Инвалиды не приняли поликлинику в Печатниках
Общественная инспекция по делам инвалидов проверила готовящуюся к сдаче городскую поликлинику № 109, которая возводится для жителей района Печатники. Как оказалось, строителям придется еще хорошо потрудиться, чтобы устранить все выявленные недоделки.
Эксперимент в действии
Эта общественная инспекция была создана по поручению мэра Москвы Сергея Собянина в конце прошлого года на базе благотворительного фонда социальной поддержки граждан «Соинтеграция». По словам председателя фонда Ольги Михайловой, общественные инспекторы участвуют в экспертизе проектных решений по созданию элементов безбарьерной среды, обследуют объекты строительства (реконструкции, капитального ремонта) на разных стадиях работ, ведут мониторинг степени доступности объектов различной отраслевой принадлежности. Они провели уже 176 таких проверок.
Прежде чем организовать инспекцию, был изучен опыт семи стран, в том числе Германии, Австралии и США, где давно и плодотворно сотрудничают с проектировщиками и строителями инвалиды-общественники. За основу была взята модель Берлинского общества инвалидов, которую адаптировали к московской действительности.
– Разработана вся документация, сотрудники инспекции прошли обучение и постоянно пополняют знания на специальных тренингах и установочных семинарах, где ведущие специалисты различных вузов и проектных мастерских читают лекции по разумному приспособлению городской среды для маломобильных граждан, – говорит Ольга Михайлова.
Эксперимент рассчитан на три года. Сегодня в состав общественной инспекции входят 17 человек. Это социальные работники, архитекторы, дизайнеры и сами инвалиды – по зрению, слуху, колясочники. Возможно, такого количества инспекторов и недостаточно на всю Москву. Но в будущем, как надеются организаторы эксперимента, подобные инспекции появятся в каждом округе. А пока идет наработка опыта.
На объект – в такси. Социальном
В этот раз представителям общественной инспекции предстояло осмотреть новую поликлинику в Юго-Восточном округе – на улице Гурьянова, 4, корп. 3. Перед поездкой знакомимся с заместителем председателя Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов Надеждой Лобановой. Она оказалась оптимистичным и жизнерадостным человеком, несмотря на свой недуг. Инвалид-колясочник без специально приспособленного транспорта передвигаться не может. Поэтому служба «Социальное такси» предоставила нам микроавтобус, водитель которого за пару минут с помощью подъемника «погрузил» общественницу.
Надежда Валентиновна, знающая обо всех проблемах инвалидов, с охотой согласилась стать общественным инспектором. У нее уже есть опыт приемки строительных объектов. Причем по некоторым из них работа шла еще на стадии согласования проекта. Помнит, как долго они не соглашались с проектом реконструкции Парка культуры и отдыха имени Горького.
– Да, все въезды и выезды в известнейший парк приспособлены для нужд колясочников. Судя по проекту, оборудованы и прогулочные дорожки, но попасть в театр, расположенный в парковой зоне, инвалид не может. А это неправильно! Если уж человек пришел в парк, то его территория должна быть доступной по всем параметрам, – считает Лобанова.
Или другой пример. Не так давно общественная инспекция давала заключение по проектам модульных храмов, которые намечены к возведению по всей столице. Здесь вроде бы все в порядке: и подъезды удобные для инвалидов, и пандусы есть. Службу в храме послушать можно, но и только. По проекту на втором этаже должны размещаться воскресная школа и библиотека, однако не предусмотрен электрический подъемник. Поэтому пришли к единому мнению: нужно перенести их на первый этаж.
На памяти женщины и инспектирование междворовых территорий, благоустроенных в центре города. Признается, что именно тогда поняла – в Москве жизнь инвалидов налаживается. Первопрестольная в последние годы очень изменилась, появилось много пандусов, сходов, подъемников, лифтов, практически еженедельно сдаются новые дорожные объекты, которые упрощают передвижение колясочников.
Спуск для экстремалов
За разговорами и не заметили, как подъехали к семиэтажному зданию лечебного учреждения. Пока объект обнесен строительным забором, но на парковке сразу находим разметку для автотранспорта инвалидов. В поликлинике – два входа, один из них ведет в травмпункт, куда Надежда Лобанова без проблем поднимается по пандусу. Зато на главном входе ее ждет разочарование: с виду пандус в поликлинику сделан добротно. Вот только угол наклона неправильно рассчитан: чтобы спуститься, нужно проявить недюжинную физическую силу.
После экстремального спуска колясочницы социальные работники принимаются обследовать каждый изгиб входа. В их арсенале – рулетки, угломеры, секундомеры, другие приборы. Стоит отметить, что в общественную инспекцию по делам инвалидов входят и представители Департамента социальной защиты населения города Москвы. В таких приемках они участвуют с 2007 года, обследовали почти три тысячи объектов. Теперь у них появились добровольные помощники.
Работать стало гораздо проще, – делится главный специалист Управления Департамента социальной защиты населения в Юго-Восточном округе Руслан Гужва. – Конечно, у нас есть все нормативы, мы можем измерить въезды и выезды, проем дверей, но непосредственное участие, к примеру, колясочников, наглядно показывает, где были допущены промахи. После того как отменили лицензирование в строительной отрасли, допускаются ошибки в создании безбарьерной среды еще на стадии проектирования. Порой строители лишь слышат о том, как должно быть и изобретают велосипед. Хотя существуют определенные нормы и правила. Чтобы их соблюдать, следует учиться, а застройщики не всегда хотят этого.
Неудобные сантиметры
Само здание городской поликлиники № 109 – красивое и современное. Под стать ему оборудование, которым оснащено учреждение. Здесь есть и водолечебница, и кабинеты физиотерапии, и многое другое. Медицинское заведение рассчитано на 750 посещений в смену. Его открытия с нетерпением ждут в разросшихся Печатниках, где проживают свыше 80 тысяч человек. Это будет вторая в районе взрослая поликлиника, которая разгрузит очереди к врачам.
Но к созданию безбарьерной среды строители подошли формально. Сами признались, что разметку первых и последних ступеней для слабовидящих на входе сделали «на глазок» – как у соседа.
– Пандус для колясочников есть. Что же вам еще надо?! – удивленный возглас одного из представителей застройщика поверг общественных инспекторов в шок.
– Как что? Нужны удобства! Причем для всех! – не выдержала Надежда Валентиновна. Она обследовала путь движения на первом этаже и сразу заметила явные просчеты. Например, высота стойки регистрации не соответствует норме: для колясочников должно быть хотя бы одно «окошечко» – 90 см, а тут всюду целый метр. Про поручни для удобства передвижения не только инвалидов, но и пожилых людей строители вообще забыли. С нарушениями оборудован специализированный туалет. К тому же в многоэтажном здании такой санузел – один (как объяснили строители, это соответствует старым нормам). Пришлось даже отложить осмотр верхних этажей, поскольку… лифты не работали.
– Как показала проверка, мелких нарушений допущено много, – прокомментировала главный специалист Департамента социальной защиты населения города Юлия Ерофеева. – Все они будут внесены в акт обследования объекта общественной инспекцией и переданы в Мосстройнадзор. Поликлинику не откроют, пока все недоделки не устранят.
С этим мнением согласен и главный врач поликлиники № 109 Олег Филиппов, который считает, что району Печатники нужно комфортное во всех отношениях лечебное учреждение.
Нет сомнений, что так и будет. По словам инспекторов, в целом адаптация городской среды к нуждам маломобильных граждан идет неплохо. Положительное заключение общественной инспекции получили 90% проверенных объектов нового строительства. Все приспособленные здания вносятся в реестр объектов городской инфраструктуры. Точно так же эти сведения попадают в карту доступности для инвалидов, которую можно найти в Интернете.
На заметку
- Люди с ограниченными возможностями здоровья составляют почти десятую часть населения Москвы – около 1,2 млн человек.
- В 2011 году в столице продолжатся работы по созданию безбарьерной среды. Намечено приспособить для маломобильных граждан 17 пешеходных мостов, тоннелей и путепроводов, провести комплексную адаптацию дворовых территорий.
- Планируется формирование новой системы транспортного обслуживания инвалидов. К 2013 году весь парк автобусов намечено перевести на низкопольный. Новым направлением в этой работе будет поэтапное приспособление Московского метрополитена для инвалидов всех категорий.