Неслышная страна
С виду это совершенно обычные люди, без каких-либо физических недостатков. Две руки, две ноги, вроде все на месте. Однако им сложно адаптироваться к нашему миру. Ведь живут они в «стране глухих».
История Ани
«Ну почему такое случается в жизни? Девочка красивая, умная, талантливая, и все-таки инвалид. И ничего с этим не поделать?» – делилась мама шестнадцатилетней Ани.
Аня – талантливая художница. С фотоаппаратом и мольбертом она уже успела немало – закончила художественную школу, приняла участие в нескольких выставках. И везде в поездках как гид-переводчик ее сопровождает мама. Проблема Ани в том, что родилась она слабослышащей с очень тяжелой, четвертой степенью потери слуха.
Основное образование девочка получает в коррекционной школе для глухих. Общаться со слышащими сверстниками ей трудно. Многого из того, что они говорят, девочка не понимает. Ее речевой запас недостаточен, чтобы объяснить какие-то вещи, но она не хочет быть изгоем в нашем мире.
Когда мама привела девочку в эту школу, первое, о чем спросила учителей: «Что ждет дочку после ее окончания?» Ответ был нерадостным. Высшее образование получают единицы, да и колледж закончить будет непросто. В основном задача школы – адаптировать ребенка к дальнейшей жизни, дать рабочую специальность.
Сначала Аня рисовала в изостудии, а потом параллельно с обычным обучением пошла в художественную школу. И там девочка нашла слышащих друзей, которые не смеялись над ее проблемой, а понимали, объясняли, общались наравне с остальными. Искусство объединило два мира: слышащих и тех, кто отгорожен прозрачной, но звуконепроницаемой стеной…
На вопрос: как обучать глухих – вместе со всеми или в отдельных интернатах, нет однозначного ответа. Сейчас много говорится об инклюзивном образовании, когда вместе учатся и обычные дети, и дети с ограниченными физическими возможностями (при сохраненном интеллекте, конечно). Так какие же образовательные варианты существуют у людей с проблемами слуха у нас и за рубежом?
Представления об обучении глухих
На протяжении тысячелетий к неслышащим людям относились как к умственно отсталым. Еще задолго до нашей эры древнееврейский закон гласил, что глухие люди ограничены в правах на имущество и брак. Аристотель, считал, что «рожденные глухими не будут иметь чувств и способности рассуждать». Философствовал на тему врожденного интеллекта и Сократ, считавший, что глухие люди не способны пользоваться языком и рождать идеи. Но в 77 году нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история». В ней он упомянул глухого Квинта Педия, сына римского консула. Молодой человек слыл талантливым художником, но, чтобы заниматься любимым делом, он должен был получить разрешение Цезаря Августа…
Время шло, однозначное отношение к глухим сохранялось. И только в XVI веке голландский гуманист Рудольф Агрикола делает вывод о том, что способность говорить и мыслить – две разные вещи. Он считает, что глухие люди могут общаться с помощью письма.
Первым врачом, который признал способность к мышлению у глухих людей, в том же веке был Джироламо Кардано. С этого момента в Европе отношение к глухим стало меняться. И уже в начале века следующего глухие люди впервые получили образование. Это произошло в Испании. Для обучения глухих стали использовать пальцевые знаки, распространенные среди монахов.
Наконец-то, во второй половине XVIII века, почти одновременно в Германии и во Франции создаются учебные заведения для глухих. В Германии школа для глухих была основана Самуэлем Гейнике, а во Франции Королевский институт глухих основал аббат Шарль Мишель л’Эпе, поддерживавший свое детище из личных средств. После смерти аббата заведение стало финансировать правительство. Потом много делалось и в Европе, и в США для интеграции глухих в слышащий мир. Помимо того, что открывались школы, в 1760 году Томас Брейдвуд основал первую Британскую академию для глухих. В 1818 году был основан Нью-Йоркский институт обучения глухонемых.
В то же время неоднозначное отношение к людям с нарушением слуха в обществе сохранялось. Например, в 1883 году Александр Г. Белл прочитал лекцию в Академии наук Америки. Он был обеспокоен фактами браков среди глухих. И считал, что им не следует вступать в браки, так как это способствует рождению глухих детей.
В нашей стране на проблемы плохо слышащих впервые обратили внимание в 1764 году, когда государственно-филантропическое воспитательное общество открыло в Москве воспитательный дом на 1000 детей. С этого момента начинаются попытки обучить их грамоте и дать необходимые трудовые навыки. Сотрудникам воспитательного дома предписывалось гуманно и бережно относиться к таким детям. В первой половине XIX века было открыто несколько училищ для глухонемых, а на рубеже веков открывается Александровское училище – хутор для глухих ребят. Цель – подготовка детей с нарушениями слуха к жизни.
При училище был детский сад. На хуторе много земли отводилось под огород, метеорологическую и биологическую станции. С весны до осени ученики трудились в хозяйстве и этим окупали свое проживание и обучение. Кроме хозяйства, на хуторе был построен завод земледельческих машин и типография. В общем, как и в Европе, шла работа по поиску путей образования и адаптации таких юных граждан к жизни…
От слухового аппарата до кохлеарной имплантации
В самом начале прошлого века был изобретен первый слуховой аппарат. Сейчас мир звуков слабослышащим людям возвращают программируемые цифровые слуховые приборы. А совсем глухим возможность слышать возвращает операция – кохлеарная имплантация, иначе – слухопротезирование, вживление человеку специального аппарата.
Но, несмотря на то, что технический прогресс шагает вперед семимильными шагами, проблема страны глухих в мире слышащих остается. Приборы и операция дают лишь возможность глухим людям научиться слышать. А процесс этого обучения – длительный и сложный. То есть, даже получив возможность слышать, людям с потерями слуха сложно научиться дифференцировать различные звуки. Речь, формируемая у слышащих людей с момента рождения, у людей с потерями слуха ставится годами упорной работы с дефектологами.
На Западе – не только инклюзив
Люди с нарушением слуха делятся на полностью глухих и слабослышащих. Во многих странах образование построено так, чтобы и те, и другие смогли в дальнейшем чувствовать себя полноправными членами общества.
Начнем с глухих. В большинстве государств среднее образование они получают в специализированных школах. Это связано с тем, что для понимания предметов используется жестовый язык. Но высшее образование глухой молодой человек может получить практически в любом вузе. Обучаясь среди слышащих, он имеет право на услуги сурдопереводчика. Правда, в столовой, при совместной работе с научным руководителем, в общежитии ему приходится полагаться только на себя.
В высших учебных заведениях Японии к инклюзивному образованию подходят по-другому. Если на курсе есть глухой студент, то все однокурсники на протяжении семестра изучают жестовый язык, чтобы неслышащий парень или девушка не испытывали проблем с общением.
Но не только по пути инклюзива идут за рубежом. В США, например, существует университет Галлодет, созданный еще полтора века назад специально для студентов с нарушением слуха. В Германии в ближайшем будущем откроется высшее учебное заведение для людей с проблемами слуха – в курортном городке Бад Кройцнах. Особенность вуза в том, что на языке жестов можно будет объясняться и в библиотеке, и с преподавателями, и вообще в любом городском уголке. Местные власти планируют обучить языку жестов всех горожан.
Что касается слабослышащих, то преимущественно их обучают в обычных школах. Бытует мнение, что, находясь в речевой среде говорящих сверстников, такие дети быстрее начинают разговаривать. Правда, практически везде со слабослышащими ребятами дополнительно работает педагог.
Наши учителя, сторонники инклюзива слабослышащих, как один из самых успешных любят вспоминать югославский опыт. Основная проблема слабослышащего ребенка в обычной школе – большая наполняемость классов. Учителю просто не до особенностей восприятия слабослышащего ученика. Поэтому лет двадцать назад югославские школы предлагали такую норму наполнения классов: один слабослышащий ребенок – минус семь слышащих из класса. Таким образом, дети с частичной потерей слуха могли учиться вместе со своими слышащими сверстниками, но в малокомплектных классах.
Образование у нас
Глухие и слабослышащие в нашей стране учатся, как правило, отдельно от обычных детей – в коррекционных школах. Но все больше и в России говорится об инклюзивном образовании. Особенно это касается говорящих слабослышащих ребят.
Еще несколько лет назад идея обучения слабослышащих детей в обычных школах была достаточно популярна. Лично знаю преподавателей малокомплектных классов для слабослышащих детей в обычных школах, работавших по системе Эмилии Леонгард. Как говорили сторонники интегрированного обучения, при такой системе слабослышащие по уровню развития речи мало чем отличались от обычных детей. Противники утверждали, что уровень знаний, получаемых плохослышащими детьми в обычных школах, отличался в худшую сторону по сравнению со школами специализированными. Обучение в коррекционных школах проходит в маленьких классах. Плюс обязательно работает дефектолог, занимающийся развитием речи. И еще с одной проблемой сталкиваются слабослышащие ученики в массовой школе – это непонимание их недуга сверстниками. Даже если тактичный учитель объясняет, что не такое, как у всех, произношение слов – от того, что ребенок просто не может говорить по-другому.
А что же с высшим образованием? Учитывая, что среднее образование глухие получают за 12 лет, то до обучения в вузах действительно добираются немногие. Но при некоторых институтах есть специальные группы для ребят с нарушением слуха. Например, в Москве такое отделение существует при МВТУ им. Баумана, при социальном и педагогическом университетах.
Среди моих знакомых есть взрослые уже люди с нарушением слуха. Причем все они получили высшее образование. Муж моей слабослышащей подруги – полностью глухой, закончивший технический институт. И меня всегда интересовал вопрос: как ему удавалось воспринимать материал?
«Понимаешь, отец научил его одному хитрому ходу. Муж всегда садился рядом с отличником или отличницей, которые кропотливо записывали лекции. Преподаватель говорил, отличник писал, он переписывал…»
И у инклюзива, и у специализированного обучения есть свои плюсы и минусы. Один из выходов по адаптации такого юного человека к жизни – везде, где только можно, в студиях, кружках, спортивных секциях, общаться с обычными детьми. И тогда, став взрослым, парень или девушка с нарушениями слуха уже не будет чувствовать себя изгоем в слышащем мире.