23:30:44
11 апреля 2021 г.

В споре о вкусах

На Музей изобразительных искусств имени Пушкина обрушилась волна событий, большей частью вполне предсказуемых. У бессменного директора Ирины Антоновой случился 90-летний юбилей, сам музей будет праздновать свое 100-летие, и наконец, кажется, начнется так долго ожидаемая, обсуждаемая и осуждаемая реконструкция.

Глобальная стройка в центре города по умолчанию вызывает настороженность: десятилетиями насаждаемые среди уютных особнячков стекло и бетон, беспардонное превышение этажности, трещины на старых стенах, провалы грунта… Опасностей не перечесть. Но Москва не была бы Москвой, если б не мешались в ней безалаберно все времена и стили, не торчала кокетливо из-под пятницы суббота, не ожидали за углом не предсказуемые никакой логикой сюрпризы. Аккуратно причесанные и отмытые исторические здания сплошь – какая тоска, представьте.

Это, конечно, мнение дилетанта, «прогульщика». На самом деле необходимость реконструкции диктуется суровой необходимостью: запасники ломятся от уникальных экспонатов, которые у посетителей есть шанс не увидеть никогда. В 2009 году конкурс на определение исполнителя работ выиграли звезда международной величины Норман Фостер и руководитель «Моспроекта-5» Сергей Ткаченко. Особо шокировал публику «цветок-пятилистник» – здание из пяти залов с прозрачными стенами для монументальной скульптуры – и перспектива сноса кремлевской заправки 1930-х годов, тоже уже объекта культурного наследия.

Не сильно продвинутой в архитектуре московской публике Фостер известен своим несостоявшимся проектом «здания-апельсина» на Крымском валу, против которого стеной поднялись горожане. Ткаченко – автор многократно ругаемого и одновременно отмечаемого жилого комплекса «Патриарх» на Патриарших прудах и очаровательного «дома-яйца», спрятанного в причистопрудных переулках. Недавно побывав на Патриарших прудах, отметили: несколько вычурный, но запоминающийся «Патриарх» вписывается в окружающее пространство не хуже «дома со львами», обруганного еще Хрущевым за архитектурные излишества. И возможно – да не закидают меня любители старины гнилыми помидорами, я ее тоже люблю – «Апельсин», сменив безликое брежневское здание ЦДХ, стал бы со временем такой же достопримечательностью, как «ужас нашего городка», расположенный неподалеку, на Стрелке, – памятник Петру. Мне кажется, они хорошо бы смотрелись вместе.

На народное противостояние любому строительству жалуются власти. На отсутствие бережности к нашему культурному наследию жалуется общественность. Но ведь консенсус, наверное, возможен? Есть шанс узнать об этом на примере Музея изобразительных искусств. Серьезно скорректированный, согласно замечаниям градозащитников, проект Нормана Фостера сейчас предлагается к публичному обсуждению.

Макс Кронин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация