Шел автобус от вокзала по особой полосе…
В дороге всегда есть время поразмышлять, если, конечно, не ты за рулем. А тут подвернулся такой случай: в Западном округе по выделенной полосе для общественного транспорта заработал в тестовом режиме первый в городе экспресс-маршрут. Его проложили от Киевского вокзала до окраины Ново-Переделкино, ограничившись всего восемью остановками. Согласно обещаниям организаторов, это расстояние можно теперь преодолеть на автобусе всего за 30–40 минут.
А не повод ли это для того, чтобы поговорить о наших транспортных проблемах и как они решаются на местах? – подумал наш корреспондент и отправился в путь.
В начале пути
На привокзальной площади – множество остановок. Однако та, от которой идет автобус в Ново-Переделкино, бросается в глаза сразу. Все остановочные таблицы желтые, а возле этой – белая, и на ней более крупными цифрами выведен номер маршрута: 902, да еще снизу пририсован голубенький логотип Мосгортранса.
Остановка находится на выходе из станции метро, напротив торгового центра «Европейский». Но нигде не указано, что именно отсюда идет новый экспресс. Не оказалось такого специального обозначения и на подошедшем автобусе.
Пока уточнял, садиться в него или нет, зазвенел мобильный. Приятель интересовался моими планами на остаток дня. А дело было в пятницу под вечер, в полпятого. Я объяснил ему, что собираюсь сделать.
– Ты для эксперимента лучшее время не нашел? – услышал в ответ. – Сейчас весь транспорт пойдет в сторону МКАД. Вернешься после 10, не звони.
Конечно, это была шутка. Но и в ней имелась доля правды. Однажды, в снежную зиму всю ночь приятель провел в машине на кольцевой дороге. Там тогда случилась крупная авария. После старался избегать всего, что связано с кольцевой. И мне советовал.
Но тем не менее я все же поднялся по ступенькам в салон. Опустил в валидатор билет и свободно зашагал. Турникет был в чехле, не мешал проходу. Возле средних дверей – еще один валидатор. Все это указывало на то, что маршрут действительно тестовый. Городские власти, правда, обещали избавиться от излишних преград на входе в транспорт, открывать не только передние двери для посадки. Неужели это произошло так быстро?!
Верилось с трудом. Но вот экспресс тронулся. Я засек время. На часах – 16.38.
Позади оставались мерседесы
Выехав с площади, постояли на светофоре, завернули на Бережковскую набережную, и водитель дал по газам – автобус начал быстро набирать скорость. Мимо стали пролетать остановочные павильоны с обычными рейсовыми машинами. Для полного драйва не хватало еще обогнать какую-нибудь крутую иномарку.
Однако дорога была свободна, и это не удавалось. Немного погодя, уже ближе к Бережковскому мосту, некоторые машины в левых рядах замешкались. А наш автобус, не снижая скорость, уверенно продвигался вперед. Из окна было видно, как оставались позади мерседесы.
Но особенно эффектно экспресс обошел следующую вереницу автомобилей на улице Косыгина, не доезжая поворота на Мичуринский проспект. Она была очень длинной. Видать, долго томилась в пробке, набирая в свою застывшую очередь новых друзей по несчастью. Объезжая эту «очередь» по своей выделенной полосе, мы сочувственно оглядывали мелькавшие унылые лица в стоящих машинах и впервые как-то по-настоящему ощутили себя особыми пассажирами. Так чувствуют, наверное, все, кто наделен определенными привилегиями. Нам предоставили свою полосу, и этим мы стали выгодно отличаться от остальных, кто вынужден передвигаться по городу на общих основаниях.
Но интересно было узнать, а что думают по этому поводу те, кто стоит в пробках, когда видят, что рядом – относительно свободная полоса и по ней без особого труда движется общественный транспорт? Очевидно, ничего хорошего. Ведь для этого транспорта создали благоприятные условия за счет них. Но в то же время считать их ущемленными в каких-либо правах нельзя, ведь автобусы и троллейбусы доступны для всех. В них можно пересесть и с личных авто.
К этому даже призывают, ведь из-за пробок передвигаться по городу просто невозможно. Автомобилей много, а столичные улицы к такому не подготовлены. Нужны кардинальные меры.
В перспективе – множество глобальных планов. Имеются они и на западе столицы. Приоритетом номер один назвал во время объезда округа мэр Москвы Сергей Собянин улучшение работы общественного транспорта, создание комфортных условий для передвижения.
Для этого намечена реконструкция всех вылетных магистралей округа. Основные работы по ним запланированы в следующем году. В первую очередь начнут с Рублевского и Можайского шоссе, затем перейдут к другим: Мичуринскому и Вернадского проспектам. Будет здесь реализован и еще один крупный дорожный проект – строительство северо-западной хорды от Ярославского шоссе до Сколковского, что позволит снять часть нагрузки с МКАД, Кутузовского проспекта и Третьего транспортного кольца. Имеется в планах создание различных транспортно-пересадочных узлов.
Но и в текущем году сделано немало. Появились первые перехватывающие парковки. Две из них открылись, например, возле станции метро «Славянский бульвар» общей вместимостью 880 машино-мест. В перспективе откроется еще одна на конечной остановке нашего экспресс-маршрута на пересечении улиц Федосьино и скульптура Мухина в Ново-Переделкино. К тому времени все сомневающиеся в эффективности работы общественного транспорта, может быть, убедятся в обратном и охотнее начнут оставлять на парковках свои авто, пересаживаясь в автобус или метро…
Но вот мы подъехали к Ломоносовскому проспекту. Наблюдаю: на нашу полосу впереди заезжают машины, перестраиваясь таким образом на другую полосу – поворотную, неожиданно появившуюся у нас справа. Таких удобных отрезков проезжей части в округе, да и по всей Москве стало за год намного больше, что благоприятно сказалось на пропускной способности некоторых дорог.
Перестроится так машина, и не будет мешать движению другим, которым надо прямо…
Через мгновение – мы уже на первой остановке. «Площадь Индиры Ганди». До нее мы добрались за 15 минут.
На Мичуринском проспекте
После движение резко затрудняется. Нашу полосу теперь занимают стоящие на обочинах машины. Мы же вынуждены двигаться по второй правой, она в это время здорово перегружена.
На проспекте много торговых объектов. А с парковками тут большой напряг, вот и бросают люди свои авто вдоль дороги. Очередь до реконструкции Мичуринского проспекта еще не подошла. Но во время локальных работ в Западном округе на 52 улицах было выбрано 719 парковочных зон, где проезжая часть наиболее загружена, и требуются дополнительные парковочные места.
В рамках реконструкции Мичуринского проспекта планируется устроить заездные карманы протяженностью 1670 тысяч метров, построить 4 подземных и столько же надземных пешеходных перехода. На других улицах округа уже в следующем году в общей сложности появятся 348 подобных стоянок.
Наверняка это облегчит ситуацию на дороге… Не успел даже хорошенько подумать об этом, как мы уже на подступах к МКАД. И здесь эффектно промчались вперед вдоль огромной пробки…
После реставрации
А ехать сегодня по Боровскому шоссе – одно удовольствие. Даже вечером в пятницу для нас дорога была открыта. После реставрации шоссе заметно изменилось. Остается только мечтать, чтобы все дороги у нас были такими… На редких остановках автобус притормаживал, открывались все двери, люди беспрепятственно заходили в салон. Одолели этот участок маршрута мы быстро. Вот и добрались до Ново-Переделкина. На часах – 17.30.
Сотрудник по контролю маршрута пояснил: для этого временного отрезка дня результат вполне приличный. И что совсем скоро автобус и внешне будет заметно отличаться от остальных. Дизайнеры работают над этим…
Через пять минут я уже сидел в экспрессе, отправляющемся на Киевский вокзал. Вечером в центр доехать легче.
В 18.10 позвонил другу и сообщил, что вернулся.
– Не может быть, – удивился он.