23:30:44
11 апреля 2021 г.

Стать полноценной личностью

РазноеВ нынешнем году коррекционному детскому дому № 18 исполняется 15 лет. Он расположен в районе Бирюлево Восточное Южного округа на улице Лебедянской, 26. Детдом организовали специально для детей-сирот и детей с отклонениями в развитии, оставшихся без попечения родителей.

Первое, что бросается здесь в глаза, – стерильная чистота, ковры и дорожки в жилых помещениях, коридорах, на ступеньках лестниц, а также изобилие игрушек и стенды с трогательными рисунками, поделками, которые сотворены самими детишками, – куклы, птицы, животные. Под стеклом – коллекция кубков за победы в спортивных соревнованиях.

Что еще примечательно: в каждой комнате – рециркуляторы воздуха, ультрафиолетовые бактерицидные облучатели, ноутбуки для педагогов с выходом в Интернет, компьютеры для занятия детей.

О современных методах воспитания ребят с трудной судьбой специально для «КР» рассказал директор детского дома № 18, отличник народного просвещения Сергей Кухарь.

Самостоятельность с младых ногтей

Сейчас в нашем детском доме проживают 52 воспитанника от 4 до 18 лет. Они разделены на шесть разновозрастных групп по 8–10 человек. Рядом с детьми круглосуточно и воспитатели с помощниками, и медицинский персонал, и организаторы досуга. Учебный процесс в здании детского дома организован только для дошкольников, а ребят постарше, 42 ученика, возим на собственных автобусах в коррекционную школу № 869 на улице Бехтерева – это неподалеку.

После учебы ребят ждут различные студии дополнительного образования – керамики, бисероплетения, спортивно-оздоровительные, включая непременное посещение плавательного бассейна. Располагает детский дом также своим врачебным, процедурным, физиотерапевтическим, стоматологическим кабинетами. У каждой группы ребят – своя уютная спальня. А питание пятиразовое, причем еду готовят свои повара, со стороны пищу не привозим.

С дошкольниками эффективно работают учителя-логопеды, психологи, дефектологи – последние занимаются с детьми как по традиционной методике, так и по широко известной в мире Монтессори-педагогике. Ее суть – «помоги ребенку что-то сделать самому», ведь для наших воспитанников это крайне важно. Нам же дает возможность провести своевременную психолого-педагогическую диагностику с оценкой достижений ребенка, его проблем и продолжить развитие умственных способностей – через овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Дети со значительными отклонениями в развитии привыкают здесь с помощью специальных учебных пособий правильно воспринимать окружающий мир и определять его реалии. К примеру, как отличить вес, длину, увидеть особенности предметов или материала. В другом специальном классе детей с помощью тренажеров и повседневных предметов учат мыть посуду, перебирать сыпучие вещества, застегивать пуговицы, завязывать шнурки или банты, развешивать белье, чистить обувь, подметать полы – все это потребуется в самостоятельной жизни.

Создан у нас учебный кабинет-кухня, где ребята с удовольствием готовят еду, справляются с кухонными агрегатами типа микроволновки, кухонного комбайна, другими бытовыми приборами, сервируют стол.

Отдых ближний, отдых дальний

Несколько лет подряд мы три летних месяца отдыхаем в Крыму, в Феодосии, в нынешнем году планируем отдых на Азовском море и в районе Туапсе. Во время осенних и зимних каникул выезжали также в лагеря отдыха в Подмосковье и Белоруссию. Воспитанники детдома часто отправляются в туристические поездки и на экскурсии – по Золотому кольцу, в Приокско-Террасный заповедник и местный Парк птиц.

Нужно заметить, что мы сами место отдыха не определяем. Учреждение наше государственное, финансируется из городского бюджета. И организацией отдыха по нашим заявкам занимается Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. По выходным в детском доме – выездные мероприятия. К примеру, в конце марта побывали в Подмосковье на весеннем празднике под девизом: «Здоровые дети, здоровые матери – будущее здоровое поколение России». И такие выезды у нас регулярны.

Главный помощник – город

Замечу, что мы чувствуем постоянную заботу правительства Москвы, департамента образования столицы, районных органов опеки и попечительства, нам помогают спонсоры, которые вовсе не афишируют свои добрые дела. Мы не испытываем каких-либо затруднений, многие свои проблемы решаем при поддержке в том числе и добровольных помощников, и всем очень благодарны.

Кстати, государственные пособия круглым сиротам (федеральные и городские с индексацией), а также алименты с нерадивых родителей мы ежемесячно откладываем на индивидуальные счета воспитанников, и при выпуске из детдома они имеют денежные суммы на первые шаги в самостоятельной жизни.

Также по индивидуальным программам реабилитации инвалида (ИПР) в управлении социальной защиты населения мы получаем на детей путевки в санатории, за счет города заказываем ортопедическую обувь, любые другие технические средства.

Есть и профессия, и кров

Подавляющее большинство ребят у нас, 90 процентов, – это социальные сироты, их отцы и матери лишены родительских прав. После окончания девятилетки (таков статус коррекционной школы) они поступают в профессиональные училища, где получают разнообразные специальности – строителей, швей-мотористок, поваров. Проблемы с трудоустройством случаются, но почти все наши бывшие воспитанники имеют работу.

За год до совершеннолетия наши социальные службы собирают пакет документов, чтобы решить вопрос о предоставлении каждому выпускнику собственной квартиры. Подчеркну: за все 13 лет, что я работаю директором этого детдома, ни один ребенок не остался без крыши над головой. Юным гражданам возвращают жилье, в котором они росли до прихода к нам (если это возможно) либо они получают новые квартиры от ГУП «Моссоцгарантия» по договору социального найма. Только что недавний воспитанник подписал бумаги о выделении ему квартиры в Некрасовке. Как и всем другим, мы поможем ему на начальном этапе жилье обустроить.

Процентов 30 бывших детдомовцев имеют семьи. И всего три человека не смогли себя найти, допустили пусть и незначительные, но все-таки нарушения закона.

Расти, человек!

Думаю, с первобытных времен человек стал существом общественным, что в нашем случае означает семейным. Обретение семьи – одно из важнейших направлений в социальной политике страны и Москвы, получается, это и наша обязанность. За последний учебный год мы передали в семьи пять наших воспитанников. Примечательно: дети вернулись к прежним родителям. Тут два плюса – и отец с матерью исправились, и ребенок снова под родным крылом. Несколько детей переданы в замещающие семьи – под патронат или опекунство. Нет нужды говорить, что это результат общей кропотливой работы. Верится, что новые родители осознали, какого ребенка они берут на воспитание, что они готовы к будущему и помогут юному человеку ощутить себя полноценной личностью. Снова на память приходят слова гуманиста Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

Скажу напоследок: к нам дети из таких семей назад не возвращались. Ни разу. И вот осенью, после летнего отдыха, еще одного мальчика забирает к себе приемная семья.

Олег Паденко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация