23:30:44
11 апреля 2021 г.

Социальные ориентиры не меняются

Жилищные программыПланомерное сокращение очереди на жилье – одна из основных задач Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. О том, как она решается, рассказал в ходе пресс-конференции, посвященной итогам прошедшего года и планам на будущее, руководитель департамента Николай Федосеев.

Об очереди

Основной итог минувшего года, по словам Н. Федосеева, состоит в том, что городская программа предоставления социального жилья выполнена. Очередники и жители переселяемых домов получили около 12 тыс. квартир и 2 тыс. субсидий. Тем или иным образом улучшили жилищные условия более 14 тыс. семей – участников различных городских программ.

Руководитель департамента обратил на это особое внимание в связи с тем, что последнее время получили хождение «страшилки о том, что в Москве прекращается обеспечение очередников, либо оно до безобразия сокращено, что департамент новых квартир не дает и т. п.». Поводом для слухов послужило то обстоятельство, что в минувшем году не был полностью выполнен городской заказ на строительст-во социального жилья: из запланированных 700 тыс. кв. м не было введено 100 тыс. И департамент действительно был поставлен в нелегкое положение.

Впрочем, Николай Федосеев сразу оговорился, что нет худа без добра. В принципе эти дома уже стоят, но там нет еще постоянного теплоснабжения, соответственно, они не могут быть заселены. Госприемка сегодня занимает принципиальную позицию, которую в департаменте приветствуют. Она не подписывает акты на ввод там, где есть строительные недоделки, или есть проблемы с инженерией. Эти дома поступят в распоряжение департамента с некоторой задержкой в этом году, скорее всего – во втором квартале. «Но уж лучше так, чем строители в конце декабря дружно пишут отчет о завершении строительства дома, а мы его сможем заселять в лучшем случае через полгода», – сказал Николай Федосеев.

Ну, а выйти из трудного положения удалось за счет того, что, как говорится, помели по амбарам, поскребли по сусекам. Прежде всего, около 60 тыс. кв. м удалось набрать за счет вторичного ресурса – площади за выездом. Это чуть больше, чем планировалось. Также немного больше, чем рассчитывали (примерно 60 тыс. кв. м) было получено от инвестиционных контрактов в качестве доли города. Еще одним ресурсом стал возврат по суду самозахваченных квартир. Город достаточно жестко взялся сейчас за освобождение незаконно занимаемых жилых помещений. Они выявляются, по решению суда освобождаются и направляются на городские цели. В сумме же сложилось так: москвичи получили по социальным программам 1044 тыс. кв. м жилья.

Итоговый результат складывался по подпрограммам следующим образом:
– 2 тыс. семей получили квартиры бесплатно по договорам социального найма и безвозмездного пользования;
– 1 тыс. семей приобрели квартиры по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа;
– 2 тыс. семей воспользовались программой социальной ипотеки;
– 1 тыс. семей получили квартиру по договорам найма в бездотационных домах;
– более 500 семей – по договорам найма служебного жилья;
– 5,2 тыс. семей получили новое жилье в ходе переселения из ветхих и аварийных домов;
– свыше 2 тыс. семей самостоятельно приобрели квартиры на рынке с использованием бюджетной субсидии.

В результате очередь на жилье сократилась за год почти на 9 тыс. семей – со 120 тыс. до 111,5 тыс. Это с учетом того, в течение года продолжалась постановка на очередь новых семей.

В дополнение к «основной» очереди, функционирующей в соответствии с Жилищным кодексом, несколько лет назад городское законодательство ввело еще одну категорию граждан, которых ставят на учет нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений в рамках городских программ. Имеются в виду частично возмездные формы предоставления жилья. Требования к постановке на учет те же самые, за исключением того, что эти семьи не относятся к числу малоимущих. За несколько лет таковых принято около 6 тыс. семей.

Пока жилье им практически не предоставлялось, хотя формально все программы и механизмы для их обеспечения есть. Как пояснил Н. Федосеев, пока есть желающие воспользоваться возмездными программами из «старой» очереди до 2005 года, нет ни морального, ни законодательного права предоставлять квартиры кому-то другому. Исключение составляют конкретные квартиры, находящиеся в собственности города на территории Московской области, причем в относительно удаленных от МКАД населенных пунктах, от которых все очередники «со стажем» отказались. Их департамент может предлагать и предлагает тем гражданам, которые встали на учет после 2005 года как немалоимущие.

Ретроспектива

Николай Федосеев кратко остановился на общей динамике движения очереди. Она была довольно изменчива, максимум в новейшей истории приходится на 1991 год – 218,5 тыс. семей. Но начиная с 2004-го очередь неуклонно сокращается, сегодня число семей, ожидающих жилья, минимально за всю историю наблюдений департамента, начиная с 1980-го, – 111,5 тыс. семей или 362 тыс. человек. Если 7-8 лет назад прикидочные расчеты проводились исходя из того, что очередники составляют около 7% населения города, то сегодня говорят уже только о 3%.

В этой связи руководитель департамента обратил внимание на то, что 93,7 тыс. семей из ныне стоящих на очереди были приняты на учет до 2005 года, остальные поставлены уже позже. Дело в том, что в тот год на очереди стояло более 197 тыс. семей, и правительство Москвы поставило задачу перед департаментом сократить ее в два раза, о чем в то время много говорили. Получается, что из тех семей сегодня в очереди осталось менее половины, и в этом смысле можно считать, что поставленная тогда задача выполнена. Со своей стороны заметим, что если дело пойдет тем же темпом, то через два-три года очередь сократится вдвое даже с учетом вновь принимаемых.

Впрочем, не все с продвижением очереди так гладко, как хотелось бы. Если по числу семей она сократилась существенно, то со временем ожидания дело обстоит сложнее. Сейчас средний срок составляет около 10 лет. Но это лишь «средняя температура по больнице», которая на практике означает, что часть людей получают квартиру в течение 5 лет, в том числе по субсидиям, а есть люди, которые ждут 22 года. Сегодня едва ли не главная задача департамента – сделать срок ожидания квартиры от государства меньше.

Один из коллег-журналистов поинтересовался, не пора ли вообще покончить с очередью – «рудиментом советских времен, своего рода атавизмом» – и прекратить бесплатную раздачу квартир? По мнению Николая Федосеева, очередь сохранится всегда. В любом самом развитом государстве, в любой самой рыночной экономике существует определенный слой населения, который требует социальной помощи, в том числе – в жилищной сфере. У нас право граждан на получение жилья из государственного и муниципального фонда записано в Конституции, напомнил руководитель департамента.

Об аренде

Наряду с предоставлением жилья в собственность департамент и правительство города предпринимают усилия по воссозданию арендного, в том числе, доходного жилья, которое было основной формой использования жилищного фонда в России до революции. В частности в Москве тогда до 60% жилья составляли доходные дома. За рубежом и сегодня это основа основ. К сожалению, у наших инвесторов готовности вкладываться в строительство и последующую эксплуатацию именно доходных домов пока не видно. Нынешние условия на рынке таковы, что гораздо выгоднее построить и быстро продать жилье, обеспечив скорый и прибыльный оборот денег.

Однако даже на условиях ипотеки приобретение в собственность доступно лишь для 15% населения России. Поэтому с 2008 года город активно развивает новую программу создания сети бездотационных домов, в рамках которой строит за собственные средства дома и сдает в наем за плату, полностью покрывающую эксплуатационные расходы. Квартиры предоставляются на срок 5 лет определенным категориям москвичей: очередникам и сотрудникам городских бюджетных организаций, включая молодых специалистов. По завершении срока действие договора с нанимателями по их желанию он продлевается, при условии своевременного внесения платежей. Сегодня в городе 10 таких домов социальной направленности. В этом году было предоставлено около тысячи квартир.

Плата за наем и коммунальные услуги в этих домах вполне доступна для граждан, что подтверждается реальным спросом. Ежегодный прирост составит около семи таких домов на ближайшие несколько лет.

Не оставляет правительство в стороне и попытки привлечь бизнес к созданию непосредственно доходных домов. Для того, чтобы они появились, требуется создать условия, прежде всего – законодательные. Сейчас в гражданском законодательстве данной формы нет, понятия «доходный дом» в нем не существует. Поэтому город намерен обратиться в Госдуму с инициативой по урегулированию этих вопросов. К примеру, за рубежом наймодатель, собственник квартир, не может бесконтрольно повышать арендную плату. В то же время сам он защищен от злостных неплательщиков-нанимателей, или грубых нарушителей правил проживания. Таких там безжалостно выселяют на совершенно законных основаниях.

Обсуждалась эта проблема и с представителями бизнеса. С началом кризиса 2008-го рынок продажи жилой недвижимости уже не дает прежних доходов, намного меньше стало спекулятивных денег. В результате инвесторы заинтересовались такими домами. Но они просят создать нормативную базу и интересуются возможными преференциями от государства, например, в области налогообложения. Здесь требуется подготовительная работа, в том числе и на федеральном уровне.

В частности, город активно контактирует с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. Оно заинтересовано в развитии этого сектора и готово направлять определенные деньги на строительство таких домов. Сейчас ведутся переговоры о соглашении, которое, возможно, будет заключено между Москвой и АИЖК в части развития системы доходных домов. Опыт стран западной Европы показывает, что порядка 40-50% жилья может быть доступно для найма. Частные сдаваемые квартиры входят в это число.

О расселении

Наряду с предоставлением жилья очередникам в городе действует еще одна большая программа – переселение жителей ветхих, аварийных домов и домов первого периода индустриального домостроения, именуемых в народе «хрущевками». На эти цели в прошлом году было направлено без малого 300 тыс. кв. м. В новые комфортные квартиры переселено 5200 семей. При этом в департаменте жестко соблюдают требование городского законодательства о предоставлении жилья в районе проживания или смежном с ним районе. По понятным причинам исключение составляют два административных округа – Центральный и Зеленоградский, где переселение осуществляется в пределах этих округов.

В программу переселения 2011 года было включено 72 дома. Из них полностью освобождены половина, 35 домов. Остальные по состоянию на середину января считаются частично отселенными. Их расселение будет завершено в 2012 году. Это, как говорится, техническая работа.

Примерно столько же предстоит переселить. Точная цифра пока не называется, поскольку еще не утвержден график ввода жилья в 2012-м. Сейчас идет процесс согласования со строителями. Всего остается переселить еще 352 дома первого периода индустриального домостроения.

О новых территориях

Участников пресс-конференции так же интересовал вопрос площадок под будущее строительство для очередников, в частности, на вновь присоединяемых территориях. Будет ли это Коммунарка (недалеко от МКАД), или где-то на границе с Калужской областью? По этому поводу Николай Федосеев ответил, что пока планы градостроительной деятельности на новых территориях, за исключением Некрасовки (Люберецких полей), отсутствуют.

«Полагаю, что будет застраиваться и Коммунарка. Не думаю, что будет вестись массовое строительство на границе с Калужской областью», – высказал свое мнение руководитель департамента. Процент населения там невелик, резко увеличиваться он в обозримом будущем вряд ли будет. Для того, чтобы создавать там достаточно крупные города-спутники в составе Москвы, туда прежде надо провести дороги, протянуть коммуникации, а это достаточно большие затраты. В то же время есть достаточно обжитые территории гораздо ближе к прежним границам города.

Со ссылкой на мэра столицы Николай Федосеев уточнил: город не предполагает нового многоэтажного массового строительства на присоединяемых территориях. В любом случае этажность по сравнению с Москвой там будет понижена до 5-7 этажей. Во всяком случае, с точки зрения архитектуры, не будет так, что в чистом поле встанут башни в 25 или, скажем, 17 этажей. Но вряд ли это будет и подобие одноэтажной Америки до горизонта.

Петр Гарин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация