23:30:44
11 апреля 2021 г.

Болотная: остров в золотом

Зимой все проще – никакого желания отклоняться от намеченного маршрута. Разве что сунешь нос в ближайший двор, и ладно. То ли дело летом. Носишься внезапно выпущенной из четырех стен таксой с хлопающими от восторга свободы ушами, и никакой логики в этих бешеных плясках не просматривается. Просто: вод-а-а! Зе-е-елень! А вот там еще…

А что это за углом поблескивает?.. Такое у нас и получилось гулянье – вокруг воды. Вернее – Водоотводного канала. Еще точнее – его маленького кусочка, ограниченного двумя мостами, а также Болотной, Якиманской и Крымской набережными.

Заморский фрукт

Все началось с «Музеона». Он всплыл в измученном жарой мозгу зеленым островом, где полыхали розы разных сортов, белели на газонах прохладные скульптуры, мерно покачивались в тенечке скамейки-качели…

В Парке Искусств на Крымском валу мы были ровно три года назад и думали тогда, что в последний раз. Над всеми тогдашними художественными оживлениями и прекрасностями рефреном гулял модный в Интернете стишок: «Мы делили апельсин… Пять дивизий полегло». Связь цитрусовых с Центральным домом художника и его окружением объяснялась просто: «Совместно с известным лидером хай-тека архитектором Норманом Фостером разработан проект «Апельсин». 15-этажное здание, претендующее на замену ныне существующего Дома художника, напоминает разрезанный на пять оранжевых долек фрукт, каждая из которых является отдельным сегментом, расположенным под наклоном к сердцевине. На первом этаже комплекса предполагается разместить музей, на других – апартаменты, офисы и гостиницу».

Волна народного гнева, подогреваемая участием в мероприятии компании «Интеко», заграничные апельсины на нашу отечественную набережную не допустила. На самом деле мало кто всерьез думал, как будет выглядеть супер-современное здание на месте унылого строения брежневских времен, важно было другое: все равно простой творческий народ обдурят, выселят и кругом шлагбаумов понаставят. Скорее всего, так оно и было бы. Да и сейчас, гуляя по этому заповеднику скульптур и роз, понимаешь: перемены будут. Уж слишком много здесь незадействованного, свободного пространства – на самых золотых землях Москвы. Правда, до 1990 года пространство это было еще более свободно и незадействованно. «Нынешняя территория «Музеона» представляла собой помойку: строительный мусор от возведения зданий ЦДХ и Третьяковки, стоянки пикников, банки, бутылки, шприцы наркоманов и т. д. Вечерами люди боялись сюда приходить – криминальная обстановка была ужасная. Такой досталась мне территория «храма искусств», – вспоминал генеральный директор «Музеона» Михаил Пукемо. Но все течет… Теперь облагороженная художниками местность готова, похоже, к дальнейшим преобразованиям.

Где пьют, танцуют и живут

…Мимо бронзового Ленина, заждавшегося своего возвращения на площадь Белорусского вокзала Горького и прочих бронзовых, мраморных, гипсовых исторических и не очень лиц пробираемся к Крымской набережной, к вернисажу. Полощутся на ветру шарфики-батики, разнокрылые рисованные бабочки летают над натуральной водой. Картины на импровизированных стендах мозаикой впечатываются в зелень и речную гладь, разнообразя городскую природу. Но художники уже потихонечку пакуются – будний день, да и дело к вечеру.

– А чего зря стоять – народу же нет совсем, – комментирует сборы девушка Ирина. – Пик популярности вернисажа, когда сюда со всей России художники ехали и иностранцы валом валили, давно прошел. Сейчас одна-две продажи в день на всех – это норма. А из иностранцев только китайцы забредают, да и те бешено торгуются и покупают картины за бесценок.

За разговорами не заметили, что набережная, как по волшебству, опустела. И действительно – никого. Только покачивается на волнах плавучая гостиница – теплоход «Валерий Брюсов». Вряд ли поэт-символист мог предполагать, что с именем его будет связано казино (до 2003 года), караоке-бар, а также «огромный выбор корейских, китайских и японских блюд». Впрочем, он не одинок. На «Александре Блоке», пришвартованном у Краснопресненской набережной, тоже танцуют, пьют, поют и живут.

Куда податься дураку

В 2006 году Лужков объявил войну дебаркадерам, которые называл «экологическими террористами». Их к тому моменту на Москве-реке располагалось 26. Поскольку русло реки не является территорией города и к тому же у многих владельцев пришвартованных плав-средств имелись требуемые законом документы, «террористов» брали измором: отключали коммуникации. Под горячую руку попалась и располагавшаяся на дебаркадере одна из студий телекомпании «ВиД», где, в частности, снималась программа «Жди меня». Но битва была проиграна, толком и не начавшись: уже в 2008 году, после многочисленных жалоб владельцев плавучих гостиниц и ресторанов на незаконные действия московских властей, Федеральная антимонопольная служба России поручение по демонтажу дебаркадеров отменила.

А теперь, похоже, поставленные на прикол плавсредства ждет расцвет: на базе старых барж и пароходов московское правительство собирается обустроить 50 плавучих гостиниц. Botel – синтез Boat (лодка) и Hotel – весьма популярен как недорогой приют туристов и в Штатах, и в Европе. В Амстердаме вдоль берегов городских каналов пришвартованы десятки небольших судов, выполняющих функции мини-отелей. Насколько у нас приживется подобный гостиничный бизнес, покажет практика. Но есть шанс, что в ряд с символистом «Брюсовым» встанут в акватории Москвы-реки акмеисты, футуристы и прочие умные люди. А вот дураков к причалу на Якиманской набережной не допустят.

О создании театрально-культурного центра Вячеслава Полунина впервые заговорили в 2001 году. Спустя шесть лет был подписан приказ о создании Театрального центра Славы Полунина и покупке теплохода, на котором этот центр мог бы разместиться – «Корабля Дураков». Это был самый амбициозный архитектурный проект, представленный в 2008 году в Канне на архитектурной биеннале: плавучий центр уличных театров. В 2008 году для этих целей был куплен трехпалубный теплоход «Борис Чирков» 1957 года выпуска. С момента покупки по сегодняшний день он (если цел) стоит на стапелях судостроительного завода под Нижним Новгородом. С наступлением кризиса его ремонт и все финансирование проекта были приостановлены на неопределенный срок. И вот свежая новость: мэр Москвы Сергей Собянин отменил распоряжение cвоего предшественника о создании передвижного театрального комплекса «Корабль дураков», объяснив это «нецелесообразностью дальнейшей реализации проекта». Куда теперь податься дураку?..

Господин оформитель

…И решили мы податься на мост, а оттуда на не совсем еще Золотой остров, Болотную набережную, Стрелку, Красный Октябрь или попросту Болотный остров – называйте как хотите. В общем, то место, откуда нам призывно машет бронзовой рукой Петр Первый.

Стилобатная часть Патриаршего моста, идущая от Якиманской набережной, не так торжественна, как его основная часть – от Храма Христа Спасителя, да и пробираться к ней приходится по буеракам. Но вот и высокая лестница, и вверху ее, из-под куполообразного потолка, виднеется кусочек неба с фабричными трубами – классическая картина этих мест. На мосту беспощадное солнце и широкие парапеты, на которых вольготно устроились, вот так вот, запросто, в непосредственной близости от Кремля, загорающие парочки, компании и отдыхающие одиночки. Лежат себе, как на пляже, бесстрашно свесив ноги над далекой рекой.

С этой точки сразу видна симметрия: по обоим берегам красные фабричные здания. Справа – кондитерская фабрика «Красный Октябрь», слева – «Красные текстильщики», бывшие до революции Голутвинской мануфактурой Павла Рябушинского (открытой в 1846 году), ставшие бизнес-центром «Новый двор». В этот самый «двор» мы по дороге на мост не удержались, забрели. И были вдохновлены. Сочетание старых кирпичных стен с зеркальными вставками и вьющимся по стенам стеклянными лестницами смотрелось весьма эффектно. Окончательно мы застыли у бывшего фабричного общежития, где из окон на нас недоумевающих весело глядели нарисованные герои. Да и соседняя стена выглядела любопытно: с массивной дверью в ассиметричном обрамлении старых, избежавших реставрации кирпичей. Мы бы любовались еще долго, если бы не охранник…

– Девушки, здесь фотографировать нельзя! – услышали мы знакомый мотив.

Правда, в отличие от многих своих коллег, страж оказался вежлив и разговорчив. Рассказал, что дверь эта бутафорская, осталась от съемок фильма и так вот удачно вписалась, а окошки бывшего общежития придумал разрисовать сам владелец здания, тот самый, который непременно уволит его с работы, если мы будем продолжать съемку. Пришлось сдаться, тем более что Лена уже успела сделать достаточное количество кадров. И в благодарность – за рассказ о хозяине-оформителе.

Все в шоколаде

…Но пора уже спуститься с моста на Болотный остров, который скоро станет еще более золотым, чем противоположный берег. Если такое возможно, конечно. Пока же здесь сосредоточилось то, что называется «актуальное искусство» и примкнувшие к нему лица. Тут находятся редакции самых модных СМИ – телеканал «Дождь», Open Space Ru – галереи и бутики, рестораны и клубы. Местность эта уже сколько раз возрождалась и умирала – каждый раз в другом или чуточку другом обличье. Сначала все было шоколадно: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфекть и чайных печений», возведенная здесь в 1905 году, превратилась после революции во всем нам известную кондитерскую фабрику «Красный Октябрь». Через 100 лет в бывших фабричных гаражах появились первые художники – так зарождалось то, что позже превратилось в первый столичный единый арт-комплекс, главную столичную экспериментальную площадку – «АРТСтрелку» (уже потом появился «Винзавод», ПRОЕКТ_FAБRИКА, «Гараж» и прочие), где поселился андеграунд.

Прошло пять лет, наступило время перемен. «Взамен закрывающегося культурного центра «АРТСтрелка» появится новая структура, – писал «Коммерсант» в мае 2009 года. – Так решил новый арендатор территории – бизнесмен Александр Мамут. За небольшим исключением, нынешние галереи – обитатели бывших гаражей фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной будут вынуждены съехать». Идеологом проекта вместо Владимира Дубосарского стал генеральный директор ИД «Афиша» Илья Осколков-Ценципер.

Прошло время, на Стрелке прижились дорогие рестораны и новые галереи, здесь по-прежнему оживленно и художественно, разве чуть больше, чем раньше пахнет деньгами. И снова наступило время перемен.

Уже в раю

Угрюмый юноша в оранжевой майке везет на тележке коробку с надписью «Rай».

– Мы уже в раю?

Видимо, да. Вон на металлическом ограждении у тротуара тоже написано: рай, рай, рай… И на претенциозном золотом хоботе, украшающем вход, и на козырьке… В «Рай» мечтают попасть многие, но архангел-фейсконтрольщик строг, и даже клубная карта за 3000 евро продается только избранным. По каким критериям – для непосвященных остается загадкой. Открытый в 2007 году, клуб этот стал первым подобным – дорогим, шумным, блестящим во всех отношениях – заведением на острове. Он же может стать первым закрытым и снесенным.

По сообщению РБК daily, группа «Гута» готовится приступить к редевелопменту территории фабрики «Красный Октябрь» на «Золотом острове»… Строительство элитного жилого комплекса начнется на месте ночного клуба «Рай», который пойдет под снос в конце 2012 года.

– Это нормальный процесс, – говорит галерейщица Лена. – Заброшенные индустриальные районы сначала заселяются художниками, богемой, а когда территория облагораживается, становится модной, на смену им приходят люди с деньгами. Так было в нью-йоркских Челси и Meatpacking Dictrict, лондонских Шордич и Canary Wharf, на московской «Красной Розе»… Мы знали, что нас в конце концов выгонят, но все равно обидно.

Впрочем, наверняка какое-то место искусству найдется и на «Золотом острове». Ведь нашлось же на нынешнем «Красном Октябре» место для крохотного кондитерского магазинчика с продукцией переехавшего и объединенного с другими кондитерскими гигантами «Красного Октября», и магазинчик этот, кстати, до сих пор указывается в иностранных путеводителях. Вот и художников наверняка оставят на память – как сувенир. А может, и Центр фотографии братьев Люмьер сохранится, кто знает? Главное, чтобы все дороги не перекрыли шлагбаумы и по Стрелке по-прежнему можно было гулять прекрасными летними вечерами. А художники найдут себе другие гаражи. Они такие.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация