23:30:44
11 апреля 2021 г.

Догнать и удивить Америку!

Как известно, даже благие намерения при непродуманных решениях и действиях обречены на провал. Несколько лет назад в странах ЕС «вдруг обнаружили», что наличие энергосберегающих источников света на рынке никоим образом не влияет на изменение привычек потребителя – последний вовсе не спешит отказываться от энергоемких ламп и светильников.

Новый формат – 95 ватт

Все попытки изменить ситуацию (были проведены массированные рекламные кампании) потерпели фиаско… Сдвиг произошел лишь в конце 2008 года, тогда Европейская комиссия приняла и утвердила документ о поэтапном принудительном выводе (завершающим станет 2016 год) с рынка ЕС ламп накаливания. Такой решительный и жесткий подход к делу себя оправдал – энергопотребление снизилось в разы.

Проблемы, связанные с эффективным и рачительным использованием электроэнергии, возникли не сразу, но обострились, безусловно, в последнее время. В Штатах, например, где светотехнические стандарты, нормы и правила отличаются от европейских, существует закон, суть которого – полный отказ от использования неэффективных осветительных приборов. Реализация программ, включенных в этот закон (их завершение запланировано на 2014-й), должно, по оценкам экспертов, сократить затраты на электроэнергию на 20–25 млрд долларов.

Ну, а что происходит с заявленными «энергосбережением и энергоэффективностью» у нас?

К сожалению, принятыми в этой сфере законами и программами обывателя трудно пронять и вдохновить: разрыв между словом и делом давно стал едва ли не нормой. К примеру, в нынешнем году был прекращен выпуск ламп накаливания мощностью 100 Вт – и сколько же «жарких» дискуссий и споров в прессе, Интернете вызвало одно только объявление о предстоящем событии!

Сторонники запрета «стоватток» уверяли: лампы такой мощности не часто используются в жилых помещениях. Часто не часто, но вскоре выяснилось, что спрос на них все же есть: некоторые производители начали выпуск ламп накаливания мощностью… 95 Вт. Для того чтобы найти «лазейку» много времени не потребовалось.

К тому же оказалось, что не очень-то мы и торопимся избавиться от «лампочки Ильича». А поторопиться не грех, ведь запоздали, если сравнивать с Европой и ее реформами в энергетической отрасли, лет на 10–15. Наверстать упущенное будет непросто: многие эксперты, в том числе – зарубежные, считают, что, несмотря на запуск ряда технологичных производств, в России сегодня явно недостаточно мощностей для стабильного и отлаженного производства энергосберегающих ламп.

Наука минус производство?

Впрочем, не все так плохо. Как отмечалось на прошедшей весной в Петербурге 8-й Всероссийской конференции по светодиодам, несомненно позитивным является стремительное увеличение числа мелких производителей светотехнического оборудования на основе светодиодов и торгующих светодиодами организаций. Сей факт свидетельствует о формировании в стране рынка светодиодной продукции.

Но не обошлось без замечания, что такое развитие «от конца цепи» более подобает стране без научных и технологических традиций и амбиций и, более того, по существу, финансирует зарубежные high-tech производства и науку.

Не оправдали себя и запущенные в России масштабные программы развития систем твердотельного освещения, так как они практически не оказали влияния на создание наукоемких производств.

Еще одной серьезной проблемой, которой до сих пор не уделяется должного внимания, является недостаточно развитое взаимодействие научного и промышленного сообществ. Необходима полноценная подготовка квалифицированных кадров для светотехнической отрасли. В общем, проблем хватает.

Потребитель в законе

Сложившаяся на российском светотехническом рынке ситуация, по мнению Вадима Миловзорова, эксперта в области светотехники, иногда представляется парадоксальной: принимаются законы, программы, но четко проработанной комплексной программы развития отрасли как не было, так и нет. Об интересах и нуждах рядового потребителя также порой забывают.

Информация для размышления. 2010-й год. На одном из заседаний Госдумы депутаты, общаясь с министром энергетики Сергеем Шматко, заметили, что чиновники его ведомства убеждали пользователей отказаться от привычных ламп накаливания и перейти на энергосберегающие. Однако вскоре выяснилось, что эти «экономные» лампы сплошь зарубежного производства. Они дорогие и при этом вместо обещанных 8–10 лет нередко работают всего несколько месяцев.

Министр выслушал и ответил: на энергосберегающие лампы переходить надо. Дело – важное и нужное, оно должно способствовать изменению отношения россиян к энергосбережению. И заверил, что скоро у нас появятся свои, современные энергосберегающие осветительные приборы. На это нацелено сразу несколько специальных программ…

В принятом в 2009 году Федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», замечает В. Миловзоров, при всей его «всеохватности» многое перекладывается на потребителя, который почему-то обязан делать то-то и то-то. Между тем в Европе, где также озабочены проблемами энергосбережения, пользователь никому и ничем не обязан. Он просто выбирает нужную продукцию. А вот производитель – обязан: на него налагаются определенные ограничения. Например, он не имеет права использовать в светотехнических изделиях те или иные комплектующие, потому что они не энергоэффективны.

Перечень «у них и нас» можно продолжить, но практически все его пункты при сравнении покажут лишь то, что у нас нередко происходит подмена понятий вместо продуманного распределения обязанностей и ответственности сторон.

В сегментах того же европейского светотехнического рынка постоянно происходят изменения и преобразования. Меняются и совершенствуются технологии. В популярных и широко распространенных сегодня светильниках с компактными люминесцентными лампами (КЛЛ) практически не используются низкоэффективные электромагнитные балласты (ЭМПРА), их заменили электронные устройства (ЭПРА). Они почти на 50% увеличивают сроки службы КЛЛ. Установленная в КЛЛ-светильниках электронная «начинка» также значительно снижает вредную для глаз низкочастотную пульсацию.

От применения ЭМПРА отказались не только в странах ЕС. В ЮАР, к примеру, в принудительном порядке запретили использование ЭМПРА в светильниках для местного рынка. Но сделано это было не по известному нам принципу «не пущать»: государство компенсировало разницу в стоимости, когда потребитель приобретал светильник с электронным устройством, никаких убытков он при этом не нес.

Такие действия – вовсе не принуждение, они обоснованы и перспективны: прежде всего, значительно снижается потребление электроэнергии, а остальные выгоды и перечислять не стоит. У нас же вместо этого ведутся пустые разговоры о том, как компенсировать траты при покупке энергосберегающих светильников обычному пользователю. Иными словами, происходит та самая подмена понятий вместо организации по-настоящему серьезных мероприятий в сфере энергосбережения.

Слегка задумчивая лампа

Если люминесцентные лампы традиционно применяются для освещения торговых залов, офисов, подъездов домов, то современные высокотехнологичные КЛЛ в последнее время, похоже, постепенно занимают лидирующие позиции в освещения жилых помещений.

Используя интегрированные КЛЛ в быту, надо ясно представлять все нюансы этого вида освещения.

Во-первых, необходимо сразу же «выявлять» – какая фирма является производителем изделия. Скажем, у двух одинаковых ламп китайского производства могут быть разными световой поток, цветовая температура и, главное, обещанный срок службы.

Во-вторых, даже качественные КЛЛ – лампы не быстрого включения: требуется 1–2 секунды для прогрева электродов, а когда оно происходит, в самом начале работают на 70–80% своей мощности. (По данным компании General Electric срок выхода на рабочий режим составляет от 1 до 2 минут.)

При частых включениях-отключениях (особенно это свойственно дешевым интегрированным КЛЛ) велик шанс выхода из строя катодов – происходит характерное почернение, и лампа перегорает. Увеличивается также вероятность выхода из строя электронного блока. Поэтому КЛЛ имеет смысл ставить только в тех помещениях, где требуется длительное освещение.

Вместо послесловия

Тема энергосбережения если не бесконечна, то уж точно – многогранна. Многогранны как на бытовом, так и на государственном уровне.

О том, сколько электроэнергии можно сэкономить и каких затрат избежать, свидетельствуют расчеты, проведенные европейскими экспертами. Подсчитано, что если в жилых помещениях стран Евросоюза заменить традиционные лампы накаливания энергосберегающими компактными люминесцентными лампами, можно сэкономить 40 Твт/ч. Это соответствует производству электроэнергии 35 электростанциями средней мощности или годовому потреблению электрической энергии 11 миллионами европейских семей. Такая экономия вполне достижима – достаточно заменить старые источники света новыми энергоэффективными.

У нас подобного рода расчеты не проводились. То, что мы менее бережливо относимся к потреблению электроэнергии, чем европейцы, новостью не является. Сумеем избавиться от расточительности – получим не только ощутимые результаты, но заодно удивим весь цивилизованный мир.

Андрей Заболотский

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация