В эпицентре переселения
Переселение москвичей из ветхих и аварийных домов – важная составляющая социально ориентированной жилищной политики города. На особом контроле – снос пятиэтажек первого периода промышленного домостроения. Отвечает за эту работу в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы специальное подразделение, которое сегодня представляет начальник Управления реализации программ переселения Владислав Иванов.
У каждого дома своя судьба
– Владислав Николаевич, расскажите о задачах управления по переселению. Когда оно создано и какими законами руководствуется?
– Основные задачи нашего управления – координация работы в административных округах по освобождению жилых помещений и многоквартирных домов, подлежащих сносу, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту. И предоставление отселяемым жителям других благоустроенных жилых помещений.
Управление не новое. Как с 90-х годов прошлого века началось переселение, так и появилось подразделение, которое занимается этими вопросами. Разве что менялось его название. А руководствуемся мы Жилищным кодексом РФ и Законом столицы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».
– Каким образом дом может попасть в план по отселению?
– Для этого нужен как минимум распорядительный документ правительства Москвы о реконструкции, капитальном ремонте дома с отселением жителей. Как правило, под эти основания подходит комплексная реконструкция районов. Второе – признание дома аварийным. Третье – перевод всех помещений в доме в нежилой фонд. Четвертое – изъятие земельных участков для государственных нужд.
Мы ведем работу с тремя категориями домов: с пятиэтажками так называемых сносимых серий, которые определены в постановлении правительства Москвы от 6.07.1999 № 608 – К-7, II-32, 1605-АМ, 1МГ-300, II-35, аварийными строениями и домами, подлежащими реконструкции в соответствии с распорядительными документами правительства Москвы. Имеется в виду комплексная реконструкция, в которую попадают районы с домами сносимых и не сносимых серий.
В 2011 году переселено 5200 семей – 13,4 тыс. человек. В основном они из домов сносимых серий.
От графика сноса до переезда
– С кем взаимодействуете при решении вопросов переселения?
– Мы достаточно тесно контактируем не только с управлениями департамента, но и с внешними структурами. Формированием графиков сноса и строительства занимаются департаменты градостроительной политики и строительства, с которыми плотно работаем.
Когда появляются основания для отселения дома, жителей приглашают в управление департамента в административном округе, предлагают варианты жилья, дают смотровые талоны. Люди едут на место, смотрят. После этого осуществляется переезд граждан инвестором, когда дом построен по инвестконтракту. Если дом аварийный, а новый строится по госзаказу, то переселением занимается город. Замечу, что при переселении семьи расходов не несут, переезд им оплачивает либо город, либо инвестор, в том числе и возмещение услуг телефонной связи.
– Сколько вариантов предлагают переселенцам? Где предоставляются квартиры?
– Как правило, предлагают не один вариант. По закону переселение осуществляется в районе проживания – это либо непосредственно район, где идет снос, либо соседние, граничащие с ним. Исключения составляют Центральный округ и Зеленоград, там переселяют в пределах округов.
Правило равнозначности
– По каким правилам ведется предоставление жилой площади?
– Собственникам помещений, которые не состоят на жилищном учете, предоставляется равнозначное жилое помещение. Причем они вправе выбрать как получение компенсации в натуральном виде – конкретной квартиры, так и в денежном выражении. Если собственники стоят на очереди, но не включены в план обеспечения на соответствующий год, им также предоставляют равнозначное жилье. Они остаются на учете и улучшат жилищные условия, когда наступит их очередь.
Собственники и наниматели, которые состоят на жилищном учете и включены в план обеспечения, получают площадь по норме предоставления – 18 кв. м на одного человека со снятием с очереди.
Нанимателям, которые не состоят на жилищном учете, предоставляется равнозначное жилое помещение. Эта норма содержится в ст. 89 Жилищного кодекса. Нанимателям, которые стоят на очереди, но не включены в план обеспечения, предоставляется также равнозначное жилое помещение, но с учета они не снимаются, жилищные условия улучшают в порядке очередности.
– Предоставляете ли вы площадь по принципу: одно учетное дело – одна квартира?
– Мы сейчас не привязываемся к учетному делу. Есть квартира, где живет некая общность людей, которую мы называем семьей, хотя отношения между проживающими могут быть разными. Тем не менее, все живут в одной квартире и зарегистрированы в ней. Или собственники, неважно, состоят они или нет в родственных отношениях. Равнозначное жилое помещение получают на тех, кто зарегистрирован или кто является собственником. Пять собственников – значит, на пятерых в тех долях, в которых они изначально оформили площадь. Если по социальному найму, и в договоре шесть человек, – значит, на шестерых. Занимали двухкомнатную квартиру – поедут в «двушку». Это в случае, если люди не состоят на жилищном учете или состоят, но не включены в план обеспечения на соответствующий год.
Для контакта
Сотрудники Управления реализации программ переселения ведут прием жителей во вторую и четвертую пятницу месяца, с 8.00 до 12.00 в приемной Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по адресу: Газетный переулок, 1/12. Консультации – по предварительной записи в кабинете 56. Запись проводится непосредственно заявителем с 8.00 до 17.00, в пятницу до 15.45. Перерыв на обед с 12.15 до 13.00.
С неформальным подходом
– Как решается вопрос по коммуналкам?
– С коммуналками сложнее. По идее мы должны давать равнозначное жилое помещение. Если человек занимает комнату, то ему должны предоставить комнату. Но мы подходим к ситуации по-другому, не формально. Если человек изначально получал именно комнату в коммуналке и проживает в ней по договору соцнайма, либо приватизировал ее, или получил ее по каким-то безвозмездным сделкам, например, наследования — это один разговор. И понятно, что людям можно пойти навстречу и предоставить отдельное жилье, однокомнатную квартиру.
Другое дело, если граждане, зная о переселении, за год, за два просто купили эту комнату и теперь ждут, что им тоже дадут отдельную квартиру. В данном случае подход понятен: мы в большей части используем ресурсы, которые покупаются или строятся за счет бюджета города, поэтому разбазаривать их не имеем права. Поэтому, если кто-то хочет делать бизнес на городской собственности, боюсь, это у них не получится.
– То есть, подход все-таки индивидуальный?
– Конечно. Потому что ситуации бывают разные. Те же «двушки». Стараемся большую квартиру дать на многочисленную семью. А «двушку» поменьше – семье, где мало людей.
А что в перспективе?
– Какова структура управления, его состав? Ведут ли ваши сотрудники прием жителей?
– У нас отделов нет, в управлении работают 10 человек. Все с высшим образованием, в основном юристы, экономисты. Коллектив значительно обновился и помолодел за последнее время.
Наши сотрудники работают с территориальными подразделениями департамента, ведут прием населения по графику, рассматривают обращения граждан, юридических лиц, органов власти разных уровней. Мы также участвуем в согласовании проектов правовых актов города, которые поступают в департамент.
– С какими основными вопросами обращаются к вам москвичи?
– В приемной департамента люди чаще всего спрашивают, когда будут включены дома в план на отселение, и на какую площадь они вправе рассчитывать. Либо обращаются о разрешении вопросов, которые не смогли решить в окружных управлениях.
– И какова же перспектива переселения на 2012 год?
– В Москве осталось порядка 350 домов сносимых серий. В нынешнем году намечено переселить около восьми тысяч семей.
О нашем собеседнике
Владислав Иванов родился в 1978 году в Москве, окончил Московский государственный индустриальный университет, бывший институт ЗИЛа. По специальности – юрист. После службы в армии работал на автомобильном заводе, в управе района Нагатинский Затон. С 2002 года – в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. С мая 2011 года возглавляет Управление реализации программ переселения.