23:30:44
11 апреля 2021 г.

Долгопрудный: кварталы у пристани дирижаблей

Жилищные программыВ канун Нового года выездная редакция, стартовавшая еще в марте, делает последнюю остановку. Мы проехали сотни километров по Подмосковью, чтобы ознакомить очередников с адресами новостроек. Наш маршрут проходил через новые микрорайоны городов Люберцы, Чехов, Красногорск, Балашиха, Подольск, Одинцово, Солнечногорск. Сегодня приглашаем в Долгопрудный, где на поле для дирижаблей поднялись московские высотки.

Карта маршрута

Наш путь лежит на север от столицы – в микрорайон «Центральный». Он расположен между Лихачевским проспектом, Дирижабельной улицей, Новым бульваром и Летной улицей. Ранее на этом месте находилось бывшее аэрополе дирижабельного завода.

Долгопрудный – город в Московской области. Площадь муниципального образования составляет 3101 гектар, население – 91,3 тыс. человек. Своими южными границами город примыкает по Дмитровскому шоссе к МКАД и расположен в восьми километрах от аэропорта «Шереметьево». С севера и запада граничит с Каналом имени Москвы, с востока – Долгими прудами, от которых и получил свое название.

Статус города Долгопрудный обрел в 1957 году. Но еще в 1931-м здесь появился рабчий поселок «Дирижаблестрой», который создавался на базе центра по строительству дирижаблей и Московского дирижаблепорта. На старом гербе города был изображен дирижабль, но в начале 2000-х его поменяли. И теперь на поле герба – белая лебедь, плывущая по волнам. Впрочем, эта прекрасная птица с воздетыми крыльями тоже символизирует полет, стремление вперед, к развитию и совершенству.

«Центральный» в режиме нон-стоп

От Речного вокзала маршрутка едет до Долгопрудного минут 20, если без пробок. И вот мы в микрорайоне «Центральный». Тут строят дома две столичные компании – ЗАО «ПИК-Регион» и ЗАО «СУ-155». Сегодня нас ждут на объектах ДСК-5, филиала СУ-155.

Приехали декабрьским днем, когда снег в очередной раз растаял, на газонах зеленела трава, а на улице было около нуля. Но никакие странности погоды не останавливают стройку, монтаж новых домов идет круглосуточно. Потому что тяжело груженные машины с панельными плитами передвигаются по Москве и территории области именно ночью, когда дороги свободны. СУ-155 имеет три собственных завода, где делают панели высокого качества, используется все свое, начиная с песчаных карьеров. Об этом нам рассказывают строители.

По словам заместителя генерального директора ООО «ДСК-5» Анатолия Грекова, комбинат построил один дом серии И-46, второй – двухсекционный, серии И-155. Последняя серия хороша тем, что позволяет возводить корпуса с различной планировкой и конфигурацией квартир. В наборе есть «однушки», «двушки», «трешки» и даже четырехкомнатные квартиры. Кроме жилья, в новом микрорайоне строятся школа и детский сад. Садик сдадут вот-вот, а школа должна открыться в сентябре 2012 года.

Квартиры – москвичам

По данным Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, для очередников в Долгопрудном построено за счет столичной казны шесть жилых корпусов. Адреса новостроек: Лихачевский проспект, 66 (корп. 1), 68 (корп. 1) и 70 (корп. 1, 2, 3, 4).

В 2009–2011 годах около 700 жилых помещений было направлено в окружные управления департамента на реализацию в рамках городских жилищных программ. По купле-продаже с рассрочкой платежа москвичам предоставлено около 200 квартир, в том числе 135 по программе «Молодой семье – доступное жилье». По социальной ипотеке очередники получили почти 400 квартир. Пока остаются свободными 110 квартир. Очевидно, этот статус за ними сохранится недолго. Тем, кто думает – переехать в Долгопрудный или нет, стоит поспешить.

Большие хлопоты для маленьких

Здание детского сада порадовало разноцветным блестящим фасадом. В последние годы СУ-155 обкатало проект, в котором фасады садиков делают вентилируемыми, то есть зимой в здании сохраняется тепло, как в термосе, а летом не жарко.

Сад будет трехэтажный, с бассейном, в нем найдется место для 160 ребятишек. Молодой прораб Стас Чуев ведет нас по стройке, как по лабиринту. На входе мы еле-еле просочились в дверь, мешают провода и вентилятор, который создает тепловую завесу от холодного уличного воздуха. Внутри здания уже есть отопление, везде идут отделочные работы.

В чаше бассейна сложены перегородки для батарей, их постепенно вынимают и разносят по этажам. Вот со шпателем пробегает бригадир и кричит:

– Меня не фотографируйте, у меня вся спина белая!

Лена-фотограф успевает сделать снимки, и мы поднимаемся на второй, а затем и на третий этаж. Здесь тоже что-то красят, метут. Прораб уверяет, что в течение месяца объект сдадут в эксплуатацию. Уже назначены заведующая детским садом и директор строящейся школы, так что все работы по покупке оборудования ведутся совместными усилиями строителей, воспитателей и педагогов.

Здесь всегда аншлаг

На детской площадке – аншлаг. Ее открыли буквально на днях, и все мамы с малышами дружно перебазировались сюда. Приходят в любую погоду. Еще бы, качели, карусели, песочницы, горки – все яркое, нарядное, веселое. Дети играют, а мы разговариваем с одной из мамочек.

Наталья пришла с четырехлетним сыном, нахваливает площадку. Она знает, что детсад скоро откроют, только номер ее очереди – 5307, и таких садов должны построить с десяток, чтобы ребенок успел туда пойти до школы. Молодая женщина рассказывает, что и со старшим сыном, которому сейчас 12, сидела дома до семи лет. Тогда и в столице были большие очереди в садики. А теперь вот Москва настроила много детсадов, а семья переехала в область – и опять встала в очередь. Однако Наталья не горюет, потому что муж хорошо зарабатывает, и можно спокойно сидеть дома, больше времени уделять сыновьям, заниматься хозяйством, обустраивать квартиру.

Рабочие университеты

Стас Чуев слушает наши разговоры, стоя в сторонке. Многие новоселы здороваются с прорабом, потому что знают его в лицо. Это первый объект молодого специалиста. Четыре года назад строители вышли в чисто поле и начали тянуть коммуникации из старой части Долгопрудного. Поле было немного заболочено, так что пришлось осушать его, а затем уже приступать к строительству. И если поначалу, после института, Стас думал об офисной работе, то теперь понял, что на строительной площадке гораздо интереснее.

– Потому что тут никогда не стоишь на месте, – говорит он. – Сегодня ты протягиваешь газ, завтра – воду, потом строишь дом, через неделю занимаешься электромонтажными работами. Монотонности нет.

Каждый день Чуев приезжает на работу из московского района Зябликово, куда недавно пришло метро, сократив ему время в пути примерно на полчаса. А возвращается иногда и после 11 вечера.

Недавно прораба пригласила на новоселье семейная пара чуть постарше его, и он принял приглашение, порадовался вместе с ними. Видно, что работа доставляет человеку удовольствие. И нам молодой строитель понравился. Пока мы бегали по микрорайону, к нему не раз обращались и коллеги, и жители, спрашивая то одно, то другое. Стас говорит, что здесь, на стройке, он прошел свои университеты, научился находить общий язык с самыми разными людьми.

Ключи на счастье

В маленькой комнате коменданта мы увидели, как супруги Светлана и Николай Крохалевы получают ключи от своего нового жилья. Заполнение бумаг заняло некоторое время, а затем глава семьи стал оплачивать коммунальные платежи в терминале, который стоит тут же, в офисе управляющей компании. Электронный аппарат бесстрастно принял деньги и выдал квиток. Удобно!

Журналисты напросились в гости к новоселам. Вместе отправляемся осматривать их владения. Открывается замок, и вот хозяева входят в свою «двушку». Жена спешит на кухню – смотреть свое рабочее место, муж пытается достать рукой до потолка, а потом говорит прямо в диктофон:

– Я очень доволен. Удобная планировка. Добротная квартира.

При обходе Николай по-хозяйски отмечает, к чему тут надо руки приложить. Сам он как раз и занимается ремонтами квартир, знает что и как улучшить. После коммуналки, по словам новосела, своя квартира – это на ступень выше.

Крохалевы получили жилье по социальной ипотеке, отстояв в очереди 13 лет. Вместе с двумя взрослыми сыновьями живут пока в двух комнатах коммунальной квартиры в районе Новопеределкино. Дети одобряют выбор квартиры в Долгопрудном, будут помогать родителям с выплатой ипотечного кредита.

Время наводить мосты

Администрация города Долгопрудный также получает квартиры в микрорайоне «Центральный» для своих льготников и кровно заинтересована, чтобы стройка двигалась быстрее. Как заметил Стас Чуев, со всеми своими проблемами строители в первую очередь обращаются к местным властям. И они никогда не отказывают, наводят мосты между строителями и руководством разных городских служб. Например, оперативно решили вопросы с газовиками и коммунальщиками. Благодаря такой поддержке, строители в кратчайшие сроки провели теплоснабжение домов. В принципе, согласование всех вопросов жизнеобеспечения нового микрорайона проходит при помощи городской администрации, поэтому Стас надеется, что будет решена и одна из главных проблем – дорога до Москвы.

Лихачевское шоссе, что связывает МКАД с Долгопрудным, находится в стадии капитального ремонта. Сейчас полотно расширено до шести полос, но не все работы закончены. Ближе к Москве есть узкое место, которое создает в час пик немалые пробки. Этот участок тоже будет расширен и перестроен. В бюджете Долгопрудного на 2012 год предусмотрены средства на реконструкцию шоссе, а также на необходимые реновации в коммунальной сфере растущего жилищного фонда.

Удобный и комфортный

Канал имени Москвы находится недалеко от новых корпусов, надо только пересечь Лихачевку и пройти сотню метров по сосновой роще. Здесь, по берегам, сохранились старые дома, необыкновенной красоты храм, а рядом поднялась череда крепеньких, как боровички, коттеджей. Красивые окрестности, пляжи, замечательные виды – и проплывающие по водному пути большие белые теплоходы.

Кстати, в 1937 году в этих местах был основан Московский камнеобрабатывающий комбинат по изготовлению облицовочных материалов из натурального камня для набережных, шлюзов и других сооружений канала Москва – Волга. Помимо изделий из гранита, здесь выпускаются мраморные и извест-няковые плиты, получившие прописку на множестве строек в нашей стране и за рубежом. Среди них – метрополитены в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, Кремлевский Дворец съездов, здание СЭВ (ныне Московской мэрии), высотное здание МГУ на Воробьевых горах, стадион «Лужники».

Долгопрудный считается одним из наиболее удобных и комфортных городов Подмосковья. Обусловлено это как благоприятной экологической обстановкой, так и высоким уровнем развития собственной инфраструктуры. Микрорайон «Центральный» расположен в 5 км от МКАД, в географическом центре города. Современное жилье, новые коммуникации, действующая и планируемая инфраструктура, транспортная доступность, разумные цены и близость к Москве – все это позволяет городу удерживать лидирующие позиции по привлекательности, как для жизни, так и для инвестиций. Эту оценку дают риелторы, и с ними можно согласиться.

Из истории

Долгопрудный – колыбель российского воздухоплавания. Новый микрорайон строят как раз на месте бывшего дирижабельного поля, где испытывали в 30-е и 40-е годы прошлого века эти летательные аппараты. Рядом с жилыми кварталами находится корпус ФГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики», преемника знаменитого «Дирижаблестроя СССР». Здесь в свое время работал известный итальянский исследователь Арктики, конструктор дирижаблей Умберто Нобиле.

Дирижабли использовались в исследовательских полетах, а также как элемент системы противовоздушной обороны в годы Великой Отечественной войны. Затем они уступили место самолетам и вертолетам. Сейчас снова заговорили о возврате этого вида воздушного транспорта. К 2013 году в Долгопрудном планируют восстановить эллинг – пристань дирижаблей. Это сооружение, где их собирали. Проект интересен с исторической и технической точек зрения. Эллинг создавался в 1881 году на германском заводе Круппа. В Советский Союз конструкции попали в 1930-е. Инженеры намерены сохранить без изменений высоту эллинга в 36 метров, а также его фундамент и пять опор, которые завершаются перекрытиями арочного типа. В восстановленном эллинге начнет работать цех, выпускающий аэростаты и современные дирижабли. Здесь же разместится испытательная лаборатория.

И еще один исторический факт. В 1946 года вышло постановление Совмина СССР о создании в Долгопрудном физико-технического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, который в 1951 году преобразован в Московский физико-технический институт. Сегодня МФТИ – один из самых авторитетных технических вузов России.

Как доехать?

Добраться до высоток Долгопрудного очередники могут несколькими путями. Во-первых, на автомашине по Лихачевскому шоссе, идущему от МКАД. Еще один путь – от станции метро «Речной вокзал» на автобусе № 368 или на маршрутке с этим же номером. От метро этот транспорт отходит каждые пять минут. Третья дорога – на электричке от Савеловского вокзала до железнодорожной станции Долгопрудная. Время в пути занимает 25 минут.

Впереди – Люберецкие поля

Мы увидели за этот год много новых микрорайонов за пределами Московской кольцевой автодороги, где получают жилье очередники. Многоэтажные дома уходят все глубже в Московскую область. Сейчас застраиваются Чехов, Солнечногорск и Подольск. Не каждый москвич, состоящий на жилищном учете, готов уехать столь далеко от Красной площади. И причины тут самые разные. Основная загвоздка – это неразвитая социальная инфраструктура области. Если московские власти строили в год до сотни детских садов, то Подмосковье на такие темпы даже не замахивалось.

С другой стороны, те, кто решается выехать из столицы, говорят о хорошей экологии, о новых местах отдыха, о просторных квартирах, которые в Москве они бы никогда не получили на столь выгодных, льготных условиях.

Взвесив все плюсы и минусы, практичные москвичи и делают свой выбор: поехать за пределы Москвы или остаться, так сказать, при своих интересах. Город предлагает им несколько вариантов жилищных программ, остается только решиться принять в них участие. Надеемся, что наш цикл публикаций «Адрес для очередника» поможет в этом выборе.

В новом году выездная редакция «КР» намечает новый маршрут. И начнется он на Люберецких полях. До встречи!

Галина Красова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация