московского городского центра арендного жилья Павел Спирин.КР: В названии вашего центра нет ни слова о продаже очередникам жилья в рассрочку, хотя именно ваша организация является в городе главным координатором этого процесса. Зато присутствует слово «аренда». Почему?
П.С.: Где-то в 1997 году город переходил на новую форму предоставления жилья. Была идея закрутить механизм аренды с правом выкупа, что подразумевало оплату за жилье организациями. Создали Центр арендного жилья, изначально – для контроля поступления денег в бюджет. Аренда с выкупом широкого развития не получила из-за нехватки жилья. Взамен этого мы, при поддержке городского Департамента жилищной политики и жилищного фонда, придумали и стали внедрять продажу очередникам жилья с рассрочкой платежа.
Когда программа запускалась, никто не знал, как она пойдет. Раньше жилье было бесплатным – либо служебным, либо арендным, продажа жилья от города еще никогда не практиковалась. Поэтому вначале выделялось очень мало площади – до 15 000 квадратных метров в год. Эксперимент проводили: хватит ли у людей денег, какой будет спрос – такие маркетинговые исследования. Года два продавали площадь только очередникам бюджетных организаций, затем стали предлагать и очередникам по месту жительства. Теперь, поскольку программа очень хорошо себя зарекомендовала, площади начало выделяться значительно больше – порядка 37 000 квадратных метров ежегодно. Из них где-то 25 000 кв. м приходится на очередников по месту жительства и 10-12 000 кв. м – на очередников предприятий.
Программа стала пользоваться популярностью. Почему? Потому что цену квартиры определяет БТИ. У нас однокомнатная квартира стоит порядка 11-12 тысяч долларов, а на рынке – 30-32 000. К тому же выплачиваете вы эту сумму с рассрочкой на пять лет. Вы заключили договор, оплатили первоначальный взнос и получаете ключи от квартиры с полной отделкой, готовой к заселению.
КР: Вот я к вам пришла. Сто лет стою на очереди. Сил больше нет. Что надо предпринять?
П.С.: Мы вам расскажем весь механизм, сделаем расчеты, но, прежде чем заключить договор, должно быть вынесено решение органа исполнительной власти. Предварительно надо пройти жилищную комиссию по месту жительства, ее решение должен утвердить префект. Как только выйдет распоряжение префекта, что «Иванову Иван Иванычу предоставляется квартира по такому-то адресу по договору купли-продажи с рассрочкой», мы с вами заключим договор. То есть, прежде всего, вами занимается Управление жилищной политики в вашем округе.
КР: И как долог путь до вас?
П.С.: В разных округах по-разному. Собрать пакет необходимых документов занимает неделю-две. Заседание комиссии проходит раз в неделю. Затем – подписание, оформление распоряжения префекта. Итого три недели – месяц. А дальше сроки сокращены до минимума. Если вы с очень маленьким необходимым пакетом документов – выпиской из ДЕЗа, справкой с места работы и распоряжением префекта – пришли к нам, мы договор заключим в течение дня-двух.
КР: А для окружного управления нужен большой пакет?
П.С.: Нет, примерно такой же, как у нас. Обычные жилищные документы плюс справка об отсутствии собственного жилья.
КР: С какими суммами имеет смысл к вам обращаться?
П.С.: У нас не существует жесткой привязки к сумме. Вы можете заплатить ноль процентов от стоимости квартиры, один, два… – до тридцати. 30% это среднестатистическая, отработанная цифра. За рассрочку с очередников взимается до 8 процентов, в зависимости от того, сколько лет он простоял в очереди. Чем меньше стаж, тем больше процент. Процент начисляется на невыплаченную, оставшуюся сумму. Если заплачено 20% от стоимости квартиры, то проценты будет начисляться на оставшиеся 80. Мы вам делаем варианты расчетов, где четко видно, насколько увеличится стоимость квартиры в течение 5 лет за счет процентов. Вы сами выбираете удобный для вас способ. Если у вас в наличии 3, 4, 5 тысяч долларов – рассчитаем, исходя из этой суммы. Выплату можно не растягивать на 5 лет – выкупить квартиру и за месяц, и за год, и мы оформим ее вам в собственность.
КР: По-прежнему площади не хватает?
П.С.: Ее не хватает всегда. У нас, например, порядка 12-15 желающих на одну квартиру. Вначале, когда эта схема только закручивалась, человеку достаточно было быть очередником, и он уже имел право выкупа. Сейчас желающих так много, что площадь продается приоритетным категориям – тем, кто обладает одной из 60 существующих льгот, включен в план, стоял в очереди до, скажем, 1991 года… У нас около 25 процентов желающих (из тех, чьи кандидатуры уже одобрены в округах) – льготники.
КР: Значит, с вашей помощью справить новоселье обычному очереднику не очень-то реально. Ну а есть какая-нибудь категория, которая реально и быстро может обзавестись квартирой в рассрочку?
П.С.: Безусловно. Это молодая семья. Когда была разработана программа «Молодой семье – доступное жилье», департамент провел статистические исследования – анкетирование. Основными были два способа – коммерческий наем и продажа с рассрочкой. 70% молодых семей изъявили желание выкупить жилье с рассрочкой. Так сами собой определились объемы. 250 000 квадратных метров площади в этом году идет на молодые семьи. Около 40 000 кв. метров – коммерческий наем, остальные идут на продажу в рассрочку. Эти же пропорции сохранятся на следующий год, и есть даже адресный перечень будущих домов. Нашей организации доверили (на то уже вышло постановление правительства) стать управляющей компанией всех домов молодых семей. Мы будем не только продавать там квартиры, но эти здания содержать. Кроме того, нам дано право создания инфраструктуры. Первые этажи этих домов идут под нежилые цели, и там планируются (и делаются!) детские, семейные центры, аптеки, магазины – все, что молодым требуется для нормальной, полноценной жизни.
КР: Продажа квартир в рассрочку началась только в 2003 году. Значит, еще рано говорить о каких-то результатах. Еще не видно, насколько люди способны выдержать условия договора…
П.С.: Почему? Все видно. Почти половина молодых семей, заключивших договор, проплатила от 50 до 90 процентов стоимости квартиры, и нет ни одного случая расторжения договора. У нас и неплательщиков мало, человек 10, мы их знаем наизусть. Если человек не заплатил дважды (плата взимается поквартально), имеем право расторгнуть договор и выплатить 75% суммы, но стараемся этого не допустить. Пока удавалось – близко к крыльцу суда подходили, но в зал заседаний не зашли еще ни разу. У нас серьезный договор, и обо всех правах и обязанностях мы предупреждаем. Составляем график платежей. Стоимость квартиры разбивается равными частями на 5 лет, и – стоимость за рассрочку, которая с каждым годом уменьшается. Самое сложное 1 год – большие платежи. Стоимость за квадратный метр получается порядка 360 долларов, где точечная застройка – чуть выше. А на рынке, где, как правило, и жилье без отделки, новостройка стоит в среднем в 750 – 1000 долларов метр. Цена на квартиры ежегодно на 15-20% растет, откладывать бесполезно – не догонишь. А у нас в течение 5 лет цена квартиры не меняется. … Причем у нас же нет социальных норм, единственное: при дефиците жилья соблюдается принцип – по комнате на человека. Застройка идет в Марьине, Люблине, Южном Бутове и на Шарикоподшипниковской – от станции метро «Дубровка» 150 метров, вот там как раз цена на квартиру чуть дороже.
КР: То есть вы считаете, что это начинание перспективно?
П.С.: Безусловно! Работа кипит. Скоро состоится приемка этих домов в управление, с ноября начнем брать здания на баланс, формируем на конкурсной основе список на заключение договоров аренды нежилых помещений. Пошло массовое заселение, мы сейчас по 50 договоров в день оформляем только по молодым. Создаются комитеты самоуправления, вот лежит бумага с заявками, что бы они хотели иметь у себя в доме.
Рассрочка – штука старая. Мы ничего нового не придумали, только распространили эту схему на очередников. Город построил, потратил сумму. Человек возвращает эти деньги. Город их может пустить на строительство нового жилья. Льготная цена, льготный режим. Мы как бы придумали и создали такой круговорот. Это выгодно всем. А молодой семье сейчас и вовсе зеленый свет. Они могут вообще не стоять в очереди, главное стать очередниками.
Недавно мы подавали отчет в департамент по платежам в бюджет. Только жильцы Верхних Полей, 38 – 1, за 9 месяцев перечислили в бюджет более 4,5 миллиона рублей. А по купле-продаже более 200 миллионов в бюджет перечислили. Хотя это только начало.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Павел Спирин родился в 1961 году в Волгоградской области. В 17 лет переселился в столицу. Работал на стройке, служил в армии. Окончил юридический факультет МГУ. Работал юристом и начальником жилищного отдела «Замоскворечье». Затем – в городском Департаменте жилищной политики и жилищного фонда. Последние пять лет возглавляет Московский центр арендного жилья.