Москва и Подмосковье едины?
Говоря о Московском регионе, многие почему-то называют его агломерацией. На самом деле агломераций две – собственно город и ближнее Подмосковье. Хотя в последние годы периодически возникали слухи об их объединении, федеральные власти эти слухи никак не подтверждали. Со своей стороны мэр Сергей Собянин не раз заявлял, что правительства столицы и Подмосковья должны эффективно взаимодействовать, но речь не идет об объединении двух субъектов Федерации.
В агломерации, учит мировой опыт, все территории – городская и загородная – тесно интегрированы. Как, например, в Париже, Берлине или в «Большом яблоке» – Нью-Йорке, где тесная интеграция закрепляется на законодательном уровне. У нас такого закона нет. Так что говорить о единой московской агломерации преждевременно.
Однако заблуждение относительно единства столичной агломерации носит столь массовый характер, что путается даже руководитель Комитета по архитектуре и градостроительству столицы Александр Кузьмин, который сразу после первого заседания Объединенной коллегии органов исполнительной государственной власти Москвы и Московской области в начале февраля заявил о том, что «сложилась прочная Московская агломерация».
По его словам, регион лишь условно разделен на москвичей и жителей области, а вот для градостроителей существует такое понятие, как «реальный город» – к нему они сейчас и относят весь Московский регион как единое архитектурное и дорожно-транспортное образование.
Впрочем, спустя некоторое время мэр главного архитектора ненавязчиво поправил, когда в очередной раз говорил о планах развития региона, используя словосочетание «две агломерации». Проблемы же у двух агломераций действительно одни. И тут не только градостроительная политика, транспорт и дорожное строительство. Есть еще потребительский рынок и рынок услуг, ритуальное обслуживание, утилизация отходов, развитие единой энергосистемы, инвестиционная политика, социальная сфера. Прибавим к этому природопользование и охрану окружающей среды, информационное взаимодействие, нормативно-правовое обеспечение…
По сути, власти двух субъектов Федерации должны теснейшим образом координировать свои планы и бюджетные расходы. На практике это означает, что в регионе должна появиться единая власть.
Казалось бы, почему тогда не объединить Москву и область? Тем более что это полностью соответствовало бы идее укрупнения регионов, высказанной президентом РФ Дмитрием Медведевым в его прошлогоднем обращении к Федеральному собранию.
Да, теоретически объединение столицы и Подмосковья могло бы устранить большинство имеющихся сегодня в регионе «нестыковок». Позволило бы создать единую схему управления, привлечь столь нужные области инвестиции, унифицировать системы транспортных и информационных коммуникаций. В пользу объединения говорит и относительно невысокая численность населения области (порядка семи миллионов человек). Причем значительная его часть компактно проживает в городах, находящихся на расстоянии не более 50 км от Москвы. В большинстве своем это достаточно квалифицированные кадры, в прошлом занятые в науке и оборонной промышленности. Наличие такого потенциала могло бы стать хорошим стимулом для развития объединенного региона.
Идея объединения родилась не сегодня. Первый план создания Большой Москвы разработали еще в 1921–1925 годах в рамках перехода страны к НЭПу. Однако Сталину идея «не пришлась». Его больше устраивала относительно компактная, легко контролируемая столица, прописка в которой была мечтой едва ли не каждого советского человека.
Бывший мэр Юрий Лужков в отличие от Сталина мечтал именно о Большой Москве: ее создание разом решило бы его давние разногласия с губернатором Подмосковья о сферах влияния. Формы предлагались (и предлагаются) разные.
В своей статье «Объединение Москвы и Московской области – курс на повышение экономического потенциала» депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов когда-то писал, что следует создать Московскую губернию (край) во главе с генерал-губернатором и общим правительством. Он предлагал ликвидировать административную границу, создать единые органы законодательной и исполнительной власти, но городскую черту при этом сохранить.
С приходом в столичную власть Сергея Собянина разговоры об объединении активизировались – несмотря на то, что новый мэр в отличие от прежнего не дал для этого повода.
Ну, а пока Москва и Подмосковье предпринимали шаги по налаживанию сотрудничества, фракция ЛДПР выступила с инициативой ликвидировать Московскую область как таковую, отправив в отставку Бориса Громова и присоединив к столице территорию в радиусе 100 километров. Оставшуюся же – разделить между соседними областями.
По данным опроса, проведенного тогда «Справедливой Россией», 80 процентов жителей области высказалось за объединение со столицей и только 20 – против. Среди москвичей, наоборот, «за» оказалось 40 процентов, 60 – против.
В Институте современного развития (ИНСОР) после предложения Дмитрия Медведева укрупнить регионы выпустили доклад «Объединение регионов: за и против» По мнению его авторов, слияние Москвы и Подмосковья бессмысленно, дорого и чревато «всеми видами конфликтов – от экологических до этнических».
Однако в том же докладе признается, что транспортные и другие проблемы города и области «в административном плане было бы легче решать в рамках единого субъекта РФ». При этом в случае объединения предлагается ослабить Москву, выделив в отдельные города столичные районы Перово, Люблино и т.д. Также высказывается идея ликвидировать городскую власть как таковую, создав власть Большой Москвы.
Политолог Дмитрий Орешкин подверг критике идею слияния, разделив былые опасения Сталина: «Если соединить Москву и Московскую область, это приведет к тому, что в стране появится суперсубъект. Это будет отдельная страна с численностью населения примерно как в Голландии. Это будет такое московское княжество, которое включает в себя почти 15 процентов населения всей страны и никого не слушается в силу самодостаточности. Сладить с таким монстром центру будет чрезвычайно трудно».
Эксперты отмечают и очевидные минусы объединения для Москвы: серьезной проблемой станет экономическая отсталость областных окраин. Поэтому большинство столичных сторонников объединения предлагает увеличивать территории города за счет лишь самой развитой части Подмосковья. А это, как остудил горячие головы глава Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы Владимир Плигин, требует согласия региональных властей и референдума.
Вторя ему, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев посетовал: «Проблемы агломераций во всех странах решались исключительно путем переговоров. У нас низкая культура общения, и в этом вся беда».
«Культуру общения» в нынешнем процессе переговоров мэра Москвы и губернатора области никак не назовешь «низкой», тем не менее есть сомнение, что одни лишь переговоры могут привести к полноценному объединению. Объединение, как предсказывают некоторые эксперты, скорее всего, будет носить характер плавной инфраструктурной и экономической экспансии Москвы на территорию области в ее нынешних естественных границах.
Сигналом же к началу перемен могут стать заявления федеральных властей о переходе к системе городских агломераций. Тем более учитывая, что ранее президент уже сообщил о необходимости укрупнения регионов.