Метро нуждается в разгрузке
Недавно проведенный анализ работы метрополитена еще раз показал: сеть московской подземки работает в условиях значительной перегрузки.
Наверстать упущенное
Забитые до отказа вагоны на конечных станциях, пробки – только людские – в переходах и у эскалаторов – все это стало обыденным и, куда денешься, привычным явлением для пассажиров «внеуличного скоростного транспорта». Тесновато становится в метро.
Дефицит протяженности линий составляет сегодня более 100 км. Основные линии – Таганско-Краснопресненская, Замоскворецкая, Серпуховско-Тимирязевская, Калужско-Рижская, Калининская и Люблинская, обеспечивающие почти 70% от общего объема перевозок, перегружены в серединной и центральной зонах города в «часы пик» в 1,3– 1,5 раза. Вычислено и количество москвичей, «не обслуженных» метрополитеном. Ни много ни мало – это 2 250 000 человек, или 22% от численности населения города.
Сложившаяся ситуация оптимизма явно не внушает. Впрочем, очевидно и другое – решение вопроса требует оптимальной «увязки» наземного и подземного транспорта, комплексного подхода к проблеме.
Так, например, часть мероприятий по развитию метрополитена на период 2011–2020 гг. разработана с учетом предстоящей модернизации на пригородно-городских железных дорогах – строительства дополнительных главных путей, реконструкции МК МЖД с реорганизацией пассажирского движения. Эти мероприятия «встроены» в развитие транспортного комплекса Московского региона до 2020 года.
Но отдельной «статьей» в любом случае остается сооружение новых линий и строительство новых станций метрополитена. О том, какое внимание со стороны городских властей уделяется этому направлению, говорить не приходится.
Типовые конструкции
Для того чтобы понять, каков сегодня масштаб строительства в московском метрополитене, достаточно привести всего лишь один показатель – 40 площадок, на которых одновременно ведутся различные по сложности и видам работы.
И главное в возведении новых объектов, как отметил в ходе недавнего пресс-тура на строящейся станции «Новокосино» руководитель Департамента строительства города Андрей Бочкарев, – это удешевление проектно-строительных работ и использование всех имеющихся возможностей для ускорения последних. Но не в ущерб качеству. При этом, заметил он, сохраняется изначально заданная установка – у каждой станции будет свой индивидуальный вид. Новые станции станут более безопасными и удобными для лиц с ограниченными возможностями: на платформах запланирована установка специальных (для безопасности) стеклянных щитов и лифтов для инвалидов. Так, например, на станции «Новокосино» их будет семь. Кстати, на поверхности разместятся транспортно-пересадочный узел «Новокосино» и два объекта парковочного хозяйства. Запланировано возведение подобных ТПУ и у других новых метростанций.
Что даст продление линий московской подземки за пределы МКАД, можно представить опять же на примере «отрезка» Калининской линии «Новогиреево-Новокосино». Кроме того, что введение в эксплуатацию этого участка обеспечит жителей удаленного московского района (Новокосино) и города Реутова подземным скоростным транспортом, будет также «разгружен» наземный общественный транспорт в Восточном административном округе, снижена транспортная напряженность на развязках МКАД.
А внутренняя загрузка станции «Новогиреево» уменьшится на 30% и составит около 20 тысяч человек в «часы пик», с учетом посадки – 17 тыс. человек и высадки – 3 тыс. человек.
Как уже упоминалось, одним из главных трендов сегодня является ускоренное строительство, причем на всех его этапах.
Сегодня при прокладке туннелей применяются самые современные опробованные технологии – специальные автоматизированные туннеле-проходческие щиты. Их использование, подчеркнул Андрей Бочкарев, позволяет не только быстро осуществлять проходку, но и в кратчайшие сроки, если потребуется, перебрасывать это оборудование на другие участки.
Потом, что важно, при строительстве новых станций используются стандартные (типовые) железобетонные несущие конструкции. Их проектирование и изготовление существенно снижает не только временные, но и финансовые затраты. Но удобная во всех отношениях «одинаковость» конструкций вовсе не предполагает стандартизацию интерьеров.
А в основе всего – от проектирования до реализации – технологичность. Последняя, по словам руководителя строительного департамента, является сегодня определяющей.
Этапы ударной пятилетки
Важнейшими задачами, от успешного решения которых (в 2011–2015 гг.) зависит многое, сегодня являются: завершение формирования действующей радиально-кольцевой системы метрополитена, направленное на улучшение транспортного обслуживания населения, увеличение плотности сети метрополитена в городе, обеспечение обслуживания метрополитеном периферийных территорий города и разгрузки пересадочных узлов; формирование новой системы экспрессных линий, необходимое для обеспечения скоростными связями Москвы, с учетом ее развития и Московской области, разгрузки радиальных линий действующей системы, сокращения затрат времени на поездку пассажиров, улучшения транспортного обслуживания населения Московского региона.
Для своевременного и качественного исполнения запланированного потребуется продуманная и грамотная разработка проектной документации, исключающее какие-либо сбои строительство и пуск в эксплуатацию линий и станций метрополитена, сооружение объектов материально-технической базы, закупка подвижного состава и проведение еще целого ряда самых различных, но необходимых работ.
Что касается линий метрополитена, то сооружение их в пятилетний период будет вестись в трех направлениях:
– продление действующих линий в периферийные районы города;
– сооружение диаметральных линий действующего метрополитена: Солнцевско-Калининской – Третьяковская – Деловой центр (центральный участок Калининской линии) и Деловой центр – Раменки (Солнцевская линия);
– формирование новой системы экспрессных линий: участок линии Третий пересадочный контур в центральной части города и первоочередной участок Кожуховской линии от станции «Авиамоторная» в районы Косино-Ухтомский, Люберецкие поля.
Очевидно, что на последнюю ветку («Авиамоторная» – «Люберецкие поля») приходятся самые большие объемы работ. Но, как заверил Андрей Бочкарев, у метростроевцев хватит ресурсов и мощностей, чтобы сдать ее в установленные сроки. А станция «Новокосино», строительство которой идет полным ходом, примет первых пассажиров в декабре следующего года.