23:30:44
11 апреля 2021 г.

Флора и фауна на фасадах Подсосенского переулка

Путеводитель по МосквеМы давно собирались выбраться в эти края, но все не складывалось. Но наконец случилось, и вот удача: успели проскочить не по жаре. Теперь мы идем от нелюбимой, пенящейся толпой суетливой Курской к намеченному переулку, чтобы потом из него вынырнуть на уютную Покровку, а оттуда уже как фишка ляжет – Китай-город, Чистые Пруды – только выбирай.

Пройдет и это

Наверное, если в Курскую всмотреться, тоже поймаешь что-то особенное. Должно же в воздухе переплавиться и во что-то сформулироваться убойное сочетание вокзала со всеми вытекающими последствиями и средоточия современных искусств – Винзавода, Арт-Плея, куда недавно переехала Британская школа дизайна, клуба «Авант»… Но пусть в толпе мешаются смуглые лица торговцев с бледнолицыми дизайнерски одетыми мальчиками и девочками, фишка пока не рубится. А возле «Атриума» и этого нет – уже давно обычная для Москвы торговая махина, и все. Бог с ним. Переходим Садовое кольцо, именующееся на данном отрезке Земляным валом, и мы почти у цели: здесь спрятан очередной уголок старой Москвы, которую упорно на протяжении всех этих лет считываем с карты современной столицы. Лялин переулок, Воронцово поле, Подсосенский… Последний – самый протяженный в районе переулок, с него мы и начнем. Пока же сворачиваем c Садового кольца в Яковоапостольский, затем плавно переходящий в Лялин, и тут уже можно настраиваться.

Вот яркие примулы в ящиках под окном, которые станут сопровождать нас по всему маршруту. В подворотне две студентки-художницы отрабатывают практику, выводя на бледной стене желтые цветы. Картинка получается довольно тусклой. Гораздо тусклее, чем «незаконное» граффити, с которым мы столкнемся чуть позже.

– Разве можно такими кистями работать, посмотрите! – жалуется одна из практиканток.

Действительно, кисточки явно предназначены для малых форм, а не «наскальной живописи». Может, дело в этом?

Уже почти на повороте полуспрятан в зелени белоснежный бюст практически забытого сейчас «великого романтика русской литературы» – Василия Жуковского. Сын помещика и пленной турчанки, воспитатель цесаревича, переводчик «Одиссеи», поэт, которого Пушкин считал своим учителем, а Карамзин и Гоголь – другом… Здесь он еще невыносимо, неожиданно молод и полон надежд. Глядя на скульптуру, невольно вспоминаешь кольцо царя Соломона. Уж слишком ясно ощущается вечное: «И это пройдет»…

Мечта фабриканта

Но вот Лялин переулок выкидывает коленце и выбрасывает нас посреди переулка Подсосенского. Чтобы ничего не упустить, идем в конец, более короткую (но оттого не менее содержательную) его часть.

Буквально сразу, на углу, одна из главных здешних достопримечательностей – усадьба «ткацких королей» Морозовых, благородный зеленовато-пастельный отреставрированный особняк (№ 21) с могучими атлантами, согбенными под тяжестью не неба, а всего лишь балкона.

Когда-то на этом месте стояли непримечательные одноэтажные кирпичные дома, но тихий зеленый переулок приглянулся Викуле Морозову, и в 1839 году он выкупил участок. Архитектурный ансамбль получился недурной, еще бы: проектированием занимались Чичагов и Шехтель, а интерьеры расписывал сам Михаил Врубель.

Кроме силачей-атлантов фасад украшают лепные ангелы с факелами. Еще там можно обнаружить жезл Гермеса, обвитый тремя змеями. Несмотря на свое старообрядчество, Викула Елисеевич вовсе не возражал против такого разнообразия – языческие атланты, сказочные змеи, индуистские символы солнца рядом с небесными ангелами… Интерьеры особняка также совершенно различны по оформлению: «египетский» вестибюль, гостиная в стиле модерн… Особенное внимание привлекали «готические» помещения, расписанные Врубелем по мотивам «Фауста». Довольный же результатами Морозов щедро расплатился с архитекторами и господином оформителем и заказал Шехтелю дополнительно постройку в глубине участка старообрядческой молельни.

Семейство строжайшим образом придерживалось канонов староверов. Все мужчины Морозовы неизменно носили окладистую бороду и всегда имели при себе деревянную ложку с вырезанным на ручке двуперстием – при еде такая ложка как бы освящала трапезу. Даже на предприятия «Товарищества мануфактуры Викулы Морозова с сыновьями» старались принимать в основном старообрядцев, с малых лет приученных к дисциплине и уважению к старшим, что очень способствовало поддержанию порядка.

Но в истории Москвы Викула Морозов остался не только и не столько как успешный фабрикант, но и как щедрый меценат. С его помощью были построены психиатрическая больница на Канатчиковой даче (Алексеевская), многочисленные городские столовые и чайные «для бедного класса населения». А наследникам он завещал (выделив на это 400 000 рублей) осуществить свою давнюю мечту: построить в Москве детскую больницу, известную нам теперь как Морозовская больница. (Строительство ее было окончательно завершено в 1906 году).

В 1894 году главы семейства не стало, и мануфактуру возглавил один из пяти сыновей Морозова – Алексей. Истинные интересы его, правда, лежали совсем в другой области: он был страстным коллекционером. И в 43 года Алексей, оставив управление предприятием брату, целиком занялся любимым делом, постепенно превращая особняк в Подсосен-ском в музей русского прикладного искусства. Морозов сам ездил по городам и деревням, откуда привозил изделия народных промыслов – фарфор, лаковые миниатюры, лубочные картинки, гравюры, деревянные игрушки, вышивки, иконы «самого древнего письма». Не брезговал и старинными табакерками, финифтью, вещицами из хрусталя, стекла, червленого серебра… Постепенно в огромном особняке стала собираться уникальная коллекция. Самые ценные экспонаты размещались в залах второго этажа. А для редчайших икон архитектором Бондаренко была сделана специальная пристройка к особняку – «с верхним светом». Но тут случилось внезапное: переменилась власть.

Дверь в воздухе

В 1918 году особняк Морозовых был захвачен анархистами. Уникальные хрупкие вещицы хрустели под ногами. Но кое-что все-таки уцелело. Алексей Викулович, так и не покинувший Россию, продолжал обивать пороги начальственных кабинетов новых властей, пока, наконец, те не разрешили открыть в национализированном особняке музей. Сын миллионера почувствовал себя счастливым: жил, тут же, в нижних комнатах, водил экскурсии… Но счастье длилось недолго. В 1929 году экспозицию закрыли окончательно, а остатки уникальной коллекции разошлись по разным музеям.

Отдав дань истории Морозовых, по обыкновению сворачиваем во двор. Справа, в двухэтажном домике все той же усадьбы, офис. Вышли на перекур представители «планктона», привычно расположились на лесенке. Левое четырехэтажное здание, перпендикуляром перегородившее двор, неинтересное, без затей, да и цвет у него не радостный – помесь грязи с песком. На углу стрелка: «Курсы иностранных языков». Обходим, оказываемся с другой стороны, и видим странное. В основании непримечательной махины совсем другая конструкция. Арка с порушенной, обвалившейся лепниной обрамляет белую висящую в воздухе дверь. Дверь, в свою очередь, висит над расположившейся под ней кругом кирпичной оградой. Палисадник? Купель? Откуда старинная лепнина на по всем признакам сталинских времен строении?

Из соседней с нами двери, у которой мы расположились в раздумье, выходят две женщины и задают столь любимый охранниками вопрос:

– Вы что-то ищете?

– Мы журналисты, пишем об улицах Москвы, сейчас вот о Подсосенском переулке, – объясняет Лена. – Какое странное сочетание – этот низ и этот верх, – показывает она на дом.

– Так это же палаты Морозовых! – охотно поясняют наши внезапные собеседницы. – А верх был надстроен уже после войны.

Как полувымерший вид – старые москвичи, мы быстро находим общий язык.

– Как жалко, что вы поздно пришли, – говорит Светлана Васильевна. – Мы бы вас внутрь завели, к себе, на иностранные курсы. Вот эта висящая дверь – наша.

– Есть на что посмотреть?

– К нам экскурсии водят! Интерьеры сохранились, как ни странно. А это, кстати, – показывает она на круглую оградку, – внутренний дворик.

Мы вчетвером дружно приникаем к дырке в ограде и благоговейно смотрим на заполонившие участочек сорняки. Обменявшись телефонами, расходимся. Побродив еще по бескрайним просторам и закоулкам морозовских владений, выходим обратно в переулок.

Арочная матрешка

До самого конца, до зеленеющего вдали Воронцова поля, тянутся веселой окраски двух-трехэтажные домишки, выглядящие для своего возраста удивительно хорошо – значит, есть хозяин. В чем мы немедленно и убеждаемся, заглянув во двор усадьбы Прохоровых-Хлудовых (№ 30), выстроенной еше в 1820-х годах, где нынче расположился Росэнергобанк.

– Что-нибудь ищете? – материализуется из благостного старомосковского пейзажа плечистый охранник.

Тут уже Ленина тирада про журналистов и старую Москву не проходит. Какая история, какая Москва? Частная территория – и баста! Несмотря на слабое сопротивление, нас аккуратно выдворяют за шлагбаум. Сетуя на то, что мы всего лишь слабые женщины, а не отчаянные блогеры-фотографы типа Ильи Варламова и Дмитрия Терновского, азартно нарывающихся на неприятности в борьбе за свободу фотографирования, идем дальше мимо шлагбаумов и будок с охраной.

Но конечно, и мы без дворов не остались. Обнаружили великолепный куст согнувшегося под тяжестью цветов жасмина, неохватные деревья, те же идущие рефреном красно-белые примулы в ящичках на подоконниках, мудрые граффити и неожиданные арки, как, например, в доме № 22, построенном в 1915 году архитектором Залесским, а в 1941-м потерявшего верхние этажи благодаря прямому попаданию бомбы. Так вот, подворотня его по протяженности скорее напоминает тоннель, в котором вдруг сбоку обнаруживается маленький выруб в стене – дверь на волю. Такая арочная матрешка.

Следующее здание (№ 20/21), выдержанное в холодноватом духе классицизма, архитектор Флоринский построил в 1914 году для реального училища Воскресенского, слывущего одним из лучших учебных заведений в дореволюционной Москве. Упор здесь делался на математику, физику, химию, но и уровень преподавания гуманитарных наук был отнюдь не низок, о чем можно судить хотя бы по тому, что историю вел Сергей Богоявленский, известный впоследствии исследователь истории России. В советское время тут помещались Московский педагогический техникум имени Профинтерна, Московский областной педагогический институт и институт управления.

Кошки? Тюльпаны? Чертополох!

…И снова забредаем во двор.

– Не снимайте мой балкон, – слышится мрачный голос от гаражей.

Господи, сколько ж поводов находится «не снимать»! Ну и ладно. Идем между этими самыми гаражами вглубь, где обнаруживается, почти как в музее Морозова, кусочек «народной росписи» – разнообразное граффити. Среди кирпичных стен и старых деревьев смотрится очень художественно.

– Что вы там ходите, как шпионы? – бормочет нам в спину не унимающаяся компания у гаражей.

Приосаниваемся и отвечаем бодро:

– Работа у нас такая!

Вот мы уже на углу с Казарменным переулком, возле знаменитого доходного дома Тарховой (№ 18/5) – прекрасного и ужасного. Прекрасного своим своеобразием, «характером», ни-на-кого-непохожестью, ужасного – состоянием, в котором он находится. Дом-улитка, дом с кошками, с маками, тюльпанами… Как его только не называют. Наверное, каждому в его очертаниях видится свое. Но что здание это необыкновенное, соглашаются все. В нем архитектор Георгий Макаев (урожденный грузинский князь Макашвили) соединил то, что всегда считалось не сочетаемым, применил, казалось бы, противоречащие друг другу стилистические приемы. К примеру, вверх по угловому фонарю-эркеру ползут гигантские стебли будто небрежно нарисованных ребенком цветов (считается, что это чертополох, столь любимый московскими архитекторами, работающими в стиле модерн), а под ним – изящные, точно выверенные полукружья узких проемов. На шершавую, грубую стену дома автор поместил вполне достойное женского будуара милое майоликовое панно с маками (позднее выломанное). Маки, кстати, тоже модернистами чтились и считались символом того, что «жизнь – это сон». В любом случае башня-фонарь с чертополохом ли или тюльпанами тянется вверх, как цветок к свету. А откуда же взялся дом с кошками и улитками? Что за зоопарк? Оказывается, трактовка такая: мол, головки цветов похожи на морды недовольных кошек, а расположенные наверху башни-эркера «рожки» превращают дом в гигантскую улитку. Поистине без мака тут не обошлось – какой простор для фантазий!

Дом, кстати, архитектор-князь изначально строил для себя. Сейчас в нем располагается 37 квартир. В одной из них живет художник Константин Звездочетов, тоже считающий, что творение Макаева ох какое непростое: «Когда мы вселились, было совершенно невероятное влипание в этот дом. Он завораживает и не отпускает. Феодальная замкнутость его жителей напоминает общежитие имени монаха Бертольда Шварца. А еще – если зайти в дальнюю комнату нашей квартиры, то за тобой эхо повторяет странным голосом робота. А потом ты начинаешь хлопать в ладоши. Вместо хлопков эхо отвечает бурятской народ¬ной музыкой. Это дух Макаева».

Конец переулка приближается, уже рукой подать до Покровки. Проходим двором мимо пустующего дома, раскрытой книгой белеющего среди желтых собратьев. С проводов, тянущихся к последнему этажу, ниспадают зеленые плети дикого вьющегося винограда. В самом углу «книжки», на окне, выросло деревце. Корни его уютно расположились в углублении стены, где обвалилась штукатурка. И тут же, возле дома, небольшой базарчик: несколько продуктовых палаток, возле которых наблюдается оживление. Неудивительно – магазинами местность не богата.

Вот, собственно, и все. Переулок заканчивается Xрамом Введения в Барашах – мощным красным ансамблем в просторном церковном дворе, с белыми куполами и белой воздушной пристройкой. Мы заходим в калитку, садимся на лавочку и смотрим в небо. Ходит голубь. Его ленивым взглядом провожает кошка. Там, за домами, упорно тянется вверх по шершавой стене чертополох, и дух грузинского князя навевает маковые сны. А облака плывут, и жизнь кажется бескрайней и бездонной.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация