23:30:44
11 апреля 2021 г.

Почем эскорт для старика?

В соответствии с Распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы № 11-Р от 5 марта 2011 г. «Об утверждении тарифов на платные услуги» власти Москвы с 1 апреля ввели в программу социальной помощи горожанам систему платных услуг, которые предоставляются во всех 122 центрах социального обслуживания (ЦСО) Москвы пожилым горожанам и инвалидам, не имеющим право на бесплатное социальное обслуживание.

Кто право имеет

Что же касается всех тех, кто право на бесплатные услуги имеет, то и они могут воспользоваться платными – в качестве дополнения.

И все же вопросы есть, и они стали темой обсуждения экспертов на круглом столе в Москве, где побывал корреспондент «КР». В разговоре приняли участие заместитель руководителя столичного департамента социальной защиты населения Наталья Бухтоярова и заместитель декана Российского государственного социального университета (РГСУ), профессор Владимир Макаров.

Опровергая слухи об отмене бесплатной социальной помощи, Наталья Бухтоярова заявила, что введение в Москве системы платных услуг по социальной помощи не приведет к исчезновению бесплатного соцобслуживания и даже к их уменьшению. «Все услуги просто не могут быть платными. Законом – и федеральным, и московским – закреплен перечень категорий людей, которые имеют право на бесплатное обслуживание», – пояснила она.

Начальник управления рассказала, что стоимость дополнительных соцуслуг взяли не с потолка, складывалась она с учетом стоимости часа работы социального работника, который обслуживает восемь человек. В частности, согласно материалам департамента, уборка жилого помещения составляет 290 рублей, а ее длительность – 1,5 часа. В свою очередь содействие в записи на прием к врачу – 97 рублей, на что отводится 30 минут. В среднем, по данным департамента, цена одного часа работы соцработника составляет 193 рубля.

Нововведения были утверждены еще в октябре прошлого года постановлением правительства Москвы N 919-ПП «О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы». Новый перечень, не заменив бесплатные услуги, которые гарантируются государством, лишь дополнил их. Мало того – нетрудоспособные и одинокие пожилые москвичи по-прежнему не будут платить за доставку продуктов на дом, приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости, содействие в медицинской помощи. Рассчитаться придется за другое, скажем, «сопровождение» в поездках по городу на общественном транспорте, влажную уборку всех типов покрытия полов, приготовление горячей пищи, стрижку, которые не входят в гарантированный перечень и первостепенными не считаются.

Платные услуги, говорит Наталья Бухтоярова, намечено предоставлять и тем пенсионерам, которые проживают в семьях трудоспособных родственников, но хотят, чтобы за ними следил социальный работник. Между прочим, дети престарелых родителей идут на это охотно, потому что, как правило, работают и днем не могут ухаживать за своими стариками. Тут и приходят на помощь соцработники. Людям важно, чтобы к их родным (пусть за деньги) приходил не кто-то с улицы, а профессионал, которому можно доверять.

Некоторые социальные работники относительно нововведения высказывают недовольство: ведь расширять штат под платное обслуживание в ЦСО не стали, и все бесплатные услуги по-прежнему лежат на тех же сотрудниках. Правда, за платные им полагается материальное стимулирование, которое будет выплачиваться не чаще раза в квартал. Но какая сумма набежит в итоге, неясно. Как пояснила Н. Бухтоярова, пока сложно спрогнозировать спрос на платные услуги и соответственно запланировать увеличение штата соцработников. Кстати, по ее словам, уже в первый день предоставления платных услуг некоторые соцработники заработали около двух тысяч рублей.

Все под контролем

Конечно, это только начало пути, считает Н. Бухтоярова. Пока не идет разговор о создании специализированных отделений, хотя, видимо, придется это делать. Социальные работники только по личному желанию оказывают дополнительную помощь нуждающимся. Им приказать нельзя. Но если такие услуги, благодаря общим усилиям, станут востребованными, тогда обязательно будут созданы хозрасчетные подразделения, которые такой работой займутся самостоятельно. Лишь бы они в текучке не стали прототипами советской службы помощи «Заря».

Дабы быть в курсе, что происходит и что требуется еще предпринять, в социальном департаменте по понедельникам руководители подразделений и их заместители подключаются к прямой линии, во время которой общаются с населением, отвечают на вопросы, задают свои. Подобный мониторинг идет с прошлого декабря.

Некоторые из абонентов беспокоятся: не воспользуются ли соблазном подзаработать на стариках жулики. Все под контролем, уверяет Н. Бухтоярова. Во-первых, соцработникам выписываются наряды, заказчики услуг их оплачивают, деньги поступают в кассу и только после этого начинаются работы. К тому же клиенты соцработников знают в лицо. Да и пенсионеры стали грамотными, чуть что не так – звонят.

А вот профессор Владимир Макаров высказал опасение, что список платных услуг может расшириться за счет бесплатных или вытеснить в итоге бесплатные услуги и стать основным поставщиком услуг. Чтобы исключить такую возможность, должна существовать четко отлаженная и прозрачная система социальной защиты населения, считает он. В частности, платные услуги можно вообще вывести из сферы государственного социального обслуживания в сферу государственно-частного партнерства. Что же до бесплатных соцуслуг, то при любом раскладе должен быть сохранен их минимальный перечень. Государство обязано гарантировать нормальное существование тем людям, которые не могут о себе самостоятельно позаботиться. Причем все должно быть просчитано так, чтобы отдельный человек, а, возможно, и целые семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могли быть обеспечены системой социальных гарантий не ниже прожиточного уровня.

В партнерстве с бизнесом

Список платных услуг не расширится за счет бесплатных, заверяет Н. Бухтоярова. Хотя бы потому, что есть официальный перечень услуг, определенных постановлениями правительства Москвы. Относительно же государственно-частного партнерства, по утверждению Натальи Бухтояровой такая практика у города уже есть. В течение 4 лет департамент закупает по конкурсу некоторые виды услуг у бизнеса. Это сангигиена с комплексной уборкой квартир при помощи специализированного оборудования. Также имеют спрос социальный и социально-медицинский патронаж. В целом у небольших фирм доходит до 86 тысяч случаев.

По словам профессора Макарова, Российский социальный университет готов провести совместные исследования по выбору оптимальной модели каждого вида услуг, оказываемых государством бесплатно и за деньги. С обязательным привлечением бизнеса, в том числе, на уровне государственно-частного партнерства и индивидуального предпринимательства.

То есть, чтобы у пожилых людей по их возможностям появился гарантированный выбор того, что им требуется для нормальной жизни. А работники соответствующих учреждений знали: появилось то, о чем постоянно говорит президент Дмитрий Медведев, – конкуренция.

В нашем случае это значит: кто сделает социальное обслуживание лучше, качественнее, комфортнее, тот и получит «зеленый свет».

Олег Паденко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация