Учетное дело – судьба человека
С принятием постановления правительства Москвы от 22.02.2011 № 44-ПП многое изменилось в работе окружных жилищных управлений. От территориальных органов исполнительной власти – управ и префектур именно к ним ушли вопросы постановки граждан на жилищный учет, подготовки распоряжений о предоставлении жилых помещений. О том, как реализуются новые функции, корреспондент «КР» попросил рассказать начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северном округе Игоря Шабалдина.
В едином комплексе
Положение о департаменте вступило в силу с 15 апреля. Под новые функции была изменена структура жилищного управления. Сегодня здесь работают две приемные, где ведется консультирование жителей, сбор документов и подготовка проектов распоряжений о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях либо в содействии города в приобретении жилья. Создан отдел постановки на учет и ведения учетных дел, который занимается, в том числе, предложением очередникам жилой площади. В этой же цепочке отдел реализации городских жилищных программ. То есть работа от постановки на учет до обеспечения москвичей площадью и снятия с учета идет в едином комплексе.
В приемные на проезде Соломенной сторожки, 8 и Волоколамском шоссе, 7 горожане могут обратиться по всем жилищным вопросам, включая перерегистрацию и приватизацию. Кроме того, жители могут сдать свои документы на постановку на учет и в «одно окно» управ района, которые передадут их в окружное жилуправление.
Малоимущий или нет?
К департаменту перешла функция признания граждан нуждающимися в жилых помещениях как малоимущих. Это целая процедура, включающая сбор объемного пакета документов в соответствии с постановлением правительства Москвы от 7.04.2011 № 115-ПП. По совокупности доходов, движимого и недвижимого имущества вычисляется способность семьи в приобретении жилой площади по социальной норме.
Рассматриваются все факторы, влияющие на принятие решения о постановке гражданина на учет и признании малоимущим, либо отказе в этом. Изучается все, что имеется в собственности у семьи, в том числе и за пределами Москвы.
Жилуправление поддерживает связь с сотрудниками окружного управления Департамента социальной защиты населения города Москвы, поскольку у них есть опыт, методики, программы признания граждан малоимущими. Кстати, Департамент соцзащиты провел несколько обучающих семинаров для жилищников.
Чтобы встать на очередь
Остаются прежними основные рамочные требования постановки на жилищный учет, определенные Законом города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Чтобы встать на очередь, граждане должны проживать в столице не менее 10 лет, за последние 5 лет не совершать действий, повлекших за собой ухудшение жилищных условий, а также занимать площадь менее нормы постановки (10 кв. м в отдельном жилье и 15 кв. м в квартирах коммунального заселения на каждого члена семьи).
Правда, жильцов некоторых коммуналок на учет принимают не с 15, а с 10 кв. м общей площади. Это относится к квартирам, которые считаются искусственно разделенными. В свое время они были предоставлены органами исполнительной власти как отдельные, а потом гражданами были изменены финансово-лицевые счета, либо комната была куплена. Если же квартиры изначально заселялись как коммунальные, то постановка на учет идет с 15 «квадратами».
Анкета: проверь себя
Для того чтобы гражданин сам до обращения к специалисту и сбора пакета документов мог оценить свои шансы быть принятым на учет, в жилищном управлении САО разработали анкету. Человек приходит в одну из приемных и отвечает на вопросы, которые позволяют понять – может ли он быть признан очередником или нет. Если ответ утвердительный, можно записаться на консультацию. Там подскажут, какие документы необходимо представить в управление. Затем идет сбор документов, их анализ и процедура признания – малоимущий или нет.
Готовится проект распоряжения, направляется в установленном порядке в департамент, где представители Правового управления проверяют соответствие действующему законодательству и согласовывают его. После этого документ возвращается в окружное жилуправление, где его подписывает начальник, ему присваивается номер. На руки гражданину будет выдаваться не извещение, а копия распоряжения департамента, заверенная синей печатью, о принятии на жилищный учет.
Если гражданин признан очередником, нуждающимся в содействии города, ему в течение года необходимо определиться, в какой жилищной программе он хочет участвовать.
Если человек признан малоимущим и претендует на бесплатное жилье, ему нужно подтвердить свой статус при прохождении очередной перерегистрации. Сейчас по закону № 29 перерегистрация проводится раз в пять лет, но возможно будет и чаще.
Немедленная кнопка
– Мы постарались максимально облегчить походы жителей в органы исполнительной власти, – говорит Игорь Шабалдин. – Внедрили одно важное новшество. Поскольку по поводу принятия на учет больших очередей нет, а нашим сотрудникам нужно заниматься и другими вопросами, на первом этаже при входе в управление установили радиокнопку. Если «окно» закрыто, посетитель нажимает ее, и специалист, ответственный за это направление, немедленно приходит к нему со своего рабочего места, проводит весь цикл консультирования. Если человек уже принес документы, регистрирует их.
В течение месяца сотрудники управления должны дать ответ – признан ли гражданин очередником, нуждающимся в жилых помещениях или в содействии города, либо ему отказано в постановке на учет.
Постоянно отслеживается ситуация с очередью. Если в коридоре ждут приема три и более человек, подключаются дополнительные сотрудники жилуправления с других направлений.
Какого цвета счастье?
Изменения коснулись и работы сотрудников жилуправления с обращениями граждан и учетными делами.
– Каждое учетное дело – это судьба человека, – считает Игорь Николаевич, – и чтобы дело жило, необходимо работать с ним.
В управлении введена система индикации учетных дел. Скажем, очереднику предлагали приобрести жилье по городским возмездным программам, он не хочет, будет ждать бесплатного жилья – на такое учетное дело сотрудники ставят красную точку. Если очередники изъявляют желание принять участие в социальной ипотеке, молодежной программе или купле-продаже с рассрочкой платежа, на их дела также ставятся определенные индикаторы. Когда приходит площадь по той или иной программе, сотрудникам остается только открыть шкаф, в котором хранятся учетные дела по годам и номерам, и выбрать те, где имеется соответствующая индикация. Это очень удобно.
Алгоритм на перспективу
Меняется методика работы с обращениями граждан, теперь их никуда не отсылают и не дают формальных отписок типа – в этом году обеспечиваем очередников такого-то года. Человека приглашают в управление и просят захватить с собой документы, в том числе и те, которые необходимы для перерегистрации. Если статус очередника подтвержден, сразу предлагают варианты ускорения решения жилищного вопроса.
– Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач, – объясняет Игорь Шабалдин, – проводим перерегистрацию, не отказываем очереднику, а предлагаем то, что на сегодня есть, – жилье в Чехове, Подольске, Красногорске, Долгопрудном. Если человек согласился на какой-то вариант – значит, и площадь ушла по назначению. Если вдруг выяснится, что у гражданина изменились состав семьи или условия проживания, и он не может являться очередником, его снимают с учета. В заключение у заявителя спрашивают – нужен ли ему письменный ответ? Он говорит – нет, в результате сотрудник избавляется от лишней работы.
Несколько месяцев такой алгоритм апробировался в качестве рекомендации. В ближайшее время выйдет распоряжение по управлению о работе с письмами и обращениями граждан, и алгоритм станет регламентом, который будет применяться повсеместно в обязательном порядке. В результате намного возрастет эффективность работы сотрудников, и жалобы жителей сократятся, убежден руководитель жилуправления.
На заметку
- Сегодня на жилищном учете в Северном округе находится около 13 тысяч семей, в том числе 10 тысяч встали на очередь до 1 марта 2005 года и три тысячи после этой даты.
- По вопросам постановки на жилищный учет необходимо обращаться в приемные Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в САО по адресам: проезд Соломенной сторожки, 8, Волоколамское шоссе, 7. График работы: с понедельника по четверг – с 9.00 до 18.00, в пятницу – с 9.00 до 16.45, обед – с 12.00 до 12.45.