23:30:44
11 апреля 2021 г.

Право на достойную жизнь

РазноеДети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями – эти печальные приставки-определения появились недавно. И также недавно вдруг стало очевидно, что система образования, в том числе, профессионального, для детей с ОВЗ нуждается в срочных и даже радикальных изменениях. Об имеющихся здесь проблемах и вариантах их решения мы беседуем с Александром Минделем, кандидатом педагогических наук, заведующим лабораторией НИИ развития профессионального образования.

Нет такого закона

– Александр Яковлевич, первое, в чем хотелось бы разобраться – отношение представителей госструктур к происходящему в сфере профессионального обучения детей с ограниченными возможностями. Что принято, утверждено (находится в стадии проработок)? Какие сложности возникают в процессе реализации специализированных обучающих программ и проектов?

– Сложившаяся ситуация такова, что говорить о каких-либо продуманных и четких подходах к решению существующих проблем со стороны чиновников, отвечающих за это направление в профобразовании, не приходится. Они то делают учащихся с ОВЗ объектами пристального общественного и государственного внимания и целевого финансирования, то ограничиваются формальными, не всегда оправданными мероприятиями, имеющими невысокую эффективность. Так что реальных изменений нет.

Причины – в межведомственной разоб-щенности и дублировании функций различными структурами, финансируемыми как из бюджета, так и из внебюджетных источников. В невнимании к мнению ученого сообщества, косности существующей системы образовательных, социально-педагогических, медицинских учреждений.

До сих пор не принят федеральный закон, регламентирующий порядок получения профессионального образования и трудоустройства инвалидов. А в появившемся год назад Законе города Москвы №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» отсутствуют как методики, так и технологии. Да и общественность, родители, педагоги воспринимают проблему неоднозначно.

Тем не менее, есть некоторые результаты практической деятельности отдельных колледжей. Есть разработанные инновационные проекты, есть действующие нормативные акты о квотировании рабочих мест для инвалидов. Но проблема от этого менее острой не становится.

Интеграция в общество, включающая инклюзивное обучение в учреждениях профессионального образования и подготовку к трудовой деятельности человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью, сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни. Участвовать наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

И потом очевидно, что рациональное использование трудовых ресурсов и включение в производственную деятельность лиц с ОВЗ представляет экономический и социальный интерес для государства, поскольку позволяет формировать у данной группы населения новые позитивные, социально направленные жизненные ориентации и ценности в противовес имеющимся, к сожалению, у определенной части общества установкам социального иждивенчества.

Интеграционные процессы начались в России с 1990-х, с момента ее вхождения (подписания Конвенции о правах инвалидов) в мировое информационное и образовательное пространство. И тогда казалось, что долгожданные и просто необходимые преобразования не за горами. Но чуда, увы, не произошло.

В «Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве до 2020 года», разработанной Департаментом соцзащиты населения столицы и одобренной правительством города, отмечена неготовность московского общества в целом к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, признанию равенства их прав на образование, труд, досуг, занятие физкультурой и спортом, на общественную и политическую деятельность. И, констатирую с сожалением, вовлеченность инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные процессы, общественно полезный труд, общественную жизнь остается пока низкой.

Одной из целей Стратегии является формирование толерантного отношения общества к их проблемам. Остается надеяться, что это «формирование» когда-нибудь сформируется, но прежде в стране должно сформироваться гражданское общество. И мы вносим в это свою лепту, организуя в экспериментальном порядке интегративные туристские лагеря и путешествия, предлагая совместный клубный досуг, участие в общественно-полезной деятельности.

Инвалиды и малый бизнес

– Да, отношение бюрократов от образования, прямо скажем, не радует. Но, тем не менее, есть и много положительного. Существуют, например, специализированные колледжи, и некоторые из них, насколько я в курсе дела, по-настоящему образцово-показательные.

– В Москве более 70 колледжей принимают на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, но только в 10–12 наличествует качественно выстроенный (сложившиеся технологии, обеспеченные специальные условия, гарантированное трудоустройство) полный цикл.

Наиболее продвинутый – Политехнический колледж № 39, где обучаются глухие и слабослышащие дети. Следует также отметить Строительный колледж № 12, Колледж менеджмента и гостеприимства № 23, Колледж легкой промышленности № 5, Колледж по подготовке социальных работников № 16. Особое место занимает Технологический колледж № 21, где обучают детей с тяжелыми нарушениями здоровья.

Однако, несмотря на успехи, достигнутые в этом учебном заведении, его важную социальную миссию и «раскрученность» средствами массовой информации, считаю, что все не так просто.

Профессиональный колледж предназначен в первую очередь для подготовки рабочих кадров. Его социальная миссия очень важна, но не является профильной – это первоочередная функция учреждений соцзащиты, имеющих целевые средства на ее реализацию.

В системе учреждений социальной защиты также ведется профессиональная подготовка, однако, по мнению родителей детей-инвалидов, в таких социальных колледжах недостаточна образовательная составляющая. Наука уже давно предложила компромиссный вариант – социальный колледж системы департамента образования. Но реализация идеи застопорилась.

Известен и мировой опыт, есть авторские разработки и проекты, в том числе нашего института, которые заявляются в течение уже пяти лет на различных круглых столах, конференциях, в научных журналах и массовой прессе. Но все это не доходит до ушей чиновников, которые принимают решения.

– Обучение заканчивается, впереди – трудоустройство. И, как представляется, с последним все не так просто…

– Все, что связано с трудоустройством инвалидов на открытом рынке труда, как правило, вызывает различного рода сложности. Создание в Москве специальных холдингов для слепых инвалидов тоже не оказалось успешным.

У нас есть собственное видение того, как должна решаться проблема. Один из путей – подготовка из числа инвалидов с сохранным интеллектом предпринимателей для сферы малого бизнеса (параллельно с обучением их конкретной профессии).

В порядке эксперимента инициативной группой молодых ученых при поддержке общественности и органов местного самоуправления создан Центр профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов. Здесь хочу заметить: раз это дело не поддерживает государство, решили попробовать сами. И очень надеемся на результат.

Миссия выполнима без посредников

– Странно слышать, что государство устраняется от принятия решений и содействия в столь важном деле, не прислушивается к мнениям и предложениям представителей научно-преподавательского сообщества.

– Научное сообщество готово не только разрабатывать идеи, но и внедрять проекты, успешно реализуемые в зарубежных странах. Однако между учеными и государством есть мощный посредник – департаменты и их аппарат. Этот барьер сегодня почти непреодолим. Да, нам разрешают говорить, но не создают условий для практической внедренческой деятельности. Деятельностный процесс вообще не поощряется – все настроено на быстрый результат или краткосрочное мероприятие, за которое легко отчитаться, как за дело.

Приведу пример. 12 августа закончился прием проектов на конкурс социально значимых программ и проектов по линии Департамента семейной и молодежной политики. Срок действия конкурсного проекта – два месяца. В ноябре уже надо отчитаться. Вот и выиграют снова те, кто заявит проведение конференции или форума, а настоящий проект, связанный, скажем, с профессиональным обучением инвалида или открытием малого частного предприятия за это время просто невозможно реализовать.

Впрочем, даже возможность заявлять о своих проектах для нас дорогого стоит – раньше и об этом можно было только мечтать.

– И все же, проекты, методики, разработанные вами и вашими коллегами, где-то и как-то реализуются. И вероятно, в перспективе не все так мрачно.

– В таком большом городе, как Москва, да и в других регионах России, конечно, есть и успешные примеры профессиональной подготовки инвалидов, так же как есть действующие предприятия. Только, к сожалению, они есть не благодаря, а вопреки общим тенденциям «государственной поддержки».

У нас имеются собственные проекты, которые мы реализуем в рамках деятельности института с участием общественных организаций и при поддержке органов местного самоуправления. Но продвигаются проекты крайне медленно. Мы очень хотим быть услышанными государственными людьми, по-настоящему заинтересованными в успехе дела, которым мы занимаемся, и готовыми доверить нам, специалистам, выполнять свою миссию без посредников.

Андрей Заболотский

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация