Берегись автомобиля в родном дворе
В том, что автомобили буквально все заполонили, можно убедиться и не стоя в многокилометровой пробке – зачастую достаточно просто глянуть в окно. Беспорядочное скопление машин во дворах приводит к неудобствам и конфликтам. Желание отстоять клочок земли для своего «железного коня» понятно, однако вести борьбу лучше без агрессии, с умом.
Нейтральная полоса?
В редких московских дворах теперь встретишь громоздкие гаражи-ракушки, однако неуклонно растущее число машин по-прежнему не сообразуется с имеющимся дворовым пространством. Недовольны этим и сами автомобилисты, которым буквально некуда пристроить свои сокровища о четырех колесах, и «безлошадные» жители, лишенные тротуаров и газонов.
Желание поместить машину у себя «под боком», во дворе, понятно, но некоторые автовладельцы явно перегибают палку, огораживая «свои» стояночные места. В ход идут парковочные барьеры, блокираторы, столбики, конусы, цепочки и прочие хитроумные железяки. Кое-где даже расставляют таблички с номерами водителей, которым посчастливилось заполучить вожделенное место на незаконной парковке.
Ст. 36 Жилищного кодекса относит к общему имуществу собственников в многоквартирном доме земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. «Общее – значит ничье», – скажет иной автовладелец и, разумеется, будет неправ.
Возможно, придомовой земельный участок еще должным образом не сформирован и не оформлен в собственность жителей либо вовсе не принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома. Тем не менее «ничейной земли» просто нет, в данном случае собственником может являться Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. Значит, без помощи властей в борьбе с подобной «самодеятельностью» не обойтись.
Добро пожаловаться!
Пока дорабатывается проект закона «О размещении автомототранспортных средств в городе Москве», борцам с незаконными парковками остается ссылаться лишь на поручение мэра Москвы от 9.12.2008 № 4-19-20915/8-1 «Об организации целевой проверки и принятия мер по недопущению самозахвата, выгораживания проезжей части дорог, тротуаров и дворовых территорий».
На основании этого поручения в 2009-м при префектурах административных округов и районных управах должны были создаваться окружные и районные комиссии по предотвращению незаконной парковочной деятельности. Возможно, в вашем округе или районе такая комиссия действует – именно туда можно направлять письменные жалобы на незаконные парковочные ограждения во дворах.
Алгоритм действий подобной комиссии прост: получая информацию о самозахвате земли от граждан или в результате проверок состояния дворов, районная комиссия обращается в ГУ ИС районов, которые и борются с разного рода столбиками, цепочками и прочей «самодеятельностью».
Если подобной комиссии в районе или округе нет, жаловаться на организацию незаконной парковки во дворе стоит в префектуру или управу. Можно обратиться и непосредственно в ГУ ИС района, которая и будет заниматься демонтажом парковочных конструкций. Оформить жалобу нужно в письменном виде, желательно приложить к своему сообщению фотографии стояночных «художеств».
Все против всех
Зачем тратить время и силы на жалобы, если можно разобраться с нахалами по-свойски, подпилив ненавистные столбики и выбросив надоевшие цепи? Именно так рассуждают многие жители домов, уставшие от скопления машин под окнами – и бросаются на самозащиту своих прав, разрешенную ст. 14 Гражданского кодекса.
Возможно, воинствующие поборники порядка правы: у тех, кто перегораживает дворы в угоду собственным интересам, наверняка нет специального разрешения на парковку. И все же проверить это не помешает, если вы хотите решить вопрос цивилизованным путем. Поручить борьбу с незаконными ограждениями лучше властям, ведь в дворовых и уличных конфликтах вряд ли будут победители.
Партизанщина вроде проколотых под покровом ночи колес и исцарапанных гвоздем кузовов нередко перерастает в открытые словесные перепалки, даже драки. Клевета, угрозы, порча собственности и прочие орудия мести – всем этим обязаны заниматься компетентные органы, и именно к ним нужно обращаться, если в вашем доме поселился столь «замечательный» сосед.
От хулиганских выходок наверняка страдают многие, вот и к помощи участкового стоит прибегнуть коллективно, составив письменное обращение. Если участковый бездействует, жалуйтесь на него начальнику отдела полиции или в прокуратуру.
Помимо участкового, обратиться следует и в свою страховую компанию, которой наверняка надоело оплачивать последствия парковочного конфликта. Как известно, страховщик, за средства которого ремонтируется автомобиль, получает право требовать возмещения ущерба с причинителя вреда – выходит, у компании есть прямой резон установить личность мстителя и разобраться с ним в суде.
Неохота к перемене мест
Желание застолбить за собой «насиженные места», да еще и заработать на этом, нередко посещает товарищества собственников жилья и управляющие компании. В некоторых дворах выделяются места под парковки, которые обносятся забором, зачастую для проезда к дому нужно миновать шлагбаум и бдительных охранников. Случается, автовладельцы платят ТСЖ немалые суммы за аренду стояночных мест.
Возможно, кого-то этот порядок и устраивает, но недовольных наверняка больше: не всем нравится, что двор превратился в скопище машин, да и обделенные местами для парковок автолюбители возмущаются такой несправедливости. В подобных случаях стоит напомнить руководителям товариществ о том, что ТСЖ призвано работать для нужд собственников жилья, а не наоборот.
Выясните, оформлена ли придомовая территория, в чьей собственности находится земельный участок. Если он должным образом сформирован и представляет собой общую собственность, решать вопрос о размещении парковки во дворе должны только собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании.
Скорее всего, общее собрание по этому поводу не созывалось, да и арендодателем земли товарищество выступает незаконно. Не исключено, что земля все еще числится за муниципальным образованием, и тогда действия ТСЖ иначе, как самозахватом, не назовешь. Значит, нужно бороться с произволом: подавать жалобы на действия правления товарищества или его председателя, которые рассматриваются общим собранием, обращаться за помощью в прокуратуру, суд, органы местной власти.
Устроим по правилам
Возможно, «парковочная война» во дворе еще не разгорелась в полную силу, и все спорные вопросы можно решить мирно. Начав хотя бы с банального, но столь эффективного в прошлом правила: кто первым встал, того и место. Впрочем, к такому решению вряд ли будут готовы те, кто давно живет в доме и уже успел облюбовать тот или иной клочок земли.
Так или иначе, но решать проблему парковки во дворе нужно по правилам – общим собранием собственников с привлечением управляющей компании или ТСЖ, при непосредственном участии местных властей. Если большинство собственников согласно отдать часть двора под парковку, организовывать ее нужно по закону.
Для начала выясните, сформирован ли надлежащим образом участок, существуют ли документы, подтверждающие права собственников на придомовую территорию. Если участок пока не принадлежит жителям дома, имеет смысл заняться его оформлением. Возможно, речь идет о муниципальной земле – в подобном случае придется брать ее в аренду, решив этот вопрос с Департаментом земельных ресурсов города Москвы.
Проект будущей парковки должна разработать проектная организация, после чего документы проходят несколько согласований, в частности, с инженерными службами и ГИБДД. С утвержденным проектом и положительным решением общего собрания собственников нужно обратиться в управу. После утверждения проекта можно начинать работы по устройству парковки.
Возможно, кому-то все эти согласования покажутся пустой формальностью, однако стоит помнить о том, что на кону стоят общие интересы. Нельзя забывать и об экологии, безопасности, грамотной организации движения, противопожарных и санитарно-технических требованиях. Проверить проект парковки на соответствие всем нормативам – в интересах автовладельцев.
Светлое парковочное будущее
Пусть вас не пугает ворох бумаг и необходимость постоянно куда-то обращаться или жаловаться: сейчас, когда потребность в строгом упорядочении парковочного пространства названа в числе приоритетных задач развития города, велика вероятность того, что обращение не останется без ответа.
Одна из подпрограмм принятой недавно Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012–2016 годы как раз посвящена созданию единого парковочного пространства. Предполагается, что в ближайшие годы уровень обеспеченности местами хранения автомобилей будет доведен до 70–75%.
Намечено не только продолжить строительство «народных» гаражей и многоуровневых парковок, но и обеспечить места организованного хранения автотранспорта на внутридомовых и междомовых стоянках. Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются, например, создаются парковочные карманы, позволяющие просто и безболезненно решить проблему хранения машин.
Дожидаясь новых инициатив властей, начинать автолюбителям и жителям домов стоит все же с себя. В любом, даже самом ожесточенном конфликте, наверняка найдется компромисс, если мы будем помнить старый принцип: живи и давай жить другим.