23:30:44
11 апреля 2021 г.

Правовому полю – четкие границы

От того, насколько полно и четко регулируется законами жилищная сфера, зависит спокойствие и благополучие людей. Какие же новации произошли в этой сфере за минувший год? Об этом корреспондент «КР» беседует с депутатом Московской городской Думы, председателем комиссии по законодательству Александром Семенниковым.

Без привилегий

– Александр Григорьевич, начнем с поправок, принятых в январе 2011-го в Закон столицы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве». Изменения, как было тогда сказано, исключили коррупционный фактор, выявленный прокуратурой города.

– Поправки введены Законом столицы от 26.01.2011 № 4. Давайте обратимся к ст. 13 (ч. 3) 21-го закона. Прежде в ней было сказано, что гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии «могут быть» улучшены жилищные условия без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

– Как я понимаю, все дело в словах «могут быть».

– Конечно. Коррупционная опасность формулы очевидна. Когда вместо «должен» и «обязан» законодатель употребляет обтекаемые выражения, для недобросовестного правоприменителя открывается возможность маневра. Кто решает, что жилищные условия могут (или не могут) быть улучшены? Чиновник. А в какую сторону он решит, это порой зависит от его личной заинтересованности. Поэтому в законотворчестве необходимо максимально уходить от неопределенных и двусмысленных формулировок вроде «возможно», «имеет право», «могут быть». Употреблять следует слова, которые толкуются только однозначно.

Теперь ст. 13 (ч. 3) звучит так: «Гражданам, освобождающим по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях».

– Однако принятый закон не вызвал большого восторга у некоторых москвичей и, в частности, тех, кто живет в пятиэтажках сносимых серий. Ведь сейчас будет учитываться дата постановки на учет. Не противоречит ли это ранее принятым нормативным актам? В прежней редакции закона № 21 при переселении за гражданами сохранялось право на улучшение жилищных условий – вне зависимости от даты постановки на жилищный учет. Люди и не становились на него – когда дом снесут, они получат квартиру больше той, где жили, это им было обещано. Теперь же (если, предположим, они жили в коммуналке), их также может ждать коммуналка. Получается, что перспектива улучшить жилищные условия при переселении из сносимых домов сужается.

– Посмотрим на ситуацию глазами тех, кто так же, как и жители сносимых домов, годами стоят на очереди. Прежде бывало, что многие очередники получали квартиры гораздо быстрее тех, кто встал на учет одновременно с ними, или даже раньше. За что такая привилегия?

Действовавший порядок был выгоден переселенцам из пятиэтажек, но он вызывал справедливые нарекания других москвичей, имевших такие же, или даже большие права на получение жилплощади. К сожалению, разрешить коллизию так, чтобы все были довольны, невозможно. Решение в данном случае принималось, исходя из примата равенства всех граждан перед законом, а не выделения каких-либо привилегированных групп.

И еще. Довод, что люди не становились на учет в надежде на снос дома, не столь уж бесспорен. Да, Москва один из немногих регионов, где еще выделяется социальное жилье. Но будем откровенны: выделяется его мало. Сегодня такое жилье получают очередники с 1990–1991 годов. Если же говорить о городской программе ликвидации пятиэтажек, то реализовывать ее начали в 1995-м и закончат не скоро. Так что особых надежд на бесплатные социальные квартиры в принципе никто не мог питать. Так почему же мы «отодвигаем» людей, которые отстояли 20 лет, чтобы пропустить вперед тех, кто надеялся получить преимущества за счет своих же соседей?

Только тем, кто нуждается

– Еще один принятый документ – Закон столицы от 8.06.2011 года № 26 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 27 января 2010 года № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» был также принят в связи с требованиями прокурора столицы. Здесь говорилось сразу о нескольких статьях, и прежде всего 3-й – в разделе «Государственная поддержка граждан в жилищной сфере». В ней речь шла о субсидиях для приобретения или строительства жилых помещений, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. «Основы жилищной политики» – базовый закон. Чем неугодна была прокурору старая редакция? Не ущемляет ли новый закон интересы москвичей?

– Нет, нисколько. Принятая поправка более четко выстраивает приоритеты для тех граждан, которые нуждаются в большей имущественной или финансовой поддержке. В прежней редакции говорилось о ней в общем виде, там была довольно неконкретная ссылка на законы и иные правовые акты столицы. Теперь формулировка более ясная, и, на мой взгляд, более правильная: «Государственная поддержка по улучшению жилищных условий граждан осуществляется способами, предусмотренными правовыми актами города Москвы, исходя из имущественной и финансовой обеспеченности жителей города Москвы».

Предполагается создание законодательной базы для дифференциации в рамках городских жилищных программ разных способов помощи гражданам в жилищной сфере, исходя из их реальных материальных возможностей. И это справедливо. Помогать надо тем, кто больше всего нуждается в поддержке.

– Это означает, что бесплатное жилье получают не все граждане, а лишь те, кто являются малоимущими. Логично. Но давайте вспомним, кто признается таковыми.

– Есть «Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Методика утверждена постановлением правительства города от 6.06.2006 № 362-ПП. Приведу цитату из нее: «Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы (семья (одиноко проживающий гражданин), обратившаяся с соответствующим заявлением), имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека».

Таким образом, поправка предполагает создание законодательной базы для дифференциации в рамках городских жилищных программ способов помочь гражданам решить квартирный вопрос, исходя из их имущественной и финансовой обеспеченности.

– В базовом законе изменены также статьи 61 и 66, касающиеся служебных помещений. Чем вызваны эти поправки?

– Они направлены на защиту прав и интересов нанимателей жилых помещений, а также членов их семей. Старая редакция ст.61 значительно ограничивала права нанимателей жилых помещений, относящихся к жилищному фонду города Москвы, и предоставленных в качестве служебного жилья.

До вступления в силу Жилищного кодекса был ограничен круг людей, которых позволялось выселить без предоставления жилплощади. В Москве к таким категориям в основном относились граждане, приезжавшие работать на многочисленные столичные предприятия, в том числе на те, куда неохотно шли сами москвичи. Работодатели вселяли приезжих в общежития, обещая через некоторое время обеспечить их постоянным жильем. Когда в 1990-е по предприятиям города прошла волна увольнений, эти люди остались, по сути, без крыши над головой. Теперь их права на жилье признаны, проблема обеспечения квадратными метрами будет решаться для них легче.

– Но люди приезжали не одни, порой с женами и детьми. Повысился ли уровень защищенности членов семей нанимателей служебных помещений?

– Повысился, и об этом сказано в ст. 66. В действовавшей ранее редакции предусматривался запрет на вселение в общежитие, предоставленное на период учебы, членов семьи нанимателя, которые не указаны в договоре найма. Более того, запрещалось внесение изменений в этот договор. Понятно, что со временем наниматель, если он один, может создать семью. Если вселялась семья, она могла увеличиться. Но вселить на законных основаниях новых членов семьи было нельзя. Теперь эта несправедливость устранена: п. 5 и 5.1 ст. 66 позволяют вселять членов семьи, предварительно внеся их в договор найма.

Если говорить конкретно, студент на время учебы может вселить в предоставленную ему комнату своих родителей, супруга, детей с внесением изменений в договор найма. Понятно, это делается с согласия наймодателя.

– В законе «Об основах жилищной политики» имеется ст. 47 «Виды специализированных жилых помещений», в которой предусматривается жилье для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами. Насколько актуален этот вопрос? Вообще кто эти беженцы? Не ущемит ли их поддержка права коренных москвичей?

– В 47-й статье названы граждане, которым могут предоставляться помещения из специализированного жилищного фонда. Это не только вынужденные переселенцы и лица, признанные беженцами, но дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица без определенного места жительства, граждане с нарушением опорно-двигательного аппарата (для них предназначены специально оборудованные жилые помещения). Все эти люди нуждаются в особой заботе и внимании со стороны общества, и, я уверен, мало у кого повернется язык заявить об ущемлении прав коренных москвичей в случае проявления такой заботы.

Если же говорить о временных переселенцах и беженцах, то их число было велико в 1990-е, когда в некоторых республиках бывшего Советского Союза происходили разного рода конфликты. Сегодня ситуация иная, и вопрос этот далеко не самый актуальный.

На новых территориях

– Давайте теперь вспомним Закон столицы от 5.10.2011 № 44 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Речь идет о передаче полномочий РФ в части обеспечения жилья органам госвласти Москвы и касается военнослужащих. В чем суть изменений?

– Они устанавливают более четкий порядок решения жилищной проблемы этой категории граждан. Теперь федеральный бюджет выделяет городу субсидии для их обеспечения московскими квартирами (понятно, что такое право имеют весьма немногие военнослужащие), а городские власти берут на себя обязанность организовать решение этого вопроса. Речь может идти и о денежной субсидии для самостоятельного приобретения жилья, и о предоставлении жилплощади в натуральном виде. Использование этих средств контролируется федеральными органами власти.

И снова подчеркну: какого-либо ущемления прав москвичей здесь нет. Вопросы обеспечения военнослужащих жильем сегодня решаются заметно лучше, хотя, не скрою, удовлетворить полностью всех нуждающихся город пока не имеет возможности. Однако в процессе освоения новых территорий мегаполиса площадок для строительства жилья (с чем всегда были затруднения) будет выделяться больше. На новые территории сейчас и делается ставка. Они позволят решать проблему более быстрыми темпами.

– И последний вопрос – о взаимодействии парламентариев с исполнительной властью столицы. Успешно ли оно? Как Мосгордума контактирует с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы?

– Достаточно тесно. И новые жилищные законы, и поправки к прежним рассматриваем и одобряем сообща, при этом обязательно учитываем замечания сотрудников департамента. Одна из сфер совместной деятельности – законодательный мониторинг. Совместно проверяем, как работают столичные жилищные законы, нет ли нарушений. В нынешнем году это сотрудничество, надеюсь, успешно продолжится.

Илья Гориков

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация