Программа пошаговой доступности
Еще во времена СССР, как журналисту-международнику, мне повезло побывать в Нью-Йорке. Первое, что поразило, – как много вокруг инвалидов-колясочников. Удивительно, они катили в толпе сами по себе, без сопровождающих, бодрые, как все американцы, никакого уныния на лицах. Так непохоже было все это на родную Москву.
И до сих пор не похоже. А между тем, по данным заметителя мэра по социальной политике Людмилы Швецовой, в нашем городе проживает около 7,3 тыс. инвалидов-колясочников. Где же они? Почему прячутся?
Начав с нуля
Причина хорошо известна – город наш пока не приспособлен для инвалидов. И не только для колясочников, но и для слепых, глухих. Как сообщает Людмила Швецова, в Москве более 10 тыс. слепых и слабовидящих и около 5,5 тыс. глухих людей. А в целом в столице проживают около 1,2 млн инвалидов, причем 229 тыс. из них люди трудоспособного возраста, 25,6 тыс. – дети-инвалиды. Около 60 тыс. инвалидов не выходят из дома по разным причинам.
«До 2000 года мы вообще не видели, что в нашей стране живут инвалиды. Они либо находились в своих квартирах, либо были в государственных учреждениях, – говорит Людмила Ивановна. – Тема инвалидов общество не волновала. Она волновала только людей, которые находились рядом с ними».
По ее словам, принятие в Москве закона о приспособлении городской среды для людей с ограниченными возможностями (первого в России) было «первым шагом». «Мы начинали работу почти с нуля, с нулевой материальной базой и с нулевым пониманием, что дизайн должен быть для всех, – продолжает она. – Студентов строительных вузов не учили проектировать здания и для инвалидов, чтобы они чувствовали себя уверенно».
Порой приходилось действовать методом проб и ошибок. Например, начали сравнивать тротуары и делать металлические съезды для колясок. Потом поняли, что зимой, когда начнется гололед, из-за таких съездов инвалидов может стать больше. «Здесь, что называется, «кризис в умах», – сказала тогда Людмила Швецова. – Есть типовые проекты, есть технологии, по которым это нужно делать. Есть люди, которых сейчас обучают или уже обучили. И есть халтура, которая порой свойственна исполнителям. Есть ошибки в некоторых технологических или конструкционных решениях».
Все эти недостатки собирались, анализировались. Когда спроектировали наземные и подземные модули для всех категорий инвалидов – для колясочников и опорников, для слепых и для глухих – пригласили инвалидов опробовать, оценить. Они оценили, сказали, что все приемлемо, нормально.
В Год равных возможностей ставили подъемные платформы, в том числе и в жилом секторе. «Там, где не получалось поставить платформы, создавали парки ступенькоходов с диспетчерскими, чтобы, если инвалид, скажем, едет в музей или в дом, где еще нет подъемников, он мог заказать в специальном бюро ступенькоход, который привезут, он поднимется, и снова привезут тогда, когда надо будет спуститься, – рассказывает Людмила Швецова. – Во многих школах появились ступенькоходы».
Но возникала масса вопросов, продолжает Людмила Ивановна: «Например, строители говорят: мы построили, а эксплуатационники не понимают, зачем запускать эти подъемники, если в доме нет ни одного инвалида-колясочника. А если инвалид-колясочник приедет в гости? В некоторых домах инвалиду-колясочнику можно подняться на этом подъемнике, а вот маме с коляской с детьми уже подняться нельзя. Это уже тугодумность мышления тех людей, которые занимаются проблемой. Подъемники должны быть во всем жилом секторе, для того чтобы ими могли пользоваться и кто живет, и кто приезжает в гости. Точно так же и в других учреждениях, в школах. Если, например, учительница будет временно нетрудоспособна? Она сможет приезжать на коляске и преподавать».
«На сегодня, – по словам заместителя мэра, – создана нормативно-материальная база, которая позволяет проверять дома на всех уровнях – от проектирования до приемки к эксплуатации. На акте сдачи-приемки любого здания должна стоять подпись Департамента социальной защиты, в который входят представители организации защиты инвалидов».
Всем департаментам
Еще в 2009-м, тогда первый заместитель мэра в столичном правительстве, Людмила Швецова, затрагивая тему приспособления городской инфраструктуры для инвалидов, сказала: «По нашим подсчетам, для этого нужно выделить 122 млрд рублей. Понятно, что таких денег мы выделить в ближайшее время не можем. Но за 10–12 лет к идеальному выполнению этой задачи сможем прийти».
Весной уже года нынешнего она срок этот подкорректировала: теперь по ее расчетам, «чтобы полностью приспособить Москву для людей с ограниченными возможностями здоровья потребуется около 7–10 лет». Получается, все идет по плану: постепенно город подлаживается под инвалидов-невидимок с тем, чтобы они, наконец, без страха вышли на столичные улицы.
Особенно много было сделано в Год равных возможностей (2009). Средства программы (только из бюджета города было выделено 9 млрд рублей) в основном были направлены на создание комфортной среды жизнедеятельности инвалидов и на их реабилитацию. В частности, планировалось приспособить для маломобильных групп жителей 5,5 тыс. городских объектов, в итоге оборудовано на тысячу больше.
В домах появилось 486 стационарных подъемных платформ для инвалидов. Обустраивались и дворовые территории: бордюры понизили на 16,3 тыс. сходов, построили 392 пандуса. Оборудовано свыше 7,2 тыс. сходов-съездов наземных переходов с тротуара на проезжую часть. Парк низкопольного общественного транспорта пополнился почти на 300 машин, в городе стало свыше 1,5 тыс. автобусов и 350 троллейбусов, удобных для лиц с ограниченными физическими возможностями. В шести округах (например, на востоке, севере, юге столицы) создано 22 специальных маршрута, благодаря которым маломобильные жители могут без пересадок добраться до социально значимых объектов.
Сегодня разработана «Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020», включающая в себя и промежуточные этапы-трехлетки: принята программа по социальной интеграции инвалидов на 2011–2013. В городе уже реализуется Комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» (утверждена постановлением правительства столицы от 14 февраля 2011 № 28-ПП), контроль за выполнением которой возложен на Людмилу Швецову.
Судя по программе, за этот год город должен стать для инвалидов значительно доступнее. Например, Департамент строительства должен «обеспечивать ввод специализированных квартир при новом строительстве (с обязательным размещением в районах с развитой социальной инфраструктурой) для удовлетворения потребности нуждающихся семей, имеющих в своем составе инвалидов-колясочников».
Предусматривается размещение специализированных квартир для инвалидов на первых этажах жилых домов, строящихся для переселения жителей из 5-этажного жилищного фонда в районах реконструкции.
Департаменту природопользования и охраны окружающей среды поручено в приоритетном порядке «осуществлять приспособление для инвалидов и других маломобильных групп населения территорий парков и природоохранных зон города Москвы».
Департамент торговли и услуг должен «организовать работу по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения общественных туалетов, расположенных на объектах торговли и услуг».
Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры в первом полугодии 2011-го предстоит «провести обследование станций метрополитена на предмет их доступности для маломобильных категорий граждан и принять меры по их приспособлению».
Департамент образования совместно с Департаментом средств массовой информации и рекламы должен «обеспечить информирование населения о дистанционном обучении детей-инвалидов, находящихся на надомной форме обучения».
Желающие работать
Не случайно главное внимание в программе на нынешний год уделено созданию «необходимых условий для приема на работу инвалидов, в том числе в подведомственные учреждения и предприятия». Предусмотрено размещать на официальных сайтах информацию о наличии вакансий для их трудоустройства.
По словам Людмилы Швецовой, в 2011-м в Москве планируется создать восемь тыс. новых рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. В столице их 250 тыс. (трудоспособного возраста). При этом работать хотят 100 тыс., а работают только 55 тыс.
Департаменту труда и занятости поручено обеспечить занятость 30 тыс. инвалидов на квотируемых рабочих местах. На базе Московской академии предпринимательства намечено создание учебно-методического центра для их обучения по профессиям сферы торговли и услуг.
Москомархитектурой в первом полугодии должны быть разработаны типовые модели торговых павильонов, адаптированных для работы в них инвалидов. Департаменту поддержки и развития малого и среднего предпринимательства предложено предусмотреть выделение субсидий на создание дополнительных рабочих мест для инвалидов на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Кроме того, столичные предприятия проверят на предмет соблюдения городского законодательства о квотах на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья, сообщила Л. Швецова. «В соответствии с законом Москвы «О квотировании рабочих мест» работодатели города со среднесписочной численностью свыше 100 человек берут на себя обязательства трудоустраивать инвалидов и молодежь в пределах установленных квот, а также регулярно предоставлять сведения о проделанной работе», – напомнила она на заседании городской комиссии по квотированию рабочих мест в Москве, главой которой является.
По ее сообщению, Департаментом труда и занятости населения составлен график плановых проверок, который включен прокуратурой Москвы в сводный план проверок.
В целом же, по словам Л. Швецовой, в рамках программы социальной поддержки жителей Москвы на 2012–2016 годы запланировано создание в общей сложности ста тысяч (с учетом уже имеющихся) рабочих мест для людей с инвалидностью. Таким образом, резюмировала заместитель мэра, все жители столицы с ограниченными возможностями «из числа инвалидов, желающих работать, будут иметь работу».