«Одно окно» с видом на новоселье
В целях повышения эффективности оказания услуг в жилищной сфере правительство столицы постановлением № 115-ПП от 7.04.2011 утвердило регламент рассмотрения в режиме «одного окна» заявлений граждан о признании их малоимущими, имея в виду решение жилищных проблем, а также о признании нуждающимися в жилых помещениях или в содействии города в приобретении жилья. Подписывать правовые акты, предусмотренные регламентом, уполномочен Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Приложение 1 к постановлению правительства Москвы от 7.04.2011 № 115-ПП
Регламент рассмотрения в режиме «одного окна» заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок приема по принципу «одного окна» заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и выдачи заявителю запрашиваемого документа службой «одного окна» управы района, управлениями Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административных округах города Москвы, многофункциональными центрами (далее – службы «одного окна»). Заявление может быть подано по выбору заявителя в любую из служб «одного окна».
1.2. Подготовка и выдача заявителям запрашиваемого документа осуществляются на основании положений:
– Жилищного кодекса Российской Федерации;
– Налогового кодекса Российской Федерации;
– Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
– Закона города Москвы от 27 января 2010 г. № 2 «Основы жилищной политики города Москвы»;
– Закона города Москвы от 25 января 2006 г. № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»;
– Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»;
– постановления правительства Москвы от 22 февраля 2011 г. № 44-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы»;
– постановления правительства Москвы от 31 октября 2006 г. № 856-ПП «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы по оформлению и выдаче документов заявителям»;
– постановления правительства Москвы от 24 июня 2008 г. № 554-ПП «О Городской целевой программе по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна» на территории города Москвы на 2009-2011 гг.»;
– постановления правительства Москвы от 8 июня 2010 г. № 472-ПП «О выполнении поручений правительства Москвы по вопросу оптимизации системы предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» и сокращения сроков подготовки документов»;
– постановления правительства Москвы от 19 октября 2010 г. № 945-ПП «О Городской целевой программе по административной реформе в городе Москве на 2011–2013 гг.».
1.3. Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в соответствующем административном округе (далее – Управление Департамента) – структурное подразделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, осуществляющее прием, подготовку, согласование, оформление и выдачу запрашиваемых документов.
1.4. Заявитель – гражданин Российской Федерации, проживающий в городе Москве по месту жительства (его представитель), который обратился в службу «одного окна».
1.5. Решения о признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), а также о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ либо решение об отказе в признании таковыми оформляются распоряжениями Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и выдаются гражданам службой «одного окна», в которую обращался заявитель, на безвозмездной основе.
1.6. Общий срок принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы решений, указанных в пункте 1.5 настоящего Регламента, и выдачи службой «одного окна», в которую обращался заявитель, соответствующих документов согласно Единому реестру документов, выдаваемых заявителям органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы, утвержденному постановлением правительства Москвы от 8 июня 2010 г. № 472-ПП, составляет не более 30 рабочих дней со дня, следующего за днем приема соответствующих заявлений с полным комплектом документов.
Основой режима работы служб «одного окна» по приему заявлений является стандартный восьмичасовой рабочий день с 9.00 до 18.00 с понедельника по четверг и с 9.00 до 16.45 в пятницу с перерывом на обед с 13.00 до 13.45.
1.7. Процедура подготовки соответствующих документов не требует согласования с другими организациями.
1.8. В случае если в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, необходимо признание граждан малоимущими без одновременной постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то гражданин подает заявление по форме, рекомендованной приложением 3 (не приводится) к настоящему Регламенту.
2. Порядок работы служб «одного окна» при приеме заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ
2.1. Заявители вправе обратиться в службу «одного окна» по месту жительства с заявлением о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), согласно приложению 1 (не приводится) к настоящему Регламенту.
С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих следующие сведения:
– о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи;
– о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении (при наличии соответствующих отношений);
– о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (при наличии);
– об имеющемся у заявителей подтвержденном документально в установленном порядке внеочередном праве на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (при наличии);
– свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме «одного окна» или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т. п.): единый жилищный документ (при его отсутствии – копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги);
– подтверждающие виды и размер доходов за последние два года, а также сведения об имеющемся имуществе:
1) справка о доходах по месту работы, выданная работодателем по форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611@ (его правопреемником, вышестоящим органом, архивными организациями либо налоговым органом – по произвольной форме, содержащей сведения о доходах, основание выдачи, подписи руководителя и главного бухгалтера), а также трудовая книжка;
2) справка с места службы о размере денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц;
3) справка о размере единовременного пособия при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел, из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, а также других органов правоохранительной службы;
4) справка о размере пенсии, выданная территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственными пенсионными фондами, органами социальной защиты населения, пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации;
5) справка о размере ежемесячного пожизненного содержания судей, выданная судом;
6) справка о размере стипендии или компенсационной выплаты в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям, выданная соответствующим образовательным учреждением;
7) справка о размере ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период проживания в местностях, где они не могут трудоустроиться по специальности, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, выданная по месту службы военнослужащего;
8) справка о размере ежемесячной компенсационной выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, выданная органами внутренних дел, органами, учреждениями уголовно-исполнительной системы;
9) справка о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданная отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации;
10) гражданско-правовой договор и справка работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по указанному договору;
11) справка о суммах авторского вознаграждения;
12) справка о суммах, получаемых авторами служебных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, или лицензионный договор;
13) справки из налоговых органов о декларируемых доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, либо справки Пенсионного фонда Российской Федерации о доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения или единый налог на вмененный доход;
14) справка о доходах по акциям и иным ценным бумагам, других доходах от участия в управлении собственностью организации, выданная организацией, производившей выплаты;
15) справки из налоговых органов о доходах, полученных от сдачи в аренду или иного использования имущества, и договор купли-продажи, аренды (найма) недвижимого имущества, транспортных средств, средств переработки и хранения продуктов;
16) справка о размере процентов по банковским вкладам, выданная банком или другой кредитной организацией;
17) справка с места работы лица, обязанного к уплате алиментов, о размере взыскиваемых алиментов либо соглашение об уплате алиментов или решение суда об установлении размера алиментов;
18) свидетельство о праве на наследство, справка о размере вклада из банка или другой кредитной организации, договор дарения;
19) документ о праве собственности на объект недвижимости, включая земельный участок;
20) документ о праве собственности на транспортное средство;
21) документ, подтверждающий наличие паенакоплений в жилищно-строительном, гаражно-строительном, дачно-строительном и другом кооперативе;
22) справка Бюро технической инвентаризации о стоимости дачи, гаража, иного строения, помещения и сооружения;
23) справка о кадастровой (нормативной) цене земельного участка, выданная Департаментом земельных ресурсов города Москвы или территориальным отделом Управления Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации;
24) справка, выданная кооперативом, содержащая сведения о стоимости паенакоплений;
25) отчет независимого оценщика, содержащий сведения о стоимости имущества заявителя;
– полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке) в случае, если заявление подает доверенное лицо;
– о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае, если заявление подает доверенное лицо).
Документы, подтверждающие виды и размер доходов за последние два года, а также сведения об имеющемся имуществе, предусмотренные дефисом шестым пункта 2.1 настоящего Регламента, не представляются заявителями, в отношении которых в установленном порядке принято решение о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а также отдельными категориями граждан, установленными федеральным законодательством. Такие заявители подают заявления, предусмотренные настоящим Регламентом, с учетом установленного требования.
2.2. Граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве, вправе обратиться в службу «одного окна» по месту жительства с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (приложение 2 к настоящему Регламенту – не приводится).
С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих следующие сведения:
– о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи;
– о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении (при наличии соответствующих отношений);
– о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (в случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет);
– свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме «одного окна» или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации: единый жилищный документ (при его отсутствии – копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги);
– полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке) в случае, если заявление подает доверенное лицо;
– о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае, если заявление подает доверенное лицо).
2.3. При приеме документов государственные гражданские служащие работники службы «одного окна» обязаны:
2.3.1. Проверить правильность оформления заявления, комплектность представляемых заявителем документов, в том числе соответствие представленных копий документов их оригиналам. Незаверенные копии заверяются подписью ответственного сотрудника, осуществляющего прием документов, и штампом службы «одного окна».
2.3.2. Зарегистрировать заявление (пункты 2.1, 2.2 настоящего Регламента) в электронной базе документооборота службы «одного окна» с автоматическим формированием выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу «одного окна».
При отсутствии электронной базы документооборота, а также в случаях, когда используемая база не подключена к Системе координации и мониторинга работы органов исполнительной власти города Москвы в режиме «одного окна», зарегистрировать заявление в бумажном журнале в рукописной форме.
2.3.3. Поставить штамп службы «одного окна» установленного образца на оригинале заявления, передаваемого заявителями в службу «одного окна».
2.3.4. Выдать на руки заявителям после регистрации заявления экземпляр выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу «одного окна», заверенный подписью сотрудника службы «одного окна», или копию заявления (при ведении бумажного журнала в рукописной форме), заверенную подписью сотрудника службы «одного окна» и штампом службы «одного окна».
2.3.5. По требованию заявителей оказать необходимые консультационные услуги по разъяснению порядка приема и выдачи документов службой «одного окна».
2.3.6. По требованию заявителей ознакомить их с нормативными документами, регламентирующими работу службы в режиме «одного окна».
2.3.7. В течение одного дня передает заявление и представленный гражданином пакет документов на бумажных носителях в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в соответствующем округе города Москвы.
2.4. Заявителям может быть отказано в приеме заявления (пункты 2.1, 2.2 настоящего Регламента) на основании:
2.4.1. Заявитель не является гражданином Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное либо город Москва не является местом его жительства.
2.4.2. Обращения заявителей о выдаче документа, оформление которого не осуществляется данной службой «одного окна».
2.4.3. Наличия у заявителей неполного комплекта документов, определенного настоящим Регламентом.
2.4.4. Представления заявителями неправильно оформленных или утративших силу документов.
2.4.5. Отсутствия оформленной в установленном порядке доверенности в случае подачи заявления от имени третьих лиц.
2.5. Отказ в приеме документов осуществляется в устной форме с возвращением представленных документов. Отказ и его причины указываются в журнале регистраций и контроля за обращениями заявителей в службу «одного окна».
2.6. По требованию заявителей отказ в приеме документов оформляется в письменном виде.
3. Порядок работы Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при подготовке решения о признании граждан малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ
3.1. На основании полученного службой «одного окна» заявления гражданина Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее также – Департамент) в течение одного рабочего дня организует подготовку и направление запросов:
– в районные Единые информационно-расчетные центры на получение Единого жилищного документа и в иные организации с целью получения заключений и информации о жилищных условиях заявителей и проживании их в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
3.2. В течение 20 рабочих дней Департамент осуществляет правовую экспертизу комплекта документов и на основании имеющихся документов:
1) устанавливает 10-летнее проживание заявителей в городе Москве по месту жительства;
2) устанавливает наличие жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных в городе Москве и за пределами города Москвы, в отношении которых заявители обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности;
3) устанавливает наличие фактов совершения заявителями за пять лет, предшествующих дате подачи заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
4) устанавливает наличие разных семей в квартире и внеочередного права на получение жилых помещений по договору социального найма у заявителей в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) рассчитывает стоимость жилого помещения, которое необходимо приобрести заявителям для обеспечения по норме предоставления, и имущественную обеспеченность заявителей. Расчет осуществляется при наличии оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
3.3. В течение трех рабочих дней Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании полученных сведений и документов осуществляет подготовку, оформление и согласование соответствующего проекта распоряжения.
3.4. В течение двух рабочих дней Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы издает распоряжение:
3.4.1. О признании граждан малоимущими в целях, установленных частью 2 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации (приложение 4 к настоящему Регламенту – не приводится).
3.4.2. Об отказе в признании граждан малоимущими в целях, установленных частью 2 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации (приложение 5 к настоящему Регламенту – не приводится).
3.4.3. О признании граждан малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), и принятии на жилищный учет (приложение 6 к настоящему Регламенту – не приводится).
3.4.4. Об отказе в признании граждан малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) (приложение 7 к настоящему Регламенту – не приводится).
3.4.5. О признании граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (приложение 8 к настоящему Регламенту – не приводится).
3.4.6. Об отказе в признании граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (приложение 9 к настоящему Регламенту – не приводится).
3.5. Департамент на основании распоряжения в течение одного дня после его подписания обеспечивает в установленном порядке внесение в городскую автоматизированную систему жилищного учета сведений о гражданах, признанных согласно жилищному законодательству малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), а также о гражданах, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
3.6. Департамент за один день до истечения срока выдачи запрашиваемого документа оформляет заверенную копию распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и передает в службу «одного окна».
4. Порядок работы службы «одного окна» при выдаче заявителю решения о признании граждан малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ
4.1. Государственные гражданские служащие, работники службы «одного окна» в течение одного дня после получения распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и (или) заверенной копии распоряжения оповещают заявителей по телефону, указанному в заявлении, и по электронной почте (при наличии ее у заявителей), при отсутствии телефона и электронного адреса – по почте.
4.2. Выдача решения производится уполномоченному на то в заявлении гражданину при наличии документа, удостоверяющего личность, либо представителю заявителей – при наличии оформленной в установленном порядке доверенности на право получения извещения и документа, удостоверяющего личность представителя.
4.3. Причинами мотивированного отказа в выдаче запрашиваемого заявителями конечного документа могут служить:
4.3.1. Представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов, если указанные обстоятельства были установлены в процессе подготовки запрашиваемого документа.
4.3.2. Отсутствие права у заявителя на требуемый им документ.
4.3.3. Невозможность подготовки документа в силу обстоятельств, ранее не известных при приеме документов.
4.3.4. Требование заявителя выдать документ в срок меньший, чем установлено для данного вида документа в Едином реестре документов, выдаваемых заявителям органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы.
4.4. При выдаче запрашиваемого документа либо мотивированного отказа в его выдаче сотрудники службы «одного окна» обязаны:
4.4.1. Выдать запрашиваемый документ или мотивированный отказ в установленные сроки.
Заявитель либо уполномоченное на то в заявлении лицо подтверждает получение запрашиваемых документов личной подписью с расшифровкой в соответствующей графе второго экземпляра выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу «одного окна», который хранится вместе с заявлением в службе «одного окна», а при ведении бумажного журнала в рукописной форме – в соответствующей графе журнала.
4.4.2. Ввести информацию о выдаче запрашиваемого документа или мотивированного отказа заявителю либо уполномоченному на то в заявлении лицу в электронную базу документооборота службы «одного окна».
При отсутствии ведения электронной базы документооборота, а также если используемая электронная база документооборота не подключена к Системе координации и мониторинга работы органов исполнительной власти города Москвы в режиме «одного окна», информацию о выдаче документа заявителю либо уполномоченному на то в заявлении лицу внести в бумажный журнал в рукописной форме.
5. Дополнительные сведения
5.1. Заявитель вправе отозвать свое заявление в любой момент рассмотрения, согласования или подготовки решения Департамента.
При этом заявитель либо уполномоченное на то в заявлении лицо собственноручно делает соответствующую запись на бланке ранее поданного заявления либо подает заявление, написанное в произвольной форме, в Управление Департамента.
5.2. Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признании заявителей нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ по истечении года признается утратившим силу при условии, если на основании информации, представленной Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы, заявители не вступили ни в одну из действующих городских жилищных программ.
5.3. Решение об отказе в признании граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), а также в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ либо об отказе в признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, а также нуждающимися в содействии может быть обжаловано в судебном порядке.
5.4. Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы об отказе в признании граждан малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в том числе второй экземпляр соответствующего распоряжения Департамента, не полученный непосредственно заявителем либо его представителем по каким-либо причинам, подлежит хранению в Управлении Департамента в соответствующем административном округе города Москвы в течение 5 лет. По истечении 5 лет хранения документ подлежит уничтожению в установленном порядке.
5.5. В случае утери либо приведения в непригодность (порчи) гражданином своего экземпляра ранее полученного документа Департамента служба «одного окна» выдает копию документа (дубликат), заверенную уполномоченным лицом и печатью Департамента.
5.5.1. Оформление и выдача дубликата производится на основании заявления гражданина либо его представителя об утрате ранее выданного документа либо приведения его в непригодность при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, либо документов, удостоверяющих личность и полномочия его представителя.
5.5.2. Государственный гражданский служащий, работник Департамента, ответственный за подготовку и выдачу дубликата:
– проверяет документы, удостоверяющие личность заявителя либо его представителя;
– по электронной базе данных информационной системы «Жилище» устанавливает факт принятия ранее соответствующего решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и выдачи документа, подтверждающего принятие такого решения;
– в случае установления факта принятия соответствующего решения производит распечатку дубликата запрашиваемого документа и передает его на подпись уполномоченному лицу Управления Департамента;
– заверяет подпись уполномоченного лица Управления Департамента печатью Управления Департамента;
– в верхнем углу дубликата производит запись: «Дубликат. Выдан взамен ранее запрошенного документа». При этом указывается номер, дата ранее выданного документа, а также последующих дубликатов, если производилась их выдача;
– выдает дубликат под роспись заявителю либо его представителю с регистрацией в электронной базе документооборота либо журнале выдачи документов.
5.5.3. Отказ в выдаче дубликата осуществляется:
– при отсутствии в электронной базе данных сведений о ранее принятом решении по обращению заявителя;
– при непредставлении документов, удостоверяющих личность заявителя либо его представителя, а также документов, подтверждающих полномочия представителя.
При отказе в выдаче дубликата принятые документы возвращаются заявителю либо его представителю под роспись. По требованию заявителя либо его представителя отказ в выдаче дубликата может быть оформлен в письменном виде с указанием причины отказа, о чем заносится соответствующая запись в электронную базу документооборота.
Комментарий
Начальник Управления жилищной политики Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Евгений Евстигнеев:
– Согласно новому Регламенту признание граждан малоимущими и постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях будут происходить одновременно. Раньше существовал другой порядок: сначала гражданину, который претендовал на получение жилья по договору социального найма, требовалось обратиться в районное управление Департамента социальной защиты населения города Москвы. И только после того, как его признавали малоимущим, он приходил в окружное управление нашего департамента, чтобы встать на учет нуждающихся в жилье. Иными словами, гражданину приходилось дважды обращаться к органам государственной власти. Понятно, что этот порядок, а он существовал с июля 2006-го, был не очень удобен.
В мае нынешнего года столичный департамент соцзащиты заканчивает принимать заявления о признании граждан малоимущими. Отныне все эти заявления будут рассматривать сотрудники нашего департамента. Одновременно будет приниматься решение и о признании семьи малоимущей, и о постановке на учет. Гражданам достаточно сдать документы в службу «одного окна», а затем здесь же получить ответ. Больше не нужно ходить по разным инстанциям.
Хочу особо подчеркнуть: требования при определении малоимущности и постановке на учет не меняются.
Что меняется? Существенно сокращается время рассмотрения заявления. Раньше работники соцзащиты должны были принять решение и выдать справку о признании семьи малоимущей в течение 20 дней, на проверку жилищных условий сотрудникам нашего департамента отводилось еще 30 дней. В общей сложности, чтобы встать на учет, требовалось около двух месяцев. Теперь признание семьи малоимущей и постановка на учет займет всего месяц. Это один положительный момент.
Второй – увеличивается число «точек», где человек сможет сдать документы о признании его нуждающимся в жилых помещениях (чтобы получить квартиру бесплатно по договору социального найма) либо нуждающимся в содействии города Москвы (чтобы стать участником одной из возмездных программ).
Прежде заявления от москвичей принимали в режиме «одного окна» 125 пунктов в управах районов. Сейчас к ним добавляются управления нашего департамента в округах, а это еще десять адресов.
Также принимать заявления от граждан будут в жилищных отделах районов и центрах обслуживания населения (ЦОНах), сеть которых формируется в городе. Значительно больше стало пунктов, где гражданин может получить очень важную услугу – встать на жилищный учет. Безусловно, это удобно.
Серьезные перемены коснулись и оформления документов на предоставление жилья. Раньше, до вступления в действие нового Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, функции по принятию решений о предоставлении жилья гражданам, субсидий на строительство и приобретение жилья, по заключению договоров на куплю-продажу квартир с рассрочкой платежа находились не в сфере компетенции нашего департамента. Наши сотрудники участвовали в подготовке документов, однако решения принимали другие.
К примеру, решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении или нуждающимся в содействии города Москвы принимал глава управы. Он же вносил изменение в учетное дело, если это было необходимо. Решение о предоставлении жилья очереднику подписывал префект округа. В районах и округах работали жилищные комиссии. Однако Жилищным кодексом РФ жилищные комиссии не предусмотрены. Если семья по закону имеет право на предоставление жилого помещения, то она получит новую квартиру. Поэтому жилищные комиссии упразднены.
Теперь решения о признании гражданина нуждающимся в жилье, о предоставлении квартиры семье, субсидий на строительство или приобретение жилья будет приниматься распоряжением Департамента жилищной политики. Во всех случаях ответственность за конечный результат ложится на наш департамент.
Задачи перед ним стоят большие. Значительно увеличивается объем распорядительных документов. В нынешнем году почти 12 тысяч семей переедут в новые квартиры, около трех тысяч очередников получат субсидии на строительство или приобретение жилья, шесть тысяч семей предстоит переселить из пятиэтажек. Кроме того, будет вестись работа по составлению договоров, внесению изменений в учетные дела, закреплению за гражданами бывшего служебного жилья или освободившихся комнат в коммунальных квартирах и т. д. Ситуации, когда заселение квартир задерживается, потому что не подписаны документы, теперь быть не может.
Часто нам задают вопрос: работы станет больше, а штаты увеличиваются? Штаты не увеличиваются, будем обходиться имеющимися силами. Поможет справиться с увеличившимися объемами работ и вводимая сегодня система электронного документооборота. Все документы, распоряжения будут согласовываться с ее помощью.
К примеру, окружное управление департамента готовит в электронном виде проект распоряжения о предоставлении квартиры по договору социального найма. Затем документ в электронном виде поступает в наш центральный аппарат, который находится в Газетном переулке.
Мы постарались максимально сократить число согласующих инстанций, чтобы сэкономить время и трудозатраты. Документы на согласование будут поступать в правовое управление, управление реализации программ и управление экономики и финансов тоже в электронном виде. Подписывать решение о предоставлении семье жилого помещения будет руководство департамента. И на этом последнем этапе документ появится в бумажном виде.
Копию принятого решения с подписью и печатью (не выписку из решения, не извещение, а именно копию решения) будем направлять самому гражданину.