Выпавшие из гнезда обмануты по собственному желанию
Когда на детдомовцев давила квартирная мафия, их от нее оградили. Но разве возможно защитить детей от самих себя?
Выделяя выпускникам детских домов жилье, правительство и не предполагало, что над головами подростков уже кружат, как вороны, ненасытные дельцы. Выйдя из детского дома, его воспитанник тут же становится живой мишенью для мелких аферистов и для «крупняков» из квартирной мафии.Всего несколько лет назад средства массовой информации буквально надрывались от страшных сообщений, суть которых можно свести к одной фразе: «Детдомовец заплатил жизнью за квартиру». Посулив большие деньги или угрожая, вчерашних детдомовцев уговаривали продать жилье, которое им было выделено городом. В «лучшем» случае сироты теряли крышу над головой, в худшем – подвергались жестоким расправам.
В 1999 году было принято постановление правительства Москвы «О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов и школ-интернатов». Теперь воспитанники детдомов, достигшие восемнадцатилетнего возраста и начинающие самостоятельную жизнь, стали получать квартиры по договору безвозмездного пользования сроком на пять лет. Это означало, что они не могут продать либо подарить свое жилье вплоть до того дня, когда им исполнится 23 года. Следовательно, их квартиры перестают быть легкой добычей предприимчивых аферистов. Ведь за пять лет юный человек становится более рассудительным, успевает устроиться в новой для него жизни и ее проблемы уже способен решать, не расставаясь с собственным жильем. О том свидетельствуют и данные Моссоцгарантии, которой поручено выполнение правительственного постановления: с 2000 года, когда оно начало действовать, ни один детдомовец не лишился своего жилья.
Но, к сожалению, было бы наивно предполагать, что все выпускники детских домов способны «набраться ума» и повзрослеть за пять лет. По словам председателя патронажной Комиссии комитета социальной защиты населения Москвы Нины Новиковой, ситуация усугубляется еще и тем, что сироты нередко сами становятся нарушителями закона. Такое бывает, когда они «таборами» поселяются в одной квартире, а освободившееся жилье сдают внаем. «Работники патронажной комиссии часто неожиданно наведываются к ним «в гости», – рассказывает Новикова. – Естественно, чаще всего нас даже на порог не пускают – ни наши подопечные, ни их квартиросъемщики. Тогда приходится обращаться в милицию».
Корреспондент «КР» решила вместе с патронажной комиссией посетить несколько «засветившихся» адресов в Южном Бутове: поступил сигнал, что в одиннадцати квартирах, принадлежащих бывшим детдомовцам, живут неизвестные люди, которые еще и нарушают покой соседей.
…И вот мы остановились перед дверью одного такого обиталища. Андрей Долгов, инспектор комиссии, жмет на звонок. За дверью – шуршание: похоже, кто-то смотрит на нас в глазок. Не дождавшись отклика из-за двери, инспектор все же громко представляется. Никакой реакции.
– За дверью кто-то стоит, но открывать нам не собирается, – уверен инспектор. И ссылается на свой опыт: уговаривать бесполезно…
Такая встреча ждала нас и по другим адресам. Только после того, как в одной из квартир раздался не вежливый звонок инспектора, а грозный стук сотрудников милиции, дверь приоткрылась. Жильцы оказались не вполне вменяемыми – не то в состоянии подпития, не то «надышавшиеся». Некоторых из них пришлось срочно госпитализировать с подозрением на токсическое отравление.
…Кто же поможет бывшим детдомовцам осознать, что безвозмездно полученные ими квартиры – это их достояние на всю жизнь, и распоряжаться им следует по-взрослому, без детского легкомыслия?