Обман зрения
Пускаясь в поиски съемной квартиры, нужно держать ухо востро и, не жалея времени, проверять каждый вариант найма. Нельзя забывать, что у мошенников всегда найдется логичное объяснение любой подозрительной детали сделки, и подчас даже подписанный договор не спасет от обмана.
С вещами на выход
«Послушайте, у вас совесть есть?! Мы ведь все условия заранее обсудили, за жилье я плачу вовремя, а тут вы вдруг решили еще денег стрясти… На целых пять тысяч больше – с какой стати?» – кипятился Николай, то и дело бросая испепеляющие взоры в сторону Светланы Петровны, хозяйки снимаемой им «однушки».
Но собственница и не думала отступать: ее квартира располагалась недалеко от метро, в оживленном районе, в каких-то пятнадцати минутах езды от центра – желающие снять такое жилье всегда найдутся. Да и нынешний наниматель в свое время так прельстился этой «однушкой», что с готовностью согласился на все условия.
Сейчас Николай жалел о том, что по просьбе прижимистой хозяйки не стал настаивать на подписании договора найма. Вошел в положение женщины, не желавшей платить налоги, а теперь получил за свою доброту, что называется, по полной программе: Светлана Петровна поставила его в известность о том, что отныне за квартиру нужно платить больше. В противном случае – с вещами на выход.
«И уйду, столько квартир сейчас сдается, обязательно подберу что-нибудь приемлемое! А эта ведьма пусть ищет жильцов себе под стать, будут каждый месяц из-за оплаты скандалить!» – мстительно думал Николай, распихивая по сумкам одежду и нехитрый холостяцкий скарб.
На пороге «однушки» он обернулся к хозяйке и, усмехнувшись, шаркнул ножкой.
Наученный горьким опытом
Вылетев из подъезда, бывший постоялец швырнул сумки прямо на асфальт и крепко задумался. Родственников в столице не было, а возвращаться по месту прописки в областной городишко не хотелось: до работы далеко добираться, да и зачем доставлять неудобства родителям… Оставалось только стеснить приятеля – всего на пару дней, пока не подыщет подходящую квартиру.
В глубине души Николай уже жалел о том, что так импульсивно отказался от съемной «однушки». В конце концов, можно было отдать хозяйке эти окаянные деньги и спокойно, за месяц, найти хороший вариант. С другой стороны, не идти же обратно, да и съемного жилья предлагается много, наверняка что-нибудь найдет. Он теперь научен горьким опытом, причем уже дважды…
И молодой мужчина с горькой улыбкой вспомнил о том, как несколько лет назад, по приезде в Москву, купился на объявление о сдаче комнат в институтском общежитии. Отдал добродушному дядечке-коменданту половину имевшихся при себе денег и преспокойно отправился гулять по центру. Когда вернулся, оказалось, что «коменданта» и след простыл, а находиться в здании общежития посторонним категорически запрещено.
Что же, по крайней мере, теперь Николай – не тот наивный парень, а взрослый человек, уважаемый на работе специалист. Конечно, пока он не может позволить себе покупку квартиры, зато снять добротное жилье недалеко от работы – пожалуйста! Решено, завтра же он отправляется на поиски новой «холостяцкой берлоги».
Аккуратная квартирка
Уже через три дня Николай стоял у подъезда многоэтажного дома, располагавшегося неподалеку от его работы. Найденный через газетное объявление риелтор не подвел: подобрал удачный вариант быстро, не вытягивая лишних денег. Оставалось лишь осмотреть квартиру, которая, как уверял агент по недвижимости, была отремонтирована совсем недавно.
«Хозяева – такие аккуратисты, – объяснял риелтор, пока они поднимались на лифте. – Конечно, недешево сдают, но тут и метро рядом, и магазины, и дом неплохой!».
Ступив в предбанник, рассчитанный на три квартиры, Николай засомневался в правдивости слов агента: лампочка под потолком холла светила слишком тускло – хозяевам явно не мешало позаботиться о более достойном освещении.
Впрочем, на эту мелочь вряд ли стоило обращать внимание. Тем более что квартира и впрямь была опрятной, даже вход в жилище сиял чистотой. «Видите? Совсем недавно поставили новую дверь, как для себя старались, – заливался соловьем риелтор. – Где вы еще такой вариант найдете?!»
Внимательный осмотр аккуратной «однушки» Николая не разочаровал. И ничего, что платить придется немало: за уют, чистоту и наличие бытовой техники не грех и накинуть. Наниматель уже питал симпатию к порядочным и законопослушным хозяевам, которые не только были согласны составить договор, но даже настаивали на его заключении – так, мол, всем будет спокойнее.
Ключи от «рая»
Вернувшись в офис риелтора, Николай быстро подмахнул соглашение о найме, оставив, как водится, сумму в размере двух месячных оплат – деньги за проживание и залог на случай, если вдруг ненароком что-то в квартире испортит. Ему тут же выдали ключи от домофона, холла, квартиры и почтового ящика.
Забрав у приятеля вещи, Николай отправился в недавно обретенный «коммунальный рай». Он без проблем справился с домофоном, однако не смог открыть дверь холла – видимо, что-то произошло с замком. Решив не воспринимать эту досадную мелочь как предостережение свыше, новоиспеченный жилец проник в предбанник с помощью соседки.
Заметив, что лампочку в холле уже успели поменять на более яркую, Николай стал возиться с двумя капризными замками на двери жилища. Но они тоже не поддавались – может быть, риелтор перепутал, дал другие ключи? «Вам какая квартира-то нужна? – подозрительно сощурилась соседка и, сунув нос в договор, рассмеялась. – Ошиблись, у вас 70-я, она на одиннадцатом этаже, а это – 56-я, на девятом! Как же вы так на два этажа-то промахнулись?».
Проследив за направлением взгляда отзывчивой женщины, Николай увидел, что на новенькой двери красуется табличка с цифрой «56». Он мог поклясться, что еще пару часов назад этой таблички не было. А на номера других квартир он даже не посмотрел, как-то не бросилось в глаза, ведь эта окаянная лампа под потолком света почти не давала…
Наваждение
Николай еще надеялся, что ошибся: мог и не заметить, на какой этаж они с агентом поднимались, тем более что тот все время не умолкал. Увы, ключи без проблем открыли сначала незнакомый холл, а потом и дверь квартиры номер «70». Вместо «коммунального рая» Николай вдруг очутился в далеком и, увы, не самом славном прошлом – со старыми ободранными обоями, потертыми полами и рассохшейся мебелью.
Как же так, он ведь осматривал «однушку», блестевшую от свежего ремонта… Еще и доплатил больше за новую мебель, чистоту, стиральную машину и прочие радости. Наверное, произошло недоразумение, и риелтор действительно перепутал ключи…
«Вы что, выпили на радостях? – невозмутимо отозвался агент по недвижимости, которому тут же позвонил потрясенный до глубины души клиент. – Конечно, мы с вами были на одиннадцатом этаже, а не на девятом, забыли, что ли? И вы осматривали именно 70-ю квартиру, у вас даже в договоре этот номер стоит!»
Бросив взгляд на хваленое соглашение, Николай опешил: черным по белому там была прописана не изрядно намозолившая глаза цифра «56», а «70». Но он ведь не выпил, не спятил, не пострадал от потери памяти – прямо наваждение какое-то! А, впрочем, что тут удивляться, если подписал договор, практически не глядя, отвлекаясь на болтовню агента по недвижимости.
Немного придя в себя, Николай осознал, что стал жертвой обмана, и ничего теперь не исправить: доказать, что осматривал другое жилье, ему нечем, да и договор этот окаянный подмахнул сам, кто мешал сначала все проверить… Кстати, подобные «апартаменты» он мог бы снять вдвое дешевле.
Сейчас Николай снова ищет квартиру, придирчиво, с подозрением изучая каждый вариант. А живет по-прежнему в видавшей виды халупе на одиннадцатом этаже – в конце концов, месяц найма оплачен, не пропадать же деньгам! И все бы ничего, только в последнее время покой горе-жильца стали тревожить незнакомцы, которые не могут понять, какую квартиру они сняли – 56-ю или 70-ю.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Такие «случайности», как торопливость риелтора, полутемный холл и отсутствие на двери номера квартиры должны были насторожить Николая, тем более что он уже не раз попадал впросак со съемным жильем. Да и на поиски агента по недвижимости стоило потратить больше времени, не доверяя случайному объявлению.
Николай благоразумно настаивал на заключении договора найма, однако забыл о том, что перед подписанием бумаг нужно внимательно ознакомиться с их содержанием. Прежде всего, следует проверить, как указан объект договора – съемная квартира (ее четкий адрес, число комнат, площадь).
Не стоит лениться изучить и условия соглашения: права и обязанности сторон, размер и порядок внесения платы, срок найма квартиры и возможность продления договора, ответственность сторон. В договоре должно содержаться указание на документ, подтверждающий право собственности наймодателя. Также в тексте соглашения перечисляются граждане, которые будут проживать вместе с нанимателем, подробно прописываются реквизиты сторон.
Грамотные наниматели знают, что одного договора найма будет мало – необходимо составить акт сдачи-приемки квартиры, в котором подробно, вплоть до показаний приборов учета коммунальных услуг, прописывается состояние жилья на момент его передачи нанимателю. Также составляется опись имущества, находящегося в квартире.
Подписание всех этих бумаг отвечает интересам и жильца, и хозяина квартиры: первый всегда сможет подтвердить, каким было жилье во время вселения, второй – потребовать возмещения ущерба в случае порчи или пропажи вещей. Если бы на подписании подобных документов настоял Николай, у него появились бы шансы отстоять свою правоту, подтвердить, что он оплачивал проживание именно в чистой, недавно отремонтированной квартире.