Привет из зоны
Считается, что в неприятные ситуации на рынке недвижимости чаще попадают либо пожилые, либо пьющие граждане. Однако жертвой аферистов подчас становятся и вполне адекватные граждане. Ирина Скворцова как раз из таких – молодая, энергичная, грамотная. Когда потребовалось решить жилищную проблему родителей, за дело взялась сама.
Сам себе риелтор
Проштудировала Интернет, побывала в агентствах и отправилась в город, где жили родители. Их квартиру она продала без особых проблем.
Сложнее оказалось с покупкой нового жилья: отец и мать решили перебраться к дочери в Москву, причем хотели, чтобы было непременно две комнаты, пусть небольшие, но две. Увы, Ирина ничего подходящего по своим деньгам за неделю так и не нашла. Все «двушки» были гораздо дороже. И тогда она обратилась за помощью в риелторскую компанию. Выбрала солидную, которая была у всех на слуху. Но там ей объяснили, что вписаться в ее бюджет сложно. Правда, если она заключит с компанией договор, то ей обязательно что-то подыщут.
И хотя договор молодую женщину ни к чему особенно не обязывал, подписывать его она не спешила. Почему? Этого она, наверное, и сама объяснить не могла.
И вот однажды, идя с работы, Ирина увидела красочную рекламу: «МАНГО-недвижимость» (название изменено). Вспомнила, что где-то уже встречала название этого нового агентства. «Раз они новички, должны действовать энергично», – подумала она и решила побывать в «МАНГО».
Разделение труда
Алла Сергеевна, так звали агента компании, выслушав Ирину, сказала, что готова ей помочь.
– А договор нужно заключать? – невольно вырвалось у Ирины.
– Это как хотите. Компания мы молодая, поэтому выбирать не приходится – готовы работать и на ваших условиях. А потом, что мы теряем…
– Вот именно, – подхватила посетительница. – Я им, то есть агентам фирм, то же самое говорила, но они без договора никак не хотели браться за подбор квартиры. Сказали, чтобы я искала сама.
– А давайте мы с вами так и сделаем, – улыбнулась Алла Сергеевна. – Вы будете искать, и я – параллельно. Так надежнее и быстрее. Вы будете смотреть объявления на стендах и остановках, я – штудировать газеты и базы данных.
На том и расстались.
Первое знакомство
Вскоре Алла Сергеевна позвонила:
– Поздравляю вас и себя, – бодро начала она. – Я, кажется, нашла то, что нужно. Причем именно в вашем районе. Такое бывает раз в сто лет! Поэтому, если все понравится, не будем тянуть, а сразу внесем аванс.
… Дверь Ирине открыла дама средних лет в шелковом китайском халате.
– Проходите и не обращайте внимания, – махнула она рукой в направлении дивана, на котором похрапывал мужчина. – Это брат Виктора. Приехал ночью, вот и спит пока.
– Давайте я зайду позже, когда он проснется. И агента с собой возьму, чтобы обо всем договориться.
– Ну, агента – так агента…
Выйдя из квартиры, Ирина сразу позвонила в компанию и сказала, что квартира ей понравилась, только вот с хозяевами не все понятно.
– Разберемся, – успокоила Алла Сергеевна, а потом сказала, чтобы она шла домой, и с деньгами на аванс приезжала к ним заключать договор.
– Зачем же договор? – вырвалось у Ирины.
– Как зачем? А что я скажу хозяину квартиры? Здравствуйте, я ваша тетя. А так покажу договор и буду вас официально представлять.
– Хорошо-хорошо, – согласилась Ирина. – Тогда я побежала…
Под залог документов
Когда она и агент пришли через некоторое время в продаваемую квартиру, все было прибрано. За столом сидел тот самый мужчина. Хозяйка хлопотала на кухне. Алла Сергеевна посмотрела документы, а потом спросила, почему продает брат, а не сам хозяин.
– Не брат, а я продаю. Он только помогает, – проговорила дама в халате. – Виктор – это мой гражданский муж. Он сейчас в колонии. Попал почти ни за что. Одним словом, подставили… Знаете, как это бывает, – и женщина вздохнула. – А денег, чтобы дать, кому надо, у нас не оказалось, вот и пошел мой Витя топтать зону, сел на три года. Сейчас бы можно было выйти по досрочке, но опять же нужны деньги. Вот он и попросил меня продать квартиру.
– А потом он куда? – задала вопрос агент.
– Либо квартиру в пригороде купим, либо к брату на село поедем и дом справим.
Ирина и агент, пообещав подумать до вечера, вышли на улицу.
– Мне квартира нравится, – наконец нарушила молчание Ирина. – Первый этаж – удобно будет родителям выходить на улицу, и по деньгам укладываемся.
– Все так, – размышляла Алла Сергеевна. – Только совершать сделку по доверенности как-то опасно. Да и шеф, думаю, будет не в восторге. Хотя я его спрошу.
Шеф в принципе был не против, только сказал, что аванс нужно им давать под залог документов.
– Значит, вы должны их со всеми бумагами привести сюда.
Брат хозяина, когда узнал об этом, только пожал плечами, давая понять, что ему все равно. А вот дама, доверенное лицо собственника, начала упрямиться. Она не хотела сдавать документы под маленький аванс в 100 тысяч и запросила 300. Ирине было все равно. Ей сказали, что аванс входит в стоимость квартиры, поэтому она могла бы отдать и больше. А вот агент призадумалась. Она подошла к форточке и, попросив разрешения закурить, щелкнула зажигалкой.
Некоторое время все молчали.
– Тогда на сделку выходим без промедления, – наконец нарушила молчание агент.
– Да нам-то все равно, – облегченно вздохнула продавец. – Прямо сегодня соберу документы.
Не ждали…
Директор фирмы не спеша рассматривал принесенные бумаги. Свидетельство о собственности он отложил в сторону и принялся изучать доверенность. Но придраться было не к чему: печать четкая, подпись разборчивая. Затем, сняв копии с документов, женщине-продавцу он вернул доверенность, а документ о собственности положил в сейф. А когда все вышли из кабинета, стал названивать по телефону и выяснять, существует ли такая-то колония и кто ею руководит. Потом, сверив полученные по телефону данные с теми, что были в доверенности, довольно улыбнулся и бросил копию тоже в сейф, поверх свидетельства о приватизации.
Вскоре Ирина перевезла в новую квартиру своих родителей. Замки они менять пока не стали. Зачем спешить? Родители – пенсионеры, дома всегда кто-то есть. И вот однажды дверь неожиданно открылась, и в квартиру вошел мужчина. Когда он встретился на кухне с матерью Ирины, то оба растерялись. Старушка даже вскрикнула. На крик из комнаты выбежал еще довольно крепкий старичок, и они были готовы с кулаками наброситься на непрошеного гостя. Но тот, узнав, что его квартира уже не его, тяжело опустился на табурет и попросил воды…
Родители быстро вызвали дочь с работы. Когда приехала Ирина и поняла, что перед ней сидит бывший хозяин квартиры, который, как он говорит, и не думал ее продавать, то сразу позвонила Алле Сергеевне. Та чертыхнулась в трубку, но потом сказала, чтобы приезжали на фирму разбираться. И добавила:
– Пусть тот бывший хозяин все документы привезет с собой.
Со справкой об освобождении
Когда Ирина и бывший зэк приехали в агентство, там их уже с нетерпением ждали. Директор сразу взял быка за рога.
– На каком основании вы, продав свою квартиру, в нее врываетесь?! – начал он наступление.
– Ты, начальник, меня на арапа не бери, – охладил его Виктор. – Ничего я продавать не собирался, хотя Нюрка меня и уговаривала. Давай, мол, купим дом в деревне, а то платить за квартиру нечем, не ровен час выселят…
– Так, значит, вы продавать не собирались, а ваша сожительница квартиру с вашего согласия продала? – наступал директор.
– Не давал я никому никакого согласия, – повысил голос Виктор.
– То есть как не давали? Вот копия доверенности, – директор открыл сейф и подал мужчине листок бумаги. – Оригинал есть в регпалате. Суд затребует – и крыть вам будет нечем.
От такого поворота сюжета гость растерялся. Но не надолго.
– Ага, вот оно! – воскликнул Виктор.
– Что «вот оно»? – переспросил директор, и все переглянулись.
– Да номер-то колонии на доверенности не тот! Я ведь сидел в другой…
Тут наступило время удивиться всем, кто присутствовал в кабинете. А когда директор, взяв справку об освобождении, сверил номера исправительных учреждений на ней и на доверенности, то только за голову схватился.
Комментарий
Ольга Андреева, юрист агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»:
– Согласно п. 3 ст. 185 Гражданского кодекса РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые подписаны начальником пенитенциарного учреждения. Однако зачастую такие доверенности бывают неправильно оформлены, а, кроме того, встречаются случаи их подделки.
В описанной ситуации сделка, совершенная по поддельной доверенности, скорее всего, будет признана судом ничтожной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как следует из истории, директор компании взял на себя труд убедиться лишь в том, что колония, указанная в доверенности, действительно существует. Но этого явно недостаточно. Требовалось позвонить начальнику колонии, назвать номер реестра доверенности, дату ее выдачи и фамилию доверителя. Тогда бы Ирина и ее родители не оказались жертвами мошенников.
Теперь о других допущенных ошибках. На момент сделки «альтернативная» квартира для продавца приобретена не была; оказался нерешенным вопрос с постановкой его на регистрационный учет по новому месту жительства. Никто не задумался о том, где вообще собирается жить человек по прибытии из мест лишения свободы и куда будет поставлен на учет.
Судя по всему, квартира проверялась впопыхах, что совершенно недопустимо в случаях, когда сделка совершается по доверенности. Тщательного подхода требует и сам этот документ: всегда нужно выяснять, действительно ли доверенность выдавалась, не была ли она отменена на момент сделки. Да и риелторскую компанию для проведения сделки лучше выбирать такую, которая работает на рынке не один год.