Экологи бьют тревогу
Каким направлениям в сфере охраны окружающей среды сегодня в столице уделяется особое внимание? С таким вопросом мы обратились к председателю комиссии по экологической политике Мосгордумы Вере Степаненко.
Сюрприз за сюрпризом
– Одна из главных тем – состояние зеленых зон города. Все помнят, что в прошлом году было очень жаркое лето. Изнуряющая жара стояла два месяца. Над европейской территорией России завис антициклон. Эта ситуация, безусловно, отразилась на лесах и парках города. Они тоже изнывали от пекла.
И зимой погода преподносила сюрпризы. В конце декабря в Москве и области прошел ледяной дождь, погибло много зеленых насаждений, а те, что уцелели, сильно пострадали. Конечно, им нужна помощь специалистов.
При обсуждении бюджета на 2011 год мы столкнулись с некоторым противоречием. На уход и содержание искусственно создаваемых зеленых зон средств планировалось в два с половиной раза больше, чем на особо охраняемые природные территории – лесные массивы. Почему-то считалось, что денег на содержание деревьев в парковой зоне нужно меньше, чем на деревья, растущие в московских дворах. Понятно, что техногенная нагрузка на городскую флору, действительно, очень высокая. Но парки, лесные массивы тоже находятся в черте города, за ними нужен уход. В Москве 30 тыс. гектаров – почти треть всех городских площадей – заняты лесопарковыми зонами. Это «легкие» столицы, и от их здоровья в значительной степени зависит экология в городе, а значит, и здоровье москвичей.
Мы внесли поправку на увеличение средств для содержания лесных территорий, но, к сожалению, она не прошла. Недавно на заседании правительства Москвы снова рассматривался этот вопрос. Возможно, уже в этом году после корректировки бюджета, которая, как правило, проводится во втором полугодии, мы увидим результаты. Хорошо, что наша позиция нашла поддержку.
Зелени много не бывает
– Весна – время посадки растений. Какие деревья нужны городу?
– Вопрос о качестве зеленых насаждений требует внимательного рассмотрения и проработки. Сегодня в Москве немало тополей. С одной стороны, это хорошо: тополь дает кислорода, так необходимого московскому воздуху, больше, чем другие деревья. Этим и руководствовались, когда высаживали тополя в таких количествах. Но не учли, что тополиный пух у многих москвичей вызывает аллергию.
Нужно проанализировать ситуацию и определить, какие функции должна выполнять зелень в городе, и высаживать те породы деревьев, которые улучшат экологию в столице.
Надо подумать, возможно между жилыми массивами и магистралями нужно высаживать зеленые полосы. Такие «стены» помогут защитить жителей от шума и загазованности. Я выросла на Украине, в степной зоне. Там вдоль многих магистралей росли деревья, которые и выполняли эту функцию. К тому же и смотреть из окна на зелень куда приятнее, чем на пластиковые ограждения, которые у нас строят повсеместно.
Потребуется изменить и нормативы высадки деревьев и кустарников, учитывая, сколько зеленых насаждений погибло этой зимой.
Прошедшее знойное лето показало, что зелени в городе должно быть много. Поэтому сейчас мы уделяем особое внимание этому вопросу. Тем более что в правительстве Москвы разрабатывается проект закона о зеленом фонде столицы. Вскоре он должен поступить на рассмотрение в Московскую городскую Думу.
Решать только сообща
Вторая тема, требующая не меньшего внимания, это утилизация отходов. К сожалению, решить ее в пределах одного города невозможно. Хотя в этом вопросе уже есть некоторые подвижки. На совместных заседаниях коллегий правительства Москвы и области достигнута договоренность о том, что заниматься решением проблемы будем сообща. Кроме захоронения отходов, на территории области появятся совместные предприятия для их утилизации.
– Будет ли это закреплено законодательно?
– Уже подготовлен проект Федерального Закона. В его разработке участвуют и члены нашего экспертного совета. В законопроекте учтены все принципиальные положения, которые есть в законодательстве стран Евросоюза. И главное здесь – переработка отходов, создание необходимых условий для тех, кто занят в этом бизнесе. Разумеется, нужна поддержка государства. Но и с производителей нельзя снимать ответственность. Ведь корень проблемы – в безнаказанности нарушителей экологических норм. Так, например, в Польше за экологические нарушения предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы от трех месяцев до пяти лет. А у нас, к сожалению, все заканчивается мизерным штрафом.
Что делать с упаковкой
В проекте федерального закона о таре и упаковке, который уже восемь лет не может пройти через Госдуму, есть норма, по которой производитель должен отчислять определенные средства на утилизацию отходов. И не просто отчислять деньги, но и отслеживать весь путь упаковки от ее производства до утилизации. То есть, если предприятие производит пластиковые бутылки, то оно должно не только финансово, но и организационно участвовать в сборе бутылок и их дальнейшей переработке. Законопроект уже широко обсуждается с производителями.
– А как с этим обстоят дела за рубежом?
– В европейских странах перерабатывается около 80% тары. У нас же – проблемы даже со сбором стеклянной посуды. Так, например, в цене бутылки пива заложена залоговая стоимость, но и это не гарантирует, что потребители пойдут сдавать тару. По статистике ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» только 37% проданных стеклянных бутылок попадает в пункты приема. Это средний показатель по стране. В одних городах он выше, в других – ниже. Например, в Омске в приемные пункты возвращают 65% стеклянных бутылок, в Ярославле – 48%, а в Петербурге и Москве – 23 и 18% соответственно. Людям проще выбросить бутылку в мусорное ведро.
В России законодательно не предусмотрена ответственность производителя упаковки за ее переработку. Хочется надеяться, что Госдума во время весенней сессии примет, наконец, поправки в Федеральный закон № 89 «Об обращении с отходами производства и потребления» и специальный закон об упаковке.
– Вот недавно в Санкт-Петербурге прошла конференция, где обсуждался вопрос об утилизации отходов…
– Да, в городе на Неве разрабатывается автоматизированная информационная система обращения с отходами. Чтобы контролировать их утилизацию, будут собираться данные о всех предприятиях, организациях – «производителях» мусора. Сейчас их в Петербурге более 2,5 тысячи, плюс около 24 тысяч жилых домов. Всех их занесут в реестр и прикрепят к одному из полигонов твердых бытовых отходов или к перерабатывающему заводу. Будет учитываться, налажен ли на предприятии селективный сбор мусора. Кроме того, предусмотрена электронная биржа для тех, кто заинтересован в продаже и покупке твердых бытовых отходов. Предполагается, что разработка автоматизированной информационной системы завершится к концу года.
На конференции я говорила о том, какими законодательными актами этот вопрос регулируется в бывших социалистических странах. Проанализировав опыт Польши, Чехии и других государств, приходишь к выводу, что нам нужно будет разработать еще один проект закона о переработке опасных отходов. Например, как утилизировать батарейки, ртутные или люминесцентные лампы, которые сейчас активно используются.
Нужен специальный закон об обороте отходов. Он будет определять, кто и за что отвечает, какой должен быть порядок согласований при транспортировке отходов. Возможно, возникнет необходимость вывозить отходы не в Московскую, а в какую-то другую область. Переработка их – сложное производство. Кроме того, должно быть распределение их по разным регионам: где-то перерабатывают пластик, где-то – бумагу. И здесь важно не только, кто производит отходы, но и кто их транспортирует, принимает и складирует. И все звенья цепочки должны нести за это ответственность.
О нашем собеседнике
Вера Станиславовна Степаненко окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Академический правовой университет при Институте государства и права Российской академии наук. Кандидат юридических наук. Работала сопредседателем региональной общественной организации «Союз экологических общественных организаций». Депутат Московской городской Думы третьего и четвертого созывов. Вновь избрана депутатом Думы 11 октября 2009 года.
Председатель комиссии Думы по экологической политике.