Юристы-стрекулисты
К сожалению, на рынке юридических услуг, так же, как и на любом другом, обмана хватает. Поэтому не стоит торопиться с выбором адвоката или юриста, а тем более надеяться на то, что услугу хорошего профессионала можно получить за так.
Схема первая: бесплатно в Интернете. Задача рекламы, помещаемой на сайтах, – заманить человека. Нужно запомнить: серьезные, опытные адвокаты не станут тратить время на бесплатные приемы и консультации. Вся «халявная» благодать в итоге сводится к упорному навязыванию платных (причем ненужных, либо неквалифицированных) услуг.
Ко мне не раз приходили те, кого таким образом обманывали, предлагая за большие деньги составить какие-либо бумаги: правовые заключения, заявления, жалобы, которые скачивались из Интернета или готовились дилетантами. В дальнейшем такие процессуальные документы за ненадобностью выбрасывались, а если и направлялись по адресу, то не подлежали удовлетворению – как совершенно необоснованные.
Схема вторая: вездесущий по-средник. Подчас адвокаты и юридические компании рекламируют себя за счет чужого имени или предлагают услуги, о которых не имеют должного представления. Однажды я набрал на самом крупном поисковом сервисе запрос: «адвокат Олег Сухов» и был удивлен, когда увидел в первой тройке среди моих сайтов чужой. Он информировал о том, что адвокат Олег Сухов оказывает бесплатные консультации в одном из юридических центров Москвы…
Я позвонил в указанный центр, и приятный женский голос поведал мне, что адвоката Сухова сейчас нет на месте, но я могу записаться к другому очень хорошему адвокату. На встречу я послал своего помощника, дабы тот самый «хороший адвокат» составил ему обычный иск. В результате помощник принес документ, который и иском-то сложно назвать: ни один суд не принял бы его к производству как не соответствующее нормам процессуального права.
Или еще пример. Клиент заказывает услугу в юридической компании, а на самом деле попадает к посредникам, которые зарабатывают на небольшой разнице в цене. Стоит ли говорить, что если услуга и оказывается, то некачественно. При таких отношениях клиент всегда переплачивает. К тому же, посредники, как правило, «живут» недолго, и ни один их клиент не может быть уверен, что дело будет доведено до конца.
Схема третья: быстро и дешево. Иногда адвокаты и юридические компании (кто по неопытности, кто из корыстных побуждений) вводят клиентов в заблуждение относительно сроков и стоимости ведения судебных дел.
К примеру, закон указывает, что гражданское дело не может рассматриваться более двух месяцев, однако на практике разрешение споров нередко длится и полгода, и год. Любой адвокат это знает. Если в деле есть хотя бы намек на долгое разбирательство, честный юрист заранее проинформирует клиента об этом. А нечестный, дабы завлечь человека, пообещает скорейшее рассмотрение спора – до двух месяцев, по истечении которых станет сетовать на суд, обвинять его в затягивании процесса.
Между тем судебные процессы состоят из нескольких стадий, часто требуют дополнительных, порой существенных расходов. Не искушенные в юриспруденции граждане редко об этом задумываются. Клиент заключает договор, оплачивает услуги адвоката и думает, что на этом его финансовые траты закончены. Но не тут-то было. Уже после подписания и оплаты договора, когда клиенту некуда деваться, выяснится, что необходимо оплачивать еще госпошлины, каждую явку адвоката на судебное заседание, составление им жалоб и ходатайств, дополнительные обращения в отдельные судебные инстанции. Кроме того, некоторые адвокаты заключают срочные договоры и каждые полгода требуют новой платы за свои услуги.
Схема четвертая: сделаем невозможное. Однажды в моем присутствии некий адвокат стал обещать потенциальному клиенту недостижимый результат. Когда клиент отошел, я спросил коллегу, зачем он обещает то, что исполнить просто невозможно. На это получил ответ: «У меня есть один шанс из тысячи, соответственно, я должен его использовать. Может быть, чудо и случится». Тогда я заметил, что адвокат должен предупредить клиента, что есть лишь один шанс из тысячи на выигрыш дела. Коллега вздохнул: «При таком раскладе человек не захочет заключать договор и платить гонорар».
Другой пример мне привел один из моих постоянных клиентов. Год назад его несправедливо привлекли к уголовной ответственности по категории дел, в которых судьи никогда не выносят оправдательных приговоров. Мой клиент отдал внушительную сумму адвокату в надежде, что тот добьется справедливости. Я спросил клиента, зачем он заплатил так много, ведь какое бы ни было вознаграждение, приговор в любом случае был бы обвинительным. Мой доверитель знает это теперь, но не знал тогда. Адвокат просто вытянул из него деньги.
Впрочем, откровенный разговор между ними состоялся. На обвинения юрист лишь заметил: «Вам же все равно нужен был адвокат! Вы заплатили мне за работу, а не за результат».