Московская жилищная газета

ЖКХ

Опубликовано на сайте: 17 октября 2011 г. 12:37
Публикация в газете: №40 (862) от 13 октября 2011 г.

А ну-ка поактивнее, товарищи

В Москве проблемами ТСЖ органы исполнительной и законодательной власти города занимаются с 1993 года. Правительством Москвы совместно с Московской городской думой создана нормативно-правовая база, позволяющая товариществам стать полноценными и равноправными субъектами управления многоквартирными домами.

Задачами реформы ЖКХ является создание конкурентной среды и равных условий для всех субъектов рынка ЖКУ. Однако эту сферу нельзя пока еще назвать рынком. Чрезмерно высока ее зависимость от волеизъявления районных администраций. Проблема усугубляется низкой активностью населения, при том, что граждане являются потребителями жилищных и коммунальных услуг, а значит – полноправными субъектами рынка ЖКУ. А без их участия никакие реформы в ЖКХ невозможны...

Подробно об этом рассказал начальник Управления координации деятельности ТСЖ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Виталий Акимкин.

Когда желание упирается в нежелание

– Виталий Васильевич, жители в основной своей массе, прямо скажем, проявляют пассивность в вопросах управления МКД (многоквартирными домами – ред.). В то же время, имеются инициативные группы собственников, которые предпринимают частые, но безуспешные попытки реализовать свое право на управление. Даже если в доме создано ТСЖ, их желание упирается в нежелание некоторых должностных лиц районных администраций передавать управление. Как эти обстоятельства оцениваются в департаменте?

– К сожалению, даже самые хорошие законы и постановления, нормативные акты, которые мы готовим и принимаем в городе по ТСЖ, часто остаются лишь на бумаге. Бюрократические и административные заслоны создаются местными администрациями для того, чтобы не допустить жителей, собственников помещений к реальному управлению своей собственностью, а значит, и к возможности контролировать ее содержание и использование в каждом жилом доме. На местах прослеживается крайняя незаинтересованность руководителей и работников администраций районов в полноценном собственнике жилья, который по закону вправе решать все вопросы управления МКД. И это уже не просто тенденция, а факт повседневной жизни.

У нас имеются примеры явного противодействия организации ТСЖ самими собст-венниками. Такие факты ранее уже были озвучены на заседаниях Координационного совета при правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере. И бороться здесь нужно не только с конкретным чиновником или должностным лицом администрации, выстраивающим барьеры на пути ТСЖ, поскольку замена одного чиновника на другого мало что изменит. Придет другой на его смену и будет вести себя так же. Анализ сложившейся ситуации, ее причинно-следственных связей показывает системность существующих проблем в ТСЖ, ЖК и ЖСК. Следовательно, и решать эти проблемы следует системно.

Дело в том, что ЖКХ города – это система, которая сложилась давно и является в своем роде самодостаточной, всегда существовала и сейчас существует автономно, является закрытой и недоступной для населения, в том числе для ТСЖ. В этой системе есть все: и заказчики, и подрядчики, и администрация, и инфраструктура, обеспечивающая деятельность этих субъектов, и жесткое администрирование. ТСЖ и ЖСК для этой системы являются неким чужеродным телом, которое несет в себе определенную опасность для системы, поскольку пытается взять все под свой контроль – под контроль собственника помещения, нанимателя жилья – заказчика всех видов жилищных и коммунальных услуг, в том числе – контроль над эффективностью и рациональностью использования финансов в ЖКХ.

Ведь с какой стороны ни рассматривай эту ситуацию, мы всегда приходим к одной и той же схеме: какой бы ни был честный подрядчик, его задача, как бизнесмена, побольше заработать и поменьше затратить и сделать. А задача потребителя – собственника помещения, заказчика жилищных и коммунальных услуг, получить больший объем качественных услуг за меньшие деньги. В этом и состоит основной конфликт интересов, являющийся в то же время двигателем рыночной экономики. И тогда становится понятным, почему жителя, как потребителя ЖКУ, всячески не допускают в сферу управления домами, в сферу контроля над предоставлением этих услуг, в какой бы организационной форме он себя ни проявлял, будь то ТСЖ, ЖСК или просто Совет дома.

– Положительный и отрицательный опыт, который мы имеем, позволяет прийти к выводу: необходимо создавать новую систему экономических и правовых отношений в ЖКХ, в которой ТСЖ, ЖК и ЖСК станут полноправными участниками рынка, а именно – заказчиками ЖКУ для собственников и нанимателей жилья. Законодатели взяли курс на приоритет профессионального управления домами. Изменится ли в связи с этим отношение к ТСЖ в Москве?

– Какие бы нормотворческие и организационные усилия мы ни предпринимали для совершенствования федерального законодательства и на уровне городской администрации по адаптации управляющих организаций, ТСЖ, ЖК и ЖСК к существующей системе ЖКХ, в том числе по внедрению товариществ в эту систему, она (система) их всегда отторгала и будет отторгать. По этой причине необходимо создать, прежде всего, для ТСЖ, ЖК и ЖСК систему адресной помощи и поддержки, специализированную инфраструктуру, которая позволила бы полноценно реализовывать права собственников и нанимателей через деятельность ТСЖ и через Советы домов. А уже вопрос о том, будут ли они или не будут нанимать управляющую компанию, будет вторичным.

Это особенно важно сделать в нынешних условиях, когда государственные службы единого заказчика, ДЕЗы, уже акционированные на треть, вообще не заинтересованы в развитии каких-либо жилищных инициатив граждан, в том числе – в энергосбережении и в повышении энергоэффективности жилых домов. Поэтому одной из главных задач мы видим создание инфраструктуры для общей и адресной поддержки собственников помещений в МКД и нанимателей социального жилья во всех формах жилищного самоуправления, включая ТСЖ, ЖК и ЖСК и вновь создаваемые в связи с поправками, внесенными в Жилищный кодекс, Советы многоквартирных домов. Нельзя забывать при этом об интересах и правах нанимателей жилья.

По закону «критической массы»

– В вашем департаменте родилась идея принятия Городской программы поддер-ж-ки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007–2009 годы и задании на 2010 год, которая была утверждена постановлением правительства Москвы 22 мая 2007 г. № 398-ПП. В ней как раз и заложена идея создания для объединений собственников жилья определенной инфраструктуры и даже системы, позволяющей позиционировать их, если не на главном месте в зарождающемся рынке ЖКУ, то хотя бы в равных весовых категориях с производителями этих услуг. Что имеем сегодня?

– Для того чтобы говорить о создании системы равноправных отношений в сфере управления многоквартирными домами, активно действующих объединений собственников в жилищной сфере должно быть много. Вот почему в Программе был сделан упор на массовое создание ТСЖ, с тем, чтобы количество в конечном итоге перешло в качество, состоящее из целого ряда слагаемых. В данном случае применяется закон «критической массы», способствующий тому, чтобы заострить внимание законодателей и органов власти всех уровней на решении проблем ТСЖ, ЖК и ЖСК.

Цель обеспечения массовости ТСЖ достигнута, хотя и с некоторыми перегибами на местах. Теперь необходимо решить вторую часть задачи – сделать каждое ТСЖ центром проявления жилищного самоуправления в каждом многоквартирном доме, так как на районном уровне товарищества, в которых собственники не проявляют никакой активности, уже «подчинили» ДЕЗам или аффилированным с местными властями управляющим организациям путем подписания с ними договоров управления на срок до 5 лет. Однако это временное явление. Теперь надо создать условия для развития реального жилищного самоуправления граждан. Нашим управлением разработан перечень предложений (их мы даем ниже) в правовые акты города Москвы, в федеральное законодательство, реализация которых поможет ликвидации тех недостатков, о которых мы говорили.

Старая система ЖКХ при бездействии ТСЖ лишь приспосабливается к новым законодательным условиям, ничего по существу не меняя. При этом неорганизованный собственник так и останется один на один с этой неприступной для него системой. И будет вечным просителем, но не лицом, от которого по существу должна зависеть деятельность всей системы ЖКХ. Я призываю всех собственников жилья: объединяйтесь в ТСЖ и в Советы домов! Диктуйте свои условия управляющим организациям и другим подрядчикам, контролируйте их деятельность! Это в ваших интересах.

Виктор Дейнекин

Другие статьи на тему: ЖКХ

  • Более 18 лет мы были вместе с вами
    Уважаемые читатели! К сожалению, мы сегодня в последний раз встречаемся на страницах нашей газеты. Ваш Управдом закрывается. По независящим от нас причинам правительство Москвы не нашло финансовых возможностей для дальнейшего выпуска «Квартирного ряда».
  • Прокурор тебе поможет
    Счетная палата в следующем году впервые вместе с Росфиннадзором проведет параллельные проверки в сфере ЖКХ, особенно по итогам зимнего отопительного периода, сообщил ее председатель Сергей Степашин на конференции «Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля».
  • Свершилось! Крайним назначили собственника
    14 декабря в третьем чтении, то есть окончательно, Госдума утвердила два важнейшие для россиян закона – о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ и о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Альтернатива общему котлу
    На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс, касающиеся проведения капремонта в многоквартирных домах.
  • Так ли страшен реагент, как его малюют?
    Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.