23:30:44
11 апреля 2021 г.

Москва и Подмосковье едины?

Говоря о Московском регионе, многие почему-то называют его агломерацией. На самом деле агломераций две – собственно город и ближнее Подмосковье. Хотя в последние годы периодически возникали слухи об их объединении, федеральные власти эти слухи никак не подтверждали. Со своей стороны мэр Сергей Собянин не раз заявлял, что правительства столицы и Подмосковья должны эффективно взаимодействовать, но речь не идет об объединении двух субъектов Федерации.

В агломерации, учит мировой опыт, все территории – городская и загородная – тесно интегрированы. Как, например, в Париже, Берлине или в «Большом яблоке» – Нью-Йорке, где тесная интеграция закрепляется на законодательном уровне. У нас такого закона нет. Так что говорить о единой московской агломерации преждевременно.

Однако заблуждение относительно единства столичной агломерации носит столь массовый характер, что путается даже руководитель Комитета по архитектуре и градостроительству столицы Александр Кузьмин, который сразу после первого заседания Объединенной коллегии органов исполнительной государственной власти Москвы и Московской области в начале февраля заявил о том, что «сложилась прочная Московская агломерация».

По его словам, регион лишь условно разделен на москвичей и жителей области, а вот для градостроителей существует такое понятие, как «реальный город» – к нему они сейчас и относят весь Московский регион как единое архитектурное и дорожно-транспортное образование.

Впрочем, спустя некоторое время мэр главного архитектора ненавязчиво поправил, когда в очередной раз говорил о планах развития региона, используя словосочетание «две агломерации». Проблемы же у двух агломераций действительно одни. И тут не только градостроительная политика, транспорт и дорожное строительство. Есть еще потребительский рынок и рынок услуг, ритуальное обслуживание, утилизация отходов, развитие единой энергосистемы, инвестиционная политика, социальная сфера. Прибавим к этому природопользование и охрану окружающей среды, информационное взаимодействие, нормативно-правовое обеспечение…

По сути, власти двух субъектов Федерации должны теснейшим образом координировать свои планы и бюджетные расходы. На практике это означает, что в регионе должна появиться единая власть.

Казалось бы, почему тогда не объединить Москву и область? Тем более что это полностью соответствовало бы идее укрупнения регионов, высказанной президентом РФ Дмитрием Медведевым в его прошлогоднем обращении к Федеральному собранию.

Да, теоретически объединение столицы и Подмосковья могло бы устранить большинство имеющихся сегодня в регионе «нестыковок». Позволило бы создать единую схему управления, привлечь столь нужные области инвестиции, унифицировать системы транспортных и информационных коммуникаций. В пользу объединения говорит и относительно невысокая численность населения области (порядка семи миллионов человек). Причем значительная его часть компактно проживает в городах, находящихся на расстоянии не более 50 км от Москвы. В большинстве своем это достаточно квалифицированные кадры, в прошлом занятые в науке и оборонной промышленности. Наличие такого потенциала могло бы стать хорошим стимулом для развития объединенного региона.

Идея объединения родилась не сегодня. Первый план создания Большой Москвы разработали еще в 1921–1925 годах в рамках перехода страны к НЭПу. Однако Сталину идея «не пришлась». Его больше устраивала относительно компактная, легко контролируемая столица, прописка в которой была мечтой едва ли не каждого советского человека.

Бывший мэр Юрий Лужков в отличие от Сталина мечтал именно о Большой Москве: ее создание разом решило бы его давние разногласия с губернатором Подмосковья о сферах влияния. Формы предлагались (и предлагаются) разные.

В своей статье «Объединение Москвы и Московской области – курс на повышение экономического потенциала» депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов когда-то писал, что следует создать Московскую губернию (край) во главе с генерал-губернатором и общим правительством. Он предлагал ликвидировать административную границу, создать единые органы законодательной и исполнительной власти, но городскую черту при этом сохранить.

С приходом в столичную власть Сергея Собянина разговоры об объединении активизировались – несмотря на то, что новый мэр в отличие от прежнего не дал для этого повода.

Ну, а пока Москва и Подмосковье предпринимали шаги по налаживанию сотрудничества, фракция ЛДПР выступила с инициативой ликвидировать Московскую область как таковую, отправив в отставку Бориса Громова и присоединив к столице территорию в радиусе 100 километров. Оставшуюся же – разделить между соседними областями.

По данным опроса, проведенного тогда «Справедливой Россией», 80 процентов жителей области высказалось за объединение со столицей и только 20 – против. Среди москвичей, наоборот, «за» оказалось 40 процентов, 60 – против.

В Институте современного развития (ИНСОР) после предложения Дмитрия Медведева укрупнить регионы выпустили доклад «Объединение регионов: за и против» По мнению его авторов, слияние Москвы и Подмосковья бессмысленно, дорого и чревато «всеми видами конфликтов – от экологических до этнических».

Однако в том же докладе признается, что транспортные и другие проблемы города и области «в административном плане было бы легче решать в рамках единого субъекта РФ». При этом в случае объединения предлагается ослабить Москву, выделив в отдельные города столичные районы Перово, Люблино и т.д. Также высказывается идея ликвидировать городскую власть как таковую, создав власть Большой Москвы.

Политолог Дмитрий Орешкин подверг критике идею слияния, разделив былые опасения Сталина: «Если соединить Москву и Московскую область, это приведет к тому, что в стране появится суперсубъект. Это будет отдельная страна с численностью населения примерно как в Голландии. Это будет такое московское княжество, которое включает в себя почти 15 процентов населения всей страны и никого не слушается в силу самодостаточности. Сладить с таким монстром центру будет чрезвычайно трудно».

Эксперты отмечают и очевидные минусы объединения для Москвы: серьезной проблемой станет экономическая отсталость областных окраин. Поэтому большинство столичных сторонников объединения предлагает увеличивать территории города за счет лишь самой развитой части Подмосковья. А это, как остудил горячие головы глава Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы Владимир Плигин, требует согласия региональных властей и референдума.

Вторя ему, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев посетовал: «Проблемы агломераций во всех странах решались исключительно путем переговоров. У нас низкая культура общения, и в этом вся беда».

«Культуру общения» в нынешнем процессе переговоров мэра Москвы и губернатора области никак не назовешь «низкой», тем не менее есть сомнение, что одни лишь переговоры могут привести к полноценному объединению. Объединение, как предсказывают некоторые эксперты, скорее всего, будет носить характер плавной инфраструктурной и экономической экспансии Москвы на территорию области в ее нынешних естественных границах.

Сигналом же к началу перемен могут стать заявления федеральных властей о переходе к системе городских агломераций. Тем более учитывая, что ранее президент уже сообщил о необходимости укрупнения регионов.

Владимир Танин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация