«Дорога Славы» идет через Беларусь
Как уже сообщалось, в честь 66-й годовщины Победы по маршруту Москва – Вязьма – Смоленск – Орша – Брест – Минск – Москва отправился поезд памяти «Дорога Славы». Среди его пассажиров был и ветеран войны Петр Никитич Кузьменко.
Как уже сообщалось, в честь 66-й годовщины Победы по маршруту Москва – Вязьма – Смоленск – Орша – Брест – Минск – Москва отправился поезд памяти «Дорога Славы». Среди его пассажиров был и ветеран войны Петр Никитич Кузьменко.
Весной юбилейного 2010 года в нашей газете печатались фронтовые воспоминания капитана Кузьменко. Сражался он и за белорусскую землю. Поэтому всегда здесь желанный гость, это не первая его поездка по местам боев.
– И в этом году мне не пришлось скучать, – рассказывает Петр Никитич. – Меня активно приглашали в образовательные учреждения на Уроки мужества еще накануне майских торжеств. А самым запоминающимся событием стал поезд памяти, на котором я проехал вместе с делегацией ветеранов и молодежи Москвы.
Пассажирами этого железнодорожного состава стали фронтовики – те, кто первые дни войны встретил на западных рубежах Советского Союза, кто в 1944-м участвовал в белорусской наступательной операции «Багратион», а также сражался за Смоленск, Вязьму.
В такой же поездке Петр Кузьменко участвовал и в прошлом году. По его словам, тогда в поезде было около 100 ветеранов, сейчас – 35. Так что приходилось выступать и за выбывших боевых товарищей. Ветераны, участники тех сражений, делились своими воспоминаниями с молодыми жителями городов, через которые проходил маршрут.
– Я принял участие в боях под Оршей, – говорит фронтовик. – В операции «Багратион» 11-я гвардейская армия, куда входила наша 31-я дивизия, получила задание прорвать оборону в районе шоссе Москва – Минск. Дивизия, которой командовал талантливый командир, тогда еще полковник Иван Щербина, была поставлена в самый заболоченный участок. Благодаря тому что наш командир имел топографическое образование, он смог провести и укрепить дивизию по этой болотистой местности и дать должный отпор врагу. В то время когда остальные дивизии топтались на месте, мы продвинулись за несколько часов на восемь-десять километров. Потом по проложенному нами пути смогли пройти и остальные части армии. Дивизия перерезала шоссе Витебск – Орша, чем лишила противника маневренности. Это был весомый вклад в успешный исход операции в целом. Витебск был взят советскими войсками. А нашей дивизии присвоили почетное название Витебской.
Для Петра Никитича воспоминания о военной поре свежи до сих пор. Много лет уже в мирное время он посвятил написанию документальных очерков о 31-й гвардейской стрелковой Витебской дивизии, где служил адъютантом командира.
В поездке на поезде памяти «Дорога Славы» ветерана приятно удивил нынешний Минск – своей чистотой, радушием живущих в нем людей. Брестская крепость покорила трагичной молчаливостью. Еще запомнился концерт в Орше, где перед московской делегацией выступали профессиональные и самодеятельные коллективы. В этом году, в отличие от прошлого, порадовала пассажиров необычного поезда и погода: было тепло и солнечно. Точно так же, как на сердце фронтовиков от осознания того, что нынешнее молодое поколение чтит память героев Великой Отечественной.