23:30:44
11 апреля 2021 г.

Экологи бьют тревогу

Каким направлениям в сфере охраны окружающей среды сегодня в столице уделяется особое внимание? С таким вопросом мы обратились к председателю комиссии по экологической политике Мосгордумы Вере Степаненко.

Сюрприз за сюрпризом

– Одна из главных тем – состояние зеленых зон города. Все помнят, что в прошлом году было очень жаркое лето. Изнуряющая жара стояла два месяца. Над европейской территорией России завис антициклон. Эта ситуация, безусловно, отразилась на лесах и парках города. Они тоже изнывали от пекла.

И зимой погода преподносила сюрпризы. В конце декабря в Москве и области прошел ледяной дождь, погибло много зеленых насаждений, а те, что уцелели, сильно пострадали. Конечно, им нужна помощь специалистов.

При обсуждении бюджета на 2011 год мы столкнулись с некоторым противоречием. На уход и содержание искусственно создаваемых зеленых зон средств планировалось в два с половиной раза больше, чем на особо охраняемые природные территории – лесные массивы. Почему-то считалось, что денег на содержание деревьев в парковой зоне нужно меньше, чем на деревья, растущие в московских дворах. Понятно, что техногенная нагрузка на городскую флору, действительно, очень высокая. Но парки, лесные массивы тоже находятся в черте города, за ними нужен уход. В Москве 30 тыс. гектаров – почти треть всех городских площадей – заняты лесопарковыми зонами. Это «легкие» столицы, и от их здоровья в значительной степени зависит экология в городе, а значит, и здоровье москвичей.

Мы внесли поправку на увеличение средств для содержания лесных территорий, но, к сожалению, она не прошла. Недавно на заседании правительства Москвы снова рассматривался этот вопрос. Возможно, уже в этом году после корректировки бюджета, которая, как правило, проводится во втором полугодии, мы увидим результаты. Хорошо, что наша позиция нашла поддержку.

Зелени много не бывает

– Весна – время посадки растений. Какие деревья нужны городу?

– Вопрос о качестве зеленых насаждений требует внимательного рассмотрения и проработки. Сегодня в Москве немало тополей. С одной стороны, это хорошо: тополь дает кислорода, так необходимого московскому воздуху, больше, чем другие деревья. Этим и руководствовались, когда высаживали тополя в таких количествах. Но не учли, что тополиный пух у многих москвичей вызывает аллергию.

Нужно проанализировать ситуацию и определить, какие функции должна выполнять зелень в городе, и высаживать те породы деревьев, которые улучшат экологию в столице.

Надо подумать, возможно между жилыми массивами и магистралями нужно высаживать зеленые полосы. Такие «стены» помогут защитить жителей от шума и загазованности. Я выросла на Украине, в степной зоне. Там вдоль многих магистралей росли деревья, которые и выполняли эту функцию. К тому же и смотреть из окна на зелень куда приятнее, чем на пластиковые ограждения, которые у нас строят повсеместно.

Потребуется изменить и нормативы высадки деревьев и кустарников, учитывая, сколько зеленых насаждений погибло этой зимой.

Прошедшее знойное лето показало, что зелени в городе должно быть много. Поэтому сейчас мы уделяем особое внимание этому вопросу. Тем более что в правительстве Москвы разрабатывается проект закона о зеленом фонде столицы. Вскоре он должен поступить на рассмотрение в Московскую городскую Думу.

Решать только сообща

Вторая тема, требующая не меньшего внимания, это утилизация отходов. К сожалению, решить ее в пределах одного города невозможно. Хотя в этом вопросе уже есть некоторые подвижки. На совместных заседаниях коллегий правительства Москвы и области достигнута договоренность о том, что заниматься решением проблемы будем сообща. Кроме захоронения отходов, на территории области появятся совместные предприятия для их утилизации.

– Будет ли это закреплено законодательно?

– Уже подготовлен проект Федерального Закона. В его разработке участвуют и члены нашего экспертного совета. В законопроекте учтены все принципиальные положения, которые есть в законодательстве стран Евросоюза. И главное здесь – переработка отходов, создание необходимых условий для тех, кто занят в этом бизнесе. Разумеется, нужна поддержка государства. Но и с производителей нельзя снимать ответственность. Ведь корень проблемы – в безнаказанности нарушителей экологических норм. Так, например, в Польше за экологические нарушения предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы от трех месяцев до пяти лет. А у нас, к сожалению, все заканчивается мизерным штрафом.

Что делать с упаковкой

В проекте федерального закона о таре и упаковке, который уже восемь лет не может пройти через Госдуму, есть норма, по которой производитель должен отчислять определенные средства на утилизацию отходов. И не просто отчислять деньги, но и отслеживать весь путь упаковки от ее производства до утилизации. То есть, если предприятие производит пластиковые бутылки, то оно должно не только финансово, но и организационно участвовать в сборе бутылок и их дальнейшей переработке. Законопроект уже широко обсуждается с производителями.

– А как с этим обстоят дела за рубежом?

– В европейских странах перерабатывается около 80% тары. У нас же – проблемы даже со сбором стеклянной посуды. Так, например, в цене бутылки пива заложена залоговая стоимость, но и это не гарантирует, что потребители пойдут сдавать тару. По статистике ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» только 37% проданных стеклянных бутылок попадает в пункты приема. Это средний показатель по стране. В одних городах он выше, в других – ниже. Например, в Омске в приемные пункты возвращают 65% стеклянных бутылок, в Ярославле – 48%, а в Петербурге и Москве – 23 и 18% соответственно. Людям проще выбросить бутылку в мусорное ведро.

В России законодательно не предусмотрена ответственность производителя упаковки за ее переработку. Хочется надеяться, что Госдума во время весенней сессии примет, наконец, поправки в Федеральный закон № 89 «Об обращении с отходами производства и потребления» и специальный закон об упаковке.

– Вот недавно в Санкт-Петербурге прошла конференция, где обсуждался вопрос об утилизации отходов…

– Да, в городе на Неве разрабатывается автоматизированная информационная система обращения с отходами. Чтобы контролировать их утилизацию, будут собираться данные о всех предприятиях, организациях – «производителях» мусора. Сейчас их в Петербурге более 2,5 тысячи, плюс около 24 тысяч жилых домов. Всех их занесут в реестр и прикрепят к одному из полигонов твердых бытовых отходов или к перерабатывающему заводу. Будет учитываться, налажен ли на предприятии селективный сбор мусора. Кроме того, предусмотрена электронная биржа для тех, кто заинтересован в продаже и покупке твердых бытовых отходов. Предполагается, что разработка автоматизированной информационной системы завершится к концу года.

На конференции я говорила о том, какими законодательными актами этот вопрос регулируется в бывших социалистических странах. Проанализировав опыт Польши, Чехии и других государств, приходишь к выводу, что нам нужно будет разработать еще один проект закона о переработке опасных отходов. Например, как утилизировать батарейки, ртутные или люминесцентные лампы, которые сейчас активно используются.

Нужен специальный закон об обороте отходов. Он будет определять, кто и за что отвечает, какой должен быть порядок согласований при транспортировке отходов. Возможно, возникнет необходимость вывозить отходы не в Московскую, а в какую-то другую область. Переработка их – сложное производство. Кроме того, должно быть распределение их по разным регионам: где-то перерабатывают пластик, где-то – бумагу. И здесь важно не только, кто производит отходы, но и кто их транспортирует, принимает и складирует. И все звенья цепочки должны нести за это ответственность.

О нашем собеседнике

Вера Станиславовна Степаненко окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Академический правовой университет при Институте государства и права Российской академии наук. Кандидат юридических наук. Работала сопредседателем региональной общественной организации «Союз экологических общественных организаций». Депутат Московской городской Думы третьего и четвертого созывов. Вновь избрана депутатом Думы 11 октября 2009 года.

Председатель комиссии Думы по экологической политике.

Анастасия Строгонова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация