Новые песни о старом
Недавно правительство РФ утвердило правила предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирных и индивидуальных домов. Задуман новый документ был с самыми благими намерениями – продвинуться по пути наведения порядка в сфере ЖКХ. Станет ли порядка больше – покажет время. Но то, что появились дополнительные возможности повысить платежи граждан за жилье, несомненно. Равно как нет сомнений, что такие возможности будут использованы.
Объективности ради надо признать: потрудились в Минрегионе над составлением новых правил изрядно. Мало сказать, что объем документа вырос примерно вдвое по сравнению с прежним вариантом пятилетней давности. В ведомстве довольно точно подметили «болевые» точки в предоставлении коммунальных услуг и попытались подробно расписать порядок взаимодействия ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и граждан – потребителей услуг. Понятно, что правила станут настольной книгой всех фигурантов коммунальных взаимоотношений, в которых появился ряд принципиальных новшеств.В то же время даже в ходе первого знакомства с документом бросаются в глаза неточности, нестыковки, положения, которые можно толковать по-разному.
Только один пример. Пункт 3а правил гласит, что собственнику квадратных метров коммунальные услуги предоставляются «с момента возникновения права собственности на жилое помещение». Однако хорошо извест-но, что в силу ряда российских особенностей покупатели новостроек приобретают право собственности спустя год, два и более после того, как получают ключи и въезжают в свои квартиры. О том, как быть все это время, в правилах ни слова. И таких умолчаний немало.
Ясно, что в ближайшее время нас ждет вал критических комментариев от экспертов-жилищников и официальных разъяснений по применению правил со стороны уполномоченного на это Министерства регионального развития.
Мы же пока воздержимся от перечисления основных положений документа и остановимся лишь на одной общей проблеме: правила открывают путь к дополнительному росту расходов граждан на коммунальные услуги.
С раздвоением вас!
Пожалуй, самое важное нововведение состоит в «раздвоении» квартплаты. Теперь обитатели многоквартирного дома будут отдельно вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные в пределах их жилого (или нежилого) помещения, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в доме. Вторую плату будут для краткости называть «на общедомовые нужды» или ОДН. Имеются в виду отопление и освещение подъезда, работа лифта и т. д.
Решение о разделении платежей логично. Ничего не дается даром, за потребляемую лифтом электроэнергию или воду для мытья подъездов надо платить. Более того, жильцы и раньше так или иначе оплачивали все, чем пользовались в подъезде.
К сожалению, опрошенные нами специалисты не внесли ясность в вопрос о том, как конкретно это происходило. Одни говорили, будто расходы на общие нужды включались в тариф на соответствующую услугу, другие – что они учитывались в нормативах потребления, третьи ссылались на статью расходов по содержанию и ремонту общего имущества в доме. Самостоятельное разбирательство показало, что в прежних правилах эти расходы действительно предусмотрены. К примеру, плата за электричество определяется произведением тарифа на показания квартирного счетчика, умноженного еще и на повышающий коэффициент, который учитывает общее потребление в доме.
Однако ничего хорошего такая «завуалированная» оплата не приносит. Как минимум она является питательной почвой для постоянно возникающих конфликтов в связи с попытками поставщиков ресурсов произвести перерасчет за потребление на общие нужды и вынудить граждан еще раз доплатить.
С другой стороны, отсутствие платежа в явном виде никак не стимулирует жителей к экономии на этих самых общих нуждах. И здесь стремление внести ясность в ситуацию вполне обосновано.
В то же время разделение платежей вроде бы безобидно и в финансовом отношении. Ведь одновременно с этим правительство поручило Минрегиону исключить из нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях объемы ресурсов, предусмотренных на ОДН (вариант текста: исключить из прежней квартплаты то, что впредь будет оплачиваться как ОДН). Только будет ли это сделано корректно – большой вопрос. Ведь нормативы регулярно пересматриваются, и есть масса способов объяснить, почему два новых норматива не равны в сумме одному старому. Тем более что в денежном выражении картина смазывается ежегодным повышением тарифов.
Формально, скорее всего, произойдет следующее. С нового года из тарифов или нормативов действительно исключат составляющую на ОДН. Одновременно федеральная служба по тарифам установит предельный индекс повышения цен на следующий год. И они будут повышены в точном соответствии с указанием ФСТ. Только за базу при расчете нового тарифа будет взят полный прежний тариф для жилого помещения, как будто из него не сделано никаких изъятий. То есть услуга станет как бы пониже, но подорожает как полноценная. И вместе с этим возникает еще одна дополнительная оплачиваемая услуга.
Откуда такое предположение? Из опыта. В 2011-м столичные энергетики повысили тариф на электричество ровно на 10% – в точности с установленными ограничениями (с 2,42 руб. до 2,66 за кВт.час). И тут же объявили о расторжении договора об оплате услуг Сбербанка, который в свою очередь стал брать комиссию с платежей за электроэнергию. В результате совокупный платеж граждан за электричество возрос больше чем на 10%. Кто-то скажет: подумаешь, 1–2%. Действительно, вроде бы немного. Но на этих процентах построено благополучие всей преуспевающей банковской системы. Как говорится, курочка по зернышку…
Замена электросчетчиков, между прочим, тоже раньше осуществлялась за счет тарифа, без взимания особой оплаты. Сейчас эта операция выполняется за отдельную дополнительную плату.
На пресс-конференции Мосэнергосбыта по этому поводу корреспондент «КР» поинтересовался, не будет ли следующей исключенной из тарифа и выведенной в отдельный платеж бухгалтерская услуга по ведению расчетов? Ответ был отрицательный. И отвечавший не погрешил против истины. Как теперь выяснилось, следующей выведенной будет составляющая на ОДН. Впрочем, это касается не только энергетиков. Выведение отдельных компонент платежей «за скобки» с некоторых пор стало столбовой дорогой к удорожанию всех коммунальных услуг.
И уж совсем не требует объяснений очевидная вещь: ОДН – это неконтролируемая гражданами бездонная яма, в которую управляющие компании или ресурсоснабжающие организации будут «сливать» все, что им заблагорассудится. В результате дискредитируется широкая кампания по установке индивидуальных счетчиков. Ведь в чем состояла цель: граждане будут видеть собственные счетчики воды и расходовать ее более аккуратно. А теперь управляющая компания все потери воды (к примеру, в подвале), допущенные из-за расхлябанности ее сотрудников, зафиксирует по общедомовому счетчику и предъявит к оплате жителям: извольте безоговорочно заплатить.
Мой дом – не моя крепость
И лучше заплатить, а уж потом при желании жаловаться.
Дело в том, что новые правила ужесточают порядок отключения должников от коммунальных благ цивилизации. Исполнителю предписано «ограничивать или приостанавливать» предоставление коммунальных услуг в случае, если задолженность по оплате одной из них превышает размер трехмесячного платежа (исходя из норматива потребления). Раньше было шесть месяцев.
При этом сначала неплательщику направят письменное предупреждение. На размышление отведено 30 суток. А дальше – отключение.
Причем формулировка жесткая: в случае задолженности по оплате исполнитель «обязан (не вправе, а обязан!) опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами и внутри помещения должника, и связанное с предоставлением коммунальных услуг». Платить граждане, видимо, начнут более исправно.
Вводится и поблажка. Если начисленный размер платы за какую-то услугу превысит более чем на 25% размер платы, начисленный за аналогичный период прошлого года, то потребитель получает право на рассрочку платежа (конечно, с процентами).
В этой новации, помимо прочего, любопытно вот что: пока президент страны и ее премьер рассуждают о снижении инфляции до 6–7% в год (а в обозримой перспективе и до 4–5%), Минрегион предусмотрительно готовится к 25-процентному повышению цен в сфере ЖКХ. Это опять же к теме роста платежей.
Непобедимый посредник
Новые правила откровенно навязывают предоставление коммунальных услуг через посредника. В зависимости от действующего способа управления домом этим посредником выступает либо управляющая компания, либо ТСЖ или ЖСК. Граждане практически лишены возможности строить свои отношения с ресурсоснабжающими организациями напрямую. Сделать это можно лишь теоретически в случаях, если в доме осуществляется самоуправление или принято соответствующее решение общего собрания.
Известно, что самоуправление у нас существует лишь на бумаге, в реальности его практически нет. Что же касается собрания, то попробуйте его организовать! Да еще добиться принятия необходимого вам решения. Уж если на то пошло, почему бы не поступить наоборот: в правилах записать как основную форму – расчеты напрямую, а через управляющую компанию – только по решению общего собрания жителей, да еще в очной форме.
Даже если граждане добьются права рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией напрямую, их платежи будут рассматриваться как выполнение обязательств перед посредником. То есть посредник опять остается – вы только деньги вносить будете в другую кассу.
Объясню, почему обращаю на это внимание. Во-первых, мне в принципе не нравится иметь дело с посредниками. Они неизбежно приводят к удорожанию товаров и услуг, как правило, необоснованному. Во-вторых, посредник усложняет общение потребителя с производителем.
Пример. Житель хочет отключить у себя радиоточку или антенну. Пишет заявление в соответствующую контору, к нему приходит мастер и обрезает провода. Но сообщить об этом в управляющую компанию контора не торопится. А зачем, ведь денежки ей текут. Соответственно управляющая компания продолжает транслировать эти платежи жителю. И никаких претензий к ней не предъявишь: она же не знает, что провода обрезаны.
Тогда возмущенный житель перестает платить за радиоточку явочным порядком, уменьшая ежемесячный платеж по квитанции на соответствующую сумму. Но он лишен возможности указать конкретно, за что он не платит. А УК в соответствии с новыми правилами расписывает недоплату пропорционально по всем видам услуг. И как только долг превысит три месячных норматива, к жителю придут опечатывать санитарно-техническое оборудование и т. д.
При этом отношения у него не урегулированы с одной организацией, а воду отключать придет другая – посредническая.
И еще наблюдение. Редкая квитанция из ГУ ИС не содержит какого-нибудь перерасчета (чаще – в сторону повышения платежа). А вот за электричество люди платят напрямую энергетикам по счетчику, и опять же, как правило, никаких перерасчетов. Так что не обижайтесь, господа посредники.
…У жителей есть время морально подготовиться к новому порядку. В лучшем случае он начнет действовать с ноября 2011-го, а скорее – еще позже. Минрегиону отведено три месяца на разработку новых правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, после чего регионам в течение двух месяцев рекомендовано эти самые нормативы утвердить. Но у нас редко что делается вовремя. Тем не менее надо готовить кошельки к новым платежам.
P.S. Редакция «КР» обратилась в Минрегионразвития с просьбой дать разъяснения по ряду вопросов к новым правилам. В пресс-службе министерства обещали помочь. Со своей стороны постараемся не задерживать публикацию ответов.