Что в имени моем?
Где предпочитают селиться люди? Кто победнее – выбирает район по деньгам, кто побогаче – «по престижности». И порой им неважно, сколько стоит квартира. Главное, чтобы она была в том районе, который сейчас на слуху. Своими наблюдениями о миграции клиентов за прошедшие 10 лет, что существует рынок недвижимости, делится генеральный директор агентства недвижимости «Лаурел» Ирина Радченко.
Хочу, как у Брежнева!
В начале 90-х годов к нам обратился клиент из одного богатого региона с просьбой подобрать ему трехкомнатную квартиру где-нибудь в престижном месте, например, в районе Кутузовского проспекта. Вскоре была найдена квартира в прекрасном сталинском доме, с шикарным видом на Кутузовский проспект и Парк Победы. Квартира клиенту очень понравилась, и уже была назначена дата сделки. Но прочитав в договоре адрес квартиры на улице Генерала Ермолова, он категорически отказался от покупки. Оказывается, его родственники и друзья знают, что в Москве есть Кутузовский проспект, на котором жил Брежнев, и он считается самым престижным. Отправляя письма и открытки земляку, они должны знать, что тот очень многого добился в Москве, раз имеет возможность жить на такой знаменитой улице! В итоге клиент купил квартиру меньшей площади, в доме с деревянными перекрытиями, но на вожделенном Кутузовском.
Разделение городских кварталов в разных городах мира на «белые» и «черные», «богатые» и «пролетарские» и т. п. весьма распространено. Таким образом, престижный адрес, как символическое социальное благо, присутствует во всех мировых столицах. Еще один пример из риэлторской практики.
Из кожи лезь, а соответствуй
Не так давно в отдел аренды фирмы обратился клиент, представитель одной американской компании с просьбой подобрать ему квартиру где-нибудь в центре: на Пречистенке, Остоженке или Арбате. Разговорившись с агентом, он рассказал, что уже много лет снимает квартиру в Филях, которая его вполне устраивает. Но недавно он получил повышение по службе, и теперь ему предстоит поменять квартиру и машину, которые должны свидетельствовать о его новом высоком статусе в компании.
Оказывается, во многих западных фирмах есть неписанные законы, нарушать которые не принято. Имея определенный статус, человек должен ему соответствовать во всем: в одежде, в привычках посещать те или иные клубы, рестораны, проводить определенным образом отпуск и т. д. Безусловно, главным показателем статуса прежде всего является место жительства. Это же правило относится и к месторасположению фирмы. Адрес офиса какой-либо компании на престижной улице Лондона или Парижа говорит о ее репутации для иностранных партнеров иногда больше, чем многочисленные положительные рекомендации и рекламная кампания.
Деньги и репутация. Что важнее?
Из чего же складывается понятие «престижный район» или «элитный дом»? Согласно выводам социологов, подразумевается качество построенных домов, уникальность архитектуры, социальная и транспортная инфраструктура, эстетика природных ландшафтов, экологическое благополучие и т.д. Но это не все. Вот совсем свежий пример.
Осматривая вместе с потенциальным клиентом квартиру в одном из элитных домов в центре, строительство которого не так давно закончилось, инвестор сообщил, что для приобретения квартиры в этом доме иметь необходимую сумму недостаточно. Для того, чтобы стать собственником квартиры, очень важно иметь хорошую репутацию в деловых кругах и серьезный бизнес. Так, одной известной эстрадной певице было отказано в продаже квартиры в этом доме, так как уже существующие собственники сочли, что будет слишком шумно и к нему будет привлечено ненужное внимание.
Копируя зарубежную практику, застройщики, помимо уникальной архитектуры и набора дополнительных услуг, дают элитным домам имена. В последнее время, как грибы после дождя, почти одновременно стали появляться дома с ласкающими слух названиями: «Золотые ключи», «Алые паруса», «Корона», «Виктория», «Белгравия» и т. д. Пока у москвичей они ассоциируются только с рекламными картинками в проспектах и журналах. Но уже скоро у каждого дома будет своя репутация и «особая аура», которая складывается из многих характеристик: содержание подъездов и придомовых территорий, озеленение, парковки, детские площадки, охрана и т. д. Кроме таких объективных факторов, большую роль в формировании престижности адреса будут играть и так называемые «семейные истории»: выбросившийся из окна жилец или заказное убийство в подъезде очень быстро способны создать репутацию «плохого дома», существенно понизить привлекательность адреса для покупателей и, как следствие, стоимость квартир в доме.
Рядом с Кремлем живут свободные люди
За десять лет работы на рынке недвижимости наши специалисты не раз наблюдали «миграцию» состоятельных клиентов: вначале было престижно иметь квартиру в центре, затем все бросились покупать загородную недвижимость. Прошло время, и сегодня, как никогда, снова появился устойчивый спрос на качественное жилье в центре. В чем причина такого непостоянства во вкусах?
Обратимся к статистике, которая говорит, что «работающий житель центра получает дополнительно за счет территориальных факторов организации быта и досуга 6 часов в неделю свободного времени в виде своего рода социальной ренты». Выражаясь неофициальным языком, житель центра обладает большей степенью свободы, чем житель окраины, пусть даже и престижной. И, учитывая постоянно растущую автомобильную загруженность практически всех улиц Москвы, эта разница все больше возрастает.
Анализируя рынок недвижимости в 2001 году, мы выявили одну интересную особенность. В целом квартиры дорожали, но темпы прироста в разных районах Москвы были абсолютно разными: так, например, Северо-Запад, Юго-Восток дорожали быстрее всего. Кунцево и Крылатское, о престижности которых так много писали, выросли в цене совсем незначительно. Это говорит о том, что жизнь постоянно вносит свои коррективы, и, вкладывая деньги в недвижимость, будет нелишним проконсультироваться у опытных специалистов. Ведь они «держат руку на пульсе» и отслеживают все ценовые тенденции на рынке. Покупая квартиру, лучше быть уверенным, что со временем она будет только дорожать, и ваши потомки будут гордиться вашей проницательностью.