Стать полноценной личностью
В нынешнем году коррекционному детскому дому № 18 исполняется 15 лет. Он расположен в районе Бирюлево Восточное Южного округа на улице Лебедянской, 26. Детдом организовали специально для детей-сирот и детей с отклонениями в развитии, оставшихся без попечения родителей.
Первое, что бросается здесь в глаза, – стерильная чистота, ковры и дорожки в жилых помещениях, коридорах, на ступеньках лестниц, а также изобилие игрушек и стенды с трогательными рисунками, поделками, которые сотворены самими детишками, – куклы, птицы, животные. Под стеклом – коллекция кубков за победы в спортивных соревнованиях.
Что еще примечательно: в каждой комнате – рециркуляторы воздуха, ультрафиолетовые бактерицидные облучатели, ноутбуки для педагогов с выходом в Интернет, компьютеры для занятия детей.
О современных методах воспитания ребят с трудной судьбой специально для «КР» рассказал директор детского дома № 18, отличник народного просвещения Сергей Кухарь.
Самостоятельность с младых ногтей
Сейчас в нашем детском доме проживают 52 воспитанника от 4 до 18 лет. Они разделены на шесть разновозрастных групп по 8–10 человек. Рядом с детьми круглосуточно и воспитатели с помощниками, и медицинский персонал, и организаторы досуга. Учебный процесс в здании детского дома организован только для дошкольников, а ребят постарше, 42 ученика, возим на собственных автобусах в коррекционную школу № 869 на улице Бехтерева – это неподалеку.
После учебы ребят ждут различные студии дополнительного образования – керамики, бисероплетения, спортивно-оздоровительные, включая непременное посещение плавательного бассейна. Располагает детский дом также своим врачебным, процедурным, физиотерапевтическим, стоматологическим кабинетами. У каждой группы ребят – своя уютная спальня. А питание пятиразовое, причем еду готовят свои повара, со стороны пищу не привозим.
С дошкольниками эффективно работают учителя-логопеды, психологи, дефектологи – последние занимаются с детьми как по традиционной методике, так и по широко известной в мире Монтессори-педагогике. Ее суть – «помоги ребенку что-то сделать самому», ведь для наших воспитанников это крайне важно. Нам же дает возможность провести своевременную психолого-педагогическую диагностику с оценкой достижений ребенка, его проблем и продолжить развитие умственных способностей – через овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Дети со значительными отклонениями в развитии привыкают здесь с помощью специальных учебных пособий правильно воспринимать окружающий мир и определять его реалии. К примеру, как отличить вес, длину, увидеть особенности предметов или материала. В другом специальном классе детей с помощью тренажеров и повседневных предметов учат мыть посуду, перебирать сыпучие вещества, застегивать пуговицы, завязывать шнурки или банты, развешивать белье, чистить обувь, подметать полы – все это потребуется в самостоятельной жизни.
Создан у нас учебный кабинет-кухня, где ребята с удовольствием готовят еду, справляются с кухонными агрегатами типа микроволновки, кухонного комбайна, другими бытовыми приборами, сервируют стол.
Отдых ближний, отдых дальний
Несколько лет подряд мы три летних месяца отдыхаем в Крыму, в Феодосии, в нынешнем году планируем отдых на Азовском море и в районе Туапсе. Во время осенних и зимних каникул выезжали также в лагеря отдыха в Подмосковье и Белоруссию. Воспитанники детдома часто отправляются в туристические поездки и на экскурсии – по Золотому кольцу, в Приокско-Террасный заповедник и местный Парк птиц.
Нужно заметить, что мы сами место отдыха не определяем. Учреждение наше государственное, финансируется из городского бюджета. И организацией отдыха по нашим заявкам занимается Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. По выходным в детском доме – выездные мероприятия. К примеру, в конце марта побывали в Подмосковье на весеннем празднике под девизом: «Здоровые дети, здоровые матери – будущее здоровое поколение России». И такие выезды у нас регулярны.
Главный помощник – город
Замечу, что мы чувствуем постоянную заботу правительства Москвы, департамента образования столицы, районных органов опеки и попечительства, нам помогают спонсоры, которые вовсе не афишируют свои добрые дела. Мы не испытываем каких-либо затруднений, многие свои проблемы решаем при поддержке в том числе и добровольных помощников, и всем очень благодарны.
Кстати, государственные пособия круглым сиротам (федеральные и городские с индексацией), а также алименты с нерадивых родителей мы ежемесячно откладываем на индивидуальные счета воспитанников, и при выпуске из детдома они имеют денежные суммы на первые шаги в самостоятельной жизни.
Также по индивидуальным программам реабилитации инвалида (ИПР) в управлении социальной защиты населения мы получаем на детей путевки в санатории, за счет города заказываем ортопедическую обувь, любые другие технические средства.
Есть и профессия, и кров
Подавляющее большинство ребят у нас, 90 процентов, – это социальные сироты, их отцы и матери лишены родительских прав. После окончания девятилетки (таков статус коррекционной школы) они поступают в профессиональные училища, где получают разнообразные специальности – строителей, швей-мотористок, поваров. Проблемы с трудоустройством случаются, но почти все наши бывшие воспитанники имеют работу.
За год до совершеннолетия наши социальные службы собирают пакет документов, чтобы решить вопрос о предоставлении каждому выпускнику собственной квартиры. Подчеркну: за все 13 лет, что я работаю директором этого детдома, ни один ребенок не остался без крыши над головой. Юным гражданам возвращают жилье, в котором они росли до прихода к нам (если это возможно) либо они получают новые квартиры от ГУП «Моссоцгарантия» по договору социального найма. Только что недавний воспитанник подписал бумаги о выделении ему квартиры в Некрасовке. Как и всем другим, мы поможем ему на начальном этапе жилье обустроить.
Процентов 30 бывших детдомовцев имеют семьи. И всего три человека не смогли себя найти, допустили пусть и незначительные, но все-таки нарушения закона.
Расти, человек!
Думаю, с первобытных времен человек стал существом общественным, что в нашем случае означает семейным. Обретение семьи – одно из важнейших направлений в социальной политике страны и Москвы, получается, это и наша обязанность. За последний учебный год мы передали в семьи пять наших воспитанников. Примечательно: дети вернулись к прежним родителям. Тут два плюса – и отец с матерью исправились, и ребенок снова под родным крылом. Несколько детей переданы в замещающие семьи – под патронат или опекунство. Нет нужды говорить, что это результат общей кропотливой работы. Верится, что новые родители осознали, какого ребенка они берут на воспитание, что они готовы к будущему и помогут юному человеку ощутить себя полноценной личностью. Снова на память приходят слова гуманиста Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»
Скажу напоследок: к нам дети из таких семей назад не возвращались. Ни разу. И вот осенью, после летнего отдыха, еще одного мальчика забирает к себе приемная семья.