23:30:44
11 апреля 2021 г.

Большой Палашевский: загадка геометрии

Путеводитель по Москве«Мягкая зима, тихий центр…», – бормочем, глядя на простирающиеся внизу заснеженные переулки. Скоро совсем растает, а пока вот так – бело и тихо. Мы, как и две недели назад, стоим на возвышении, что занимала Церковь Рождества Христова в Палашах, после замененная на карте города музыкальной школой. Белой лентой разворачивается под нами Большой Палашевский переулок, и белизну его подчеркивает и оттеняет внезапно розовая школьная стена.

Темные мазки на белом холсте

Большой Палашевский начинается с поворотом Сытинского переулка и тянется до Большого Козихинского (дальше к Малой Бронной, переименовываясь в Спиридоньевский). Вправо и влево от него отходят Трехпрудный и Богословский. Ну а теперь, набросав это дело на карте, можно снова приступать к лирике – обозревать пейзаж с высоты.

Мостовая – белая лента в серо-коричневую оставленную колесами полоску. По бокам похожие на извалявшихся в пуху гномиков машины, цвет их аккуратно приглушен, припорошен снегом.

Небрежными темными мазками набросаны на холсте редкие фигурки людей. Справа удачно имитирующий старинный особнячок двухэтажный светло-зеленый бизнес-центр. За ним виднеется шершавая цвета речного песка стена, такую фактуру любил автор «тучерезов» Нирнзее, чей «дом со скворечником» находится неподалеку. Где-то тут, на этом отрезке, стоит красный деревянный человечек, и в дождь, и в мороз без устали указывающий путь. Зажат между соседями и почти не виден с высоты темно-красный эркер южинского дома, знаменующего угол с Трехпрудным. Завершает перспективу внушительный «гриб», венчающий крышу жилого комплекса, выросшего на углу с Большим Козихинским переулком.

Спускаемся с горы к облицованному «кабанчиком» зданию со срезанным углом и «Дизайнерской одеждой» (№ 14/7) доходному дому авторства архитектора Кардо-Сысоева, возведенному в 1910 году. Раньше плечом к плечу с ним стоял собрат – доходный дом 1893 года рождения, выстроенный по проекту архитектора Бутусова, но в 2005-м пейзаж изменился. Жилое здание «Большой Палашевский, 10» приятно цветом, фасад его нарядно выложен разноцветной плиточкой… Еще б урезать его на пару этажей, и раздражение бы почти исчезло. Кстати, здесь располагается галерея современного искусства. Возможно, это случайность, но предпочтем считать это закономерностью: здешние места искусством пропитаны насквозь.

Опережая Ленина

Ровно напротив современной галереи, в родовой усадьбе Гончаровых, жили супруги-художники Наталья Гончарова и Михаил Ларионов – мастера русского авангарда, одни из основателей русского примитивизма и так называемого лучизма, организаторы выставок и художественных объединений 1910-х гг.: «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и т.д, вызывавших в обществе бурю интереса, восхищения, негодования. Кстати, название «Бубновый валет» в противовес всяким утонченным символистско-акмеистским штучкам типа «черных роз в бокале золотого, как небо, аи» придумал Ларионов. Словосочетание это вызывало сразу две шокирующие ассоциации: во-первых, так называли каторжников, носивших робу-балахон с ромбом на спине, во-вторых, так встарь французы именовали мошенников и плутов. Впрочем, в задачу объединения, ядро которого составляли Фальк, Лентулов, Машков, Куприн, Кончаловский, Бурлюки, Малевич и другие, шокировать и встряхнуть почтенную публику входило. В противовес академическим жанрам они рисовали полотна «простые, как вывески в продуктовых лавках» и, опережая Ленина, утверждали, что искусство принадлежит народу.

В 1915 году дом № 7 на углу Большого Палашевского, где перебывал весь цвет русского авангарда, опустел: Наталья Гончарова и Михаил Ларионов покинули Россию, чтобы по приглашению Дягилева присоединиться к труппе «Русских сезонов». Встреча столь ярких мастеров отразилась на их творчестве: Дягилев заинтересовался авангардом, у Гончаровой в полной мере раскрылся ее декоративный дар, Ларионов же проникся искусством танца как таковым и после стал известным историком балета. Но свято место пусто не бывает, и теперь уже в конце 20-го века в этих краях снова поселились художники – ниспровергатели основ.

Рояль по четвергам

В 1991–1993 годах наблюдательный взгляд не мог не заметить оживления во вроде бы выселенных зданиях. Художники «южной волны» под предводительством Авдея Тер-Оганяна осуществили «захват» нескольких коммуналок, где расположился сквот художников. Мансарда в соседнем подъезде стала «галереей на Трехпрудном» – средоточием жизни художественного авангарда Москвы.

Галерея эта упоминается в истории современного искусства повсеместно, а точное ее месторасположение умалчивается. Видимо, сказывается привычка. Сквоты – самозахваченные помещения – старались не светить, хоть и наблюдалась в 90-х полная анархия. Туда свои приводили своих, и цепочка эта разрасталась до бесконечности. «Детский сад» в Хохловском переулке, где художники, числящиеся по трудовым книжкам сторожами (чтоб избежать статьи за тунеядство), жили, творили и выставлялись. Булгаковский сквот, «Заповедник искусств на Петровском бульваре», Фурманный переулок, арт-акции, квартирники, вернисажи – непрерывный праздник души, именины сердца.

«В начале 90-х в Москву перебрались почти все. Мы жили в Трехпрудном переулке, в огромных расселенных коммуналках. На чердаке работала галерея, в которой каждый четверг устраивались вернисажи. Гостям предлагался непременный коктейль: спирт «Рояль» + вода + концентрат сока из пакетика. Летом 1993 года нас выселили – здание перестроили, в него въехала группа «Мост», вспоминает Максим Белозор.

Таким образом, получается, что стихийно образовавшаяся в доме, предназначенном к сносу, в 1991 году галерея находилась именно здесь – в угловом с Большим Палашевским переулком трехэтажном здании № 5/1. На угловой его части, красного кирпича, с нависающим над перекрестком эркером, мемориальная доска: здесь, в квартире № 7, на втором этаже, 35 лет прожил актер, художественный руководитель и директор Малого театра Александр Сумбатов-Южин. Кабинет его находился в этом самом эркере. Можно поднять голову и посмотреть. После смерти Александра Ивановича в 1927 году Палашевский переименовали в Южинский переулок (в 1994 году название вернули).

Венков не возлагать

К историям Южинского переулка мы вернемся позже. А пока перейдем от эпатажных жанров к чистой драме. Поговорим о театре.

В соседнем доме под № 3 жил другой корифей Малого Театра – Александр Ленский, внебрачный сын князя Павла Гагарина и оперной певицы, корсиканки, подданной Великобритании Ольги Вервициотти. Князь был натурой художественной – увлекался театром, играл на скрипке, соответственно, организовал оркестр и театр, создал театральную школу. Денег не жалел. А тут еще приключилась любовь с актрисой… Широта его натуры могла показаться чрезмерной. Вот и его младшим братьям так показалось. Боясь повторения истории отца, на склоне лет женившегося на крепостной актрисе, братья через суд оформили опеку. Невенчанная пара поселилась в родовом имении князя в Тамбовской губернии.

Мать умерла, отец обнищал, и Саша был отправлен к родственникам в Москву, в семью трагика Малого театра Корнелия Полтавцева, где он «проживал в качестве сироты без роду и племени» с десяти до восемнадцати лет. Случайно оказавшись в театре, он «не спускал глаз со сцены». Но Полтавцев охладил пыл размечтавшегося бедного родственника, сказав, что хорошего актера из него не выйдет: лицо некрасивое…

Дальше можно было бы победоносно сообщить, что, мол, через тернии к звездам, добро побеждает зло, и внебрачный сын, бедный сирота Александр Вервициотти назло всем полтавцевым стал известнейшим актером Малого театра Александром Ленским (такой он себе взял псевдоним), на протяжении трех десятков лет игравшим Фамусова, а в 1907 году – главным режиссером этого самого театра. О нем писал Станиславский, с ним дружил Чехов, Ермолова ставила его выше всех современных актеров…

Говорят, в создании режиссерского театра (против традиционного, актерского) Ленский опережал Станиславского и Немировича-Данченко, но в отличие от них, поддержки и понимания не встретил. На него ополчились все – чиновники, бывшие ученики… Его обвиняли в том, что он делает из артистов марионеток, и во всех прочих смертных грехах. Сумбатов-Южин вспоминал, как некто «доходил до такой степени клеветнического восторга, что доносил на Ленского директору, будто он берет взятки с актрис сладкими пирожками…».

Ленский написал заявление об уходе. Начальство опомнилось, предлагало превыгоднейшие условия, артисты признавались в любви… Но поздно. «Нет, Сашура, – сказал он своему тезке и другу Южину. – Мне этот театр, со всеми их рожами, до того опротивел… когда я сегодня утром проснулся и почувствовал, что всему этому конец, что я свободен…»

Он в полной мере использовал свою свободу – взял и умер. Его похоронили под Киевом, на старом кладбище, над Днепром, на круче. На камне выбито по-украински: «Видатний росийській актор і режисер Олександр Павлович Леньский / 1/Х 1847 – 13/Х 1908». В газете «Кiевлянинъ» от 16 октября 1908 года написано, что покойный завещал венков на его гроб не возлагать.

Напомним, что вся эта история разворачивалась тут: семья Полтавцева занимала в переулке дома № 13-15, а последние 14 лет жизни Ленский прожил в доме № 3.

«Половину прохожих я знал по именам»

Живопись, театр… Пришла пора обратить внимание на литературу. А значит, поговорить о «Южинском кружке», возникшем в 1960-х годах в Большом Палашевском (тогда Южинском) переулке, где жил в то время 20-летний писатель Юрий Мамлеев. Воспоминаниями делится завсегдатай «мистического подполья», за свои убеждения дважды отчислявшийся из МГУ, ссылавшийся в Магадан, 13 раз женившийся, по стечению обстоятельств ставший отцом режиссера Валерии Гай Германики, журналист и писатель Игорь Дудинский.

По его словам, попасть в число избранных было легко: «Это была разомкнутая система, никакого герметизма. Все ко всем ходили. Мы могли встретиться на бульваре и долго выбирать, кому оказать честь своим посещением. Двести-триста квартир ждали нас каждый день, только раскрой записную книжку. И никаких предварительных звонков! …Я шел по улице Горького, и у меня язык уставал здороваться – половину прохожих я знал по именам». «Южинский кружок» зародился в Ленинской библиотеке, где в открытом доступе стояли книги по философии, мистике, эзотерике. Точнее, в ее курилке, где шли бурные обсуждения прочитанного. Библиотека закрывалась, расходиться не хотелось, а Мамлеев жил ближе всех.

Второй этаж деревянного барака, каких тогда много было в Москве. На двери написано, кому сколько раз звонить. Мамлееву – – шесть раз, что, учитывая непрерывный поток гостей, делало жизнь соседей почти невыносимой. Две крохотные смежные комнаты располагались в самом конце длиннющего коридора. «Было так тесно, что люди… сидели на шкафу, туда передавали стаканы и тарелки. …Вообще, вместимость маленьких комнат – это какая-то загадка геометрии. По пятьдесят-шестьдесят человек на пятнадцать-двадцать квадратных метров!», – вспоминает Дудинский. Здесь, кажется, перебывал весь тогдашний «цвет» андеграунда – Анатолий Зверев, Владимир Пятницкий, Генрих Сапгир, Юрий Кублановский, Леонид Губанов, Венедикт Ерофеев, Вадим Делоне, Владимир Быковский, многие, многие другие. Все это кончилось во второй половине 70-х – власти активно выдавливали «протестантов» из страны. Мамлеев уехал из России в 1974 году. А вместо квартирных салонов стали появляться клубы.

Свой след на белом

Мы, как всегда, подзадержались в иных временах, а надо еще успеть глотнуть сегодняшнего воздуха. Тем более, что погода к гуляющим лояльна. Так что мы снова окунаемся в бесконечные лабиринты дворов, неизвестно как – «загадка геометрии!» – умещающееся за тесно сгрудившимися фасадами. Притаившиеся арки заставляют нас выныривать у самого Тверского бульвара, тропинка приводит во двор, где подпирает небо над Малой Бронной чаша полукруглого балкона… А потом мы возвращаемся к красному человечку и заходим, следуя указанию его фанерного пальца, в крошечную галерею. Там под потолком вместо ангелов летают на крыльях летчики, и полотно Кандинского прекрасно умещается на холщовой сумке. А еще в дальней комнате второй год тихо живет единственный в Москве магазинчик комиксов, хотя поначалу мало кто верил, что он просуществует больше двух недель. Красный человечек соседством доволен. Единственное, что его раздражает, это посетители, которые заходят специально, чтоб сказать: «какая глупость эти ваши комиксы!»

С другой стороны, разве всем нравилось то, о чем мы вам сегодня рассказали? Полотна «простые, как вывески в продуктовых лавках». Художники, захватившие пустующие пространства. Режиссер, «делающий из артистов марионеток». Метафизики, непрерывно звонящие в дверь коммунальной квартиры… Но все это было, есть и будет. И мы пойдем дальше, оставляя на белом свои далекие от совершенства следы.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация