Даешь полеты на бровях!
«…И даже пень в апрельский день березкой снова стать мечтает!», – пела Любовь Орлова. Летом, в августовский день, мечты приобретают иное направление: хочется стать птичкой, рыбкой… То есть – летать и плавать. Плавать и летать. Движимые этой страстью, плывут по рекам топоры, парят в небесах совершенно неожиданные предметы. Корреспонденты «КР» побывали на таком летучем параде – Red Bull Flugtag, который уже второй раз проходил в Строгинской пойме.
Из недр метро «Строгино» наружу выплескивается толпа. И хоть она достаточно плотная, ничем не напоминает мрачный, сосредоточенный поток граждан в час пик.
Пестрые массы движутся вальяжно и неторопливо, словно растягивая предвкушение выходного дня. Не сговариваясь, идут в одном направлении – вниз, к речке, где уже загорают, купаются, играют в волейбол и ждут зрелища те, кто раньше встал.
Вход в зону с шестиметровым трамплином над водой, с которого должны стартовать летающие конструкции вместе со своими создателями, а также находятся готовящиеся к «звездному часу» команды-участники, оцеплены тройным кордоном. Увидеть, что там происходит, можно разве что в бинокль. Так что самые мудрые расположились на пляже с огромными экранами, где действо легко разглядеть в подробностях.
В отличие от множества энтузиастов – создателей летательных аппаратов, мечтающих о том, чтобы их конструкции, обживая небо, парили горными орлами, участники Дня полетов сознательно выбирают участь бабочки-однодневки: плоду их усилий суждено взлететь всего раз. Взлететь и рухнуть в воду. Такая славная «смерть на миру» была задумана Дитрихом Матешицем, владельцем компании Red Bull, 20 лет назад. В 1991 году в Австрии прошел первый чемпионат самодельных летательных аппаратов, победитель которого выбирался по трем критериям: дальность полета, оригинальность летательного аппарата и артистичность команды.
В 2009-м мода докатилась до Москвы, и здесь же, в Строгине, прошел первый парад летающих монстров.
Критерии отечественных летательных аппаратов, представленных на Дне полетов, соответствуют устоявшимся мировым стандартам: размах крыльев не более 10 метров, максимальный вес (включая пилота) 204 кг. Запуск должен производиться «мускульной силой» – никаких тягачей и толкачей. И кроме того, поскольку любой полет по сценарию закачивается в воде, конструкция должна быть непотопляемой и сделанной из безвредных для окружающей среды материалов.
Несмотря на то что задача конструкторов непроста и шансов на успех немного, желающих поучаствовать в красочном событии предостаточно: заявки подали около 300 российских команд, из которых было отобрано 40 (одна, видимо, не доехала – выступали 39).
Волнения добавляет тот факт, что все конструкции одноразовые, и попробовать их в действии перед тем, как очутишься на старте, нельзя. Что будет? Как поведет себя собираемое месяцами где-нибудь в гараже создание? Предсказать невозможно.
Ну вот, началось. Зрители не только на суше, но и в воде. Кто-то просто зашел по колено, кто-то на катерке место занял, благодарной публикой оккупированы все возвышенности – даже на мусорном контейнере стоит компания. «Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц!» – разносится над пляжем.
Под бравурную музыку «Марша авиаторов» на старт выкатывается «кукурузник» в виде полноценного желтенького початка и, недолго думая, летит в воду.
Эффектно рассыпается в воздухе «Паровозик из Ромашково». Обрушивается в воду такой домашний «Балкон», как есть – с веревочкой, на которой гордыми флагами реют лифчик и семейные трусы в цветочек. На старт выезжает натуральный памятник Ленину и торжественно ныряет в воду. По пляжу разносится многоголосое: «А-а-ах!..».
А вот «Лосю», привезенному в Строгино аж из Карелии, не повезло – не удержал траекторию, снесло ветром.
– Смотри, крутой трэш какой! – пихает локтем рыжеволосый парнишка товарища, когда на старте появляются «Брови Брежнева», сооруженные тюменской командой. Хоть персонаж мальчишкам вряд ли хорошо известен, зрелище эффектно уже само по себе. Полет на бровях – такое не каждый день удается увидеть. А когда под музыку из мультика «Футурама» брови, исполняющие роль крыльев, начинают шевелиться, зрительскому восторгу и вовсе нет предела.
Несмотря на то что официальной награды тюменцы не получили, приз зрительских симпатий, если бы таковой существовал, явно достался бы им. Так что тюменцы не расстроились: «Я никогда не забуду рев толпы, когда мы вышли на рампу!» – сказал после выступления капитан команды Антон Переладов.
В общем, в этот день летало все: огромные мясорубки и телевизоры, губная помада, голова Боярского, надменная Утка-гангстер и гигантский Комар-отец…
Правда, полетами в полной мере это назвать трудно: даже аппарат победителей «за дальность», которыми стала ульяновская команда «Иллюзия полета», пролетел всего 19 метров (ухитрившись, правда, при этом перекрыть рекорд прошлого чемпионата в Строгине – 12 метров). В то время как рекорд мирового чемпионата Red Bull Flugtag, установленный в прошлом году в штате Миннесота, составил 63 метра. Но не в дальности счастье – зрелище зато какое!
Причем фантазии свои авиаконструкторы порой воплощали на весьма скромные средства. Так, команда «Чешется!» из подмосковного Жуковского построила своего комара всего за 35 000 рублей, «Зомбоящик» и «Коктейль Боярский» обошлись создателям еще дешевле – около 20 000. Самой дешевой оказалась «Кастрюль le plan» – 5 000 рублей. А самым дорогим проектом (по-видимому, около 200 000 рублей) стал оренбургский фундаментальный золоченый «Самовар». Что не помешало ему, как и прочим, совершив единственный в жизни полет, торжественно, с гигантским фонтаном брызг, рухнуть в воду.
Самым большим, хотя и не очень летающим аппаратом была «Голова» команды КООК – более 4 метров в высоту. А дольше всего – целую неделю! – добиралась на поезде до места назначения владивостокская команда «Курячий десант» со своим «Яйцом». Такие все энтузиасты.
Поэтому, несмотря на то, что официальных победителей только три, хочется думать, что и остальные участники получили свою долю адреналина и хорошего настроения зрителей. Потому что всем же надо летать. Падать. И опять летать. И комарам, и телевизорам, и бровям, и самоварам, и кастрюлям. А как иначе?
Официальными победителями стали такие команды. Жюри впечатлил 4-метровый пенопластовый «Ростов-рак» из Ростова-на-Дону (судя по цвету – уже вареный), хотя полет его особой дальностью не отличился. Команда награждена поездкой в знаменитый австрийский авиамузей «Ангар-7» и хранилище самолетов в Зальцбурге.
Второе место заняла «Пилотажная группа Вистриж» из Москвы, им предстоит испытать на себе настоящую невесомость в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина.
Наконец, экипаж «Иллюзии полета» (тот самый 19-метровый полет), занявший третье место, сможет насладиться иллюзией полета в аэродинамической трубе. Также команде в качестве приза за дальность подарена возможность перелета по любым направлениям длиной 40 075 километров – что соответствует длине экватора. Такие дела.